a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

28/12/2016 "Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста", консультация для воспитателей, подготовила Ракитянская Л. Н.

Опубликовано: 2016-12-28 09:32:13

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей  часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались  наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т д., забывая о дальнейшем развитии событий.  А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

 В работе с детьми  при организации НОД,  мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы: "А что, дальше?", "А как это произошло?",  "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать?  И вот,  сегодня мы хотим поделиться опытом, как мы помогаем детям   при рассказывании  использовать модельные схемы.Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события.

Все мы знаем, что в области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование? Моделирование мы рассматриваем,   как совместную деятельность воспитателя и детей по построению,  выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования -  обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.       Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от  несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми  способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями мы привлекаем детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование  начинаем с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.         Мы считаем,  что именно наглядные модели  наиболее применимы   для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет,  выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и  продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. 

Работу с модельными схемами начинала со средней группы. Вначале это было разыгрывание литературных произведений  с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей  и обратить их  внимание на строение произведения. Заместители , соответствующие основным персонажам, помогали детям  установить смысловые связи между ними.

  Параллельно  с этой работой я  считала  необходимым обязательное  использование  настольно- печатных игр, которые помогали  детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,  интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Это такие игры как: "Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Аналогии", "Временам года" .         (показ)

 

В старшей и подготовительной к школе группе  усложнила   работу  : дети начали пытаться строить  и использовать  наглядные схемы, модели.

Первый этап работы -  прослушивание произведения, ответы  на вопросы , разыгрывание  сюжета   в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.

Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании   заменяла  сюжет, или героя сказки  на предмет- заместитель.  
Например,  если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на  геометрическую форму - квадрат, и т.д.

 Следующим этапом работы  было отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению.   Предлагала  детям  прослушать рассказ. Беседовали по тексту, рассматривали  иллюстрации, и предлагала  в помощь готовую модельную схему  и показывала,  как можно последовательно составить рассказ.

Далее   под моим руководством  учила  выбирать  нужные элементы модели, последовательно их располагать  в единую модельную цепь.  При этом не предлагала  что-то конкретное, а только советовала, направляла, предлагала, и давала возможность ребёнку  самому проявить инициативу.

Следующим этапом работы по использованию схем было самостоятельный  выбор  ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения. При организации НОД   использую  комплекты моделей, придуманных вместе с детьми. Это  комплекты моделей  "животные  и птицы, "природные явления, "растения.  "предметов ближайшего окружения".

Наглядные  модели  многофункциональны. На основе их  создала разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми,  придерживаюсь следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

 

   И заключительным этапом работы   явилось самостоятельное изображение модели на бумаге по  данному произведению. Например,  читаю литературный текст, а дети  самостоятельно создают (рисует) элементы модельной схемы к произведению.


      Таким образом, постепенно осуществляла переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству.  Если на начальном этапе работы мы коллективно выдвигали  и обсуждали различные версии и отбирались  наиболее удачные варианты, то на следующем этапе я  выступала  как равноправный партнер. Во время работы старалась  незаметно помочь детям находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение.  Постепенно дети начинали проявлять творческую самостоятельность.

Но  надо отметить,  что переходя к сочинению по моделям дети  испытывали  некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получались очень схематичными, типа : «Жил был мальчик, он пошел в лес, погулял, погулял, поел, пришел домой  и лег спать». Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждого НОД мы  вводим задачи по активизации и обогащению словаря.

Например,  такие речевые игры,  как  "Кто что делает?", "Целое - часть",   "Объясни?", "Скажи по- другому", "Скажи наоборот", "Скажи коротко" и т.д.  

  И только сейчас (февраль), дети начали  сами составлять небольшие модельные схемы, где присутствуют основные её части: завязка, кульминация и развязка.

Из опыта моей работы, стало понятно , что отсутствие подобной, даже упрощенной  структуры привело  к хаотичности событий, и здесь на помощь пришли  наглядные модели, которые представляет собой как бы "план сочинения" и  помогает  детям отдельные события  организовать в единый сюжет.

Эту работу  строила  следующим образом:

  • Объясняла, что прежде чем  создать готовое произведение, например сказку, писатель продумывает сюжет,  главных  героев, концовку и пишет план своего произведения. Поскольку дети не умеют еще писать, они могут нарисовать план своей сказки. Здесь важно научить ребенка использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании целостного произведения.
  • После того, как ребенок сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядной модели, он переходит к их составлению в уме.
  • После подобных развивающих занятий, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах,  как  добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Мы начали создавать свою "Книгу сказок". Детям нравиться то, что зарисовав, а мы записав её, сказка не забывается. А иногда, по желанию детей, мы читаем сказки собственного сочинения.

 Ещё мне  хотелось бы рассказать ,   о применении модельных схем,  при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.  Это привело к тому, что дети стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для  удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые , но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Уважаемые коллеги, мы представили вам  только определенные виды деятельности детей по развитию речи и хотели бы поделиться опытом, на каких ещё  занятиях можно использовать    модельные схемы и схематическое изображение предметов.
По разделу развития речи вам все понятно, потому что мы его только что вам попытались подробно рассказать и к планированию прилагаются примерные модельные схемы к данным занятиям.

  Но мы считаем, и думаем что вы с нами согласитесь , что применять модельные схемы  можно и на других НОД - например,  в ОО «Познание» (по экологическому воспитанию) в целях речевого развития старших дошкольников.  По этому разделу   мы используем  методические разработки   Воронкевич "Добро пожаловать в экологию", где автор предлагает нам  готовые схематичные модели по разделам:

"Домашние и дикие животные", "Домашние и дикие птицы", "Насекомые", "Фрукты, овощи" и т.д.,  но не всегда готовые модельные схемы нас устраивают по содержанию, поэтому мы,  вместе с детьми дополняем и уточняем. Например,  в готовом демонстрационном материале, автор предлагает нам вот такую модель к НОД  "Беседа о насекомых", но так как в подготовительной к школе группе , знания о насекомых у них более обширны, то нам пришлось изменить и дополнить эту схему новыми элементами.

К разделу растения  придумала свою  модельную схему. Весь материал по теме "Моделирование"  систематизирован по блокам , например, "Природа и природные явления", " Дикие и домашние животные", "Моя семья", "Сказочные герои", "Предметы домашнего окружения". При необходимости мы делаем подборку из данных моделей для занятия, а дети используют эти модельные схемы в свободной, речевой, игровой  деятельности.

Если у ребенка возникает желание, он всегда может создать свою модельную схему к рассказу или сказке.

Также модельные схемы можно применять  при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок.

 

 

Выводы:

  1. Использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.
  2. Система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.
  3. Использование модельных схем способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

Благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата.

 

Рекомендации воспитателям:

 

  • активно используйте предметную обогащенность среды (пространственно-временная модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров) ;
  • давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации) ;
  • применяйте многовариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки) ;
  • используйте моделирование как эффективный метод речевого развития детей , а модели как дидактическое средство.

Я рекомендую педагогам и родителям активнее использовать моделирование в развитии речи детей.

 

Оставить комментарий: