ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ КОМИ НАРОДНЫМ ТАНЦАМ
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» с. Помоздино. Мастер – класс «Обучение детей дошкольного возраста коми народным танцам». Составители: Воспитатель – Селиванова Е. И. ( без категории) Музыкал ьный руководитель – Осипова И. Н. ( без категории) Декабрь 2016г. Обоснование темы( её актуальность) Историческое нематериальное наследие любого народа передается от поколения к поколению, от человека к человеку, независимо от изменений в жизни общества, всевозможных природных и исторических катаклизмов. Мы уже начали осознать, что все больше возникает угроза безвозвратно утерять часть важных форм традиционной культуры. Хореографическое искусство – часть духовной культуры народа. Несомненно, изучение танцевального фольклора имеет не только познавательное значение, но и является основой для современных сценических произведений. ( Слайд № 3) Проблема: Практически не изученной областью национальной культуры коми народа остается народный танец. Проблемы интерпретации фольклора, сохранения национальных традиций, развития их в современной действительности обозначились сегодня достаточно остро. ( Слайд № 4) Цель: Систематизация представлений у педагогов о коми народных танцах, как о необходимости сохранения национальных традиций, развитие их в современной действительности. Задачи: Познакомить педагогов с некоторыми видами коми танца. Рассказать об используемых методах, приемах, и технологиях. Комментированный показ приемов и методов работы. Повысить профессиональную компетентность участников мастер- класса. Используемые технологии: Игровая Педагогическая мастерская( Слайд № 5) Для чего нужен ребенку танец: Освоение детьми дошкольного возраста основных танцевальных движений имеет огромное значение для физического, психического развития ребенка, наполняют его новыми эмоциями и переживаниями. Музыкально- ритмические движения, танцы развивают музыкальный слух, координацию, учат ориентировки в пространстве. Они способствуют развитию памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, наполняют уверенностью в себе, в своих силах. В процессе обучения движению закладываются навыки: воспитание вежливости; элементарной культуры поведения: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как затем после танца мальчик отводит девочку на место, благодарит ее. На занятиях очень важно создание атмосферы поиска, радости, удовольствия. ( Слайд № 6, 7) Задачи, принципы, методы, используемые на занятиях по обучению детей танцевальным движениям. Задачи: слушание музыки; Обсуждение характера музыки, исполнение, представление образа и движения, которые вызывает музыка; показ танца, ( «рисунок» танца) ; основные движения и исходное положение: построение парами, друг за другом, по кругу; ( Слайд № 8) Принципы: учет возрастных особенностей и возможностей детей; постепенное увеличении объема и интенсивности нагрузок; непрерывность и регулярность в работе над движениями; высокий художественный уровень музыкальных произведений, воспитывающих вкус ребёнка и удобной для двигательных упражнений; индивидуально- личностный подход( Слайд № 9) Методы: Наглядный метод( используется как взаимодействие слухового и наглядно – зрительного анализатора, иллюстрированной наглядности) ; Метод показа( разучивание новых движений по показу педагога) ; Словесные методы( указания педагога должны быть краткими, точными, конкретными) ; Практический метод( многократное повторение музыкально – ритмических движений) ; Импровизационный метод. ( Слайды № 10) - Уважаемые коллеги, прежде чем начать мастер класс, я хочу с вами провести маленький эксперимент. Перед вами находятся тарелки с водой и ложки. Вам сейчас нужно набрать немножко воды в ложку и капнуть несколько капель в тарелку. ( Педагоги выполняют задание) - Что вы заметили? - Правильно, круги идут от капли и они, распространяясь, увеличиваются и увеличиваются. - Мы, педагогические работники дошкольного образования, являемся этой капелькой, от которой пойдут волны. Кто, если не мы, заложит в маленьких созданиях основу для дальнейшего развития? В частности, развития и воспитания в душах детей любовь к своей малой родине. - Есть причина угрозы полного исчезновения коми танца, т. к. просто уходят из жизни носители информации. Практи чески не изученной областью национальной культуры коми народа остается народный танец. Танцы коми тесно связаны с трудом и бытом народа, в них нашли отражения особенности их трудовой деятельности, жизненного уклада. Конечно, творчество коми народа испытало на себе значительное влияние русского народного творчества, это прослеживается как в устном народном творчестве, так и в песнях и танцах. ( Слайд ы № 11, 12) Виды коми танца. игровые танцы( игры- танцы, игровые хороводы) , содержание которых диктуется содержанием песни. Для этих танцев характерно активное включение поющей массы в танцевальное действие, четкое выявление линии действия, яркая разработка характеров персонажей; Это хороводные и «сюжетно- ролевые» игры, которые отличаются между собой обычно ритмом мелодии. Среди них еще выделяются игры целовальные и обычная пляска. ( Слайд № 13) трудовые танцы( изображающие трудовые процессы) . Чаще всего эти танцы исполнялись под инструментальный аккомпанемент, имели четкую действенную основу, индивидуализации характеров персонажей не наблюдалось. ( Слайд № 1 4) кадрили – танцы, не имеющие сюжета, выполняющие функцию развлечения, отдыха. Схема коми кадрилей близка русским кадрилям. Они исполнялись под мелодии популярных русских народных песен без текста. ( Слайд № 1 5) Мы использовали в практике « Шен » из книги «Коми ворсӧм да гаж: тӧрыт да талун » Л. Н. Камбалова, А. Н. Рассыхаева. Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2007. ( Видео № 1) - А сейчас мне нужны 2- 3 желающих, которые помогу мне показать танцевальное движение « т упи- тап » или « туп- и- тап »- это дробный ход, имеющий различный ритмический рисунок и отличающийся тех нологией исполнения. « Т упи- тап » – обозначение звуков, издаваемых ногами при ходьбе или пляске. Женщины исполняли « Тупи- тап » в сдержанной манере. Движения рук также очень сдержаны. Рук, выше бедер не подымали. У мужчин же манера исполнения более раскованная. Движения рук свободные, размашистые. ( Слайд № 16) Пляска « Тупи- тап », исполняется только по кругу друг за другом. Она не имеет определенного музыкального сопро вождения и может исполняться под любую плясовую песню. - Сейчас сидящие будут музыкантами, а мы будем танцевать. В старину, е сли надо было играть для пляски, приспосабливали для игры разного рода предметы домашнего обихода. Это могли быть: заслонки, горшки, деревянные ложки, сито или лукошко, зыбку и др угие предметы, с опровождая «музыку» пением « та- та- ра- ра » и т. д. ( Слайд № 17) Показ движения под музыку. - Как вы думаете, что обозначает это слово? ( Высказывания педагогов) - Интересно само происхождение названия « тупи- тап ». Коми языку свойственны звукоподражания. Так, в древних коми песнях и просто в разговорной речи встречаются различные звуко подражания: « йирки- торки кайыштас », « чмуки- чмоки- окыштас », « дзур- ки- вирки пырыштас », « тупи- тапи йöктыштас », и т. д. ( слайд № 18) - Уважаемые коллеги, а какие звукоподражания вы можете вспомнить? ( Высказывания педагогов) - Возмож но, это название пришло из древних времен, но оно не обозначало названия конкретной пляски или конкретного движения. В наро де никогда не говорили « ноко, йöктыштам тупи- тап » т. е. «давайте спляшем тупи- тап », а говорили просто « ноко, йöкт ыштам », т. е. «давайте спляшем». Н азвание « Тупи- тап » пляска получила уже в наше время, где- то в середине ХХ века. ( Слайд № 18) Я хочу познакомить вас одним из видов коми танца- к адриль. Характерной особенностью кадрили являлся дробный ход « тупи- тап », исполняющийся в двух вариантах: с ударом каблуком или с перескоком. В качестве музы кального сопровождения использовались мелодии народных песен. Пр актически во всех районах есть своя кадриль. В наше время их можно увидеть чаще всего в исполнени и фольклорных коллективов. Существуют различные виды кадрили: на четыре пары, на шесть пар, тройками, линейная кадриль. Эти кадрили состоят из разного количества фигур. Некоторые фигуры имеют названия и выкрикиваются перед их исполнением, а некоторые – исполняются подряд без остановки. Кадрили плясали под гармонь, а в некоторых районах они сопровождались частушками. ( Слайды № 19. 20) Мы используем в нашей практике такие игры – танцы: «Коклябӧр»; « Чышъян улын окӧдӧм»; «Лентаясӧн ворсӧм»; «Кокӧлюка». ( Ко ми ворсӧм да гаж: тӧрыт да талун » Л. Н. Камбалова, А. Н. Рассыхаева. Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2007. ) ( Слайд № 21) Шен – разновидность кадрили. В каждом селе танцевали по – своему. Мы придумали новый Шен, который смогли бы исполнить старшие дошкольники в детском саду. ( Слайды № 22- 39) Основу мы взяли, посмотрев фотографии, видеозапись, как танцевали в старину в нашем селе Помоздино наши бабушки. Я приглашаю выйти желающих для показа. ( Разучивание одного фрагмента «Шондἰбан») Рефлексия: Каждому участнику предлагается л ист бумаги, на котором написано неоконченное предложение: Я научилась… Я узнала, что… Я была удивлена тем, что… Мне нравится, что… Я была разочарована тем, что… Самым важным для меня было… Мне сегодня… Уважаемые педагоги, спасибо за внимание! Надеюсь, мастер- класс был для вас полезным! Селиванова Евдокия Ивановна с. Помоздино декабрь 2016 г