Инновационный опыт учителя начальных классов Едифановой Н.Г.
Документы для скачивания
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Лесная средняя общеобразовательная школа» Зубов о- Полянского муниципального района Республики Мордовия Едифановой Натальи Геннадьевны Актуальность и перспективность опыта Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебн о- воспитательного процесса Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, в о многом зависит от меня. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Раз витие речи, логического мышления младших школьников» уже несколько лет- одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Актуальность. Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью. Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении. Главной целью современного образования является- воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Как учитель начальных классов, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – дать детям определенную сумму знаний: расширить словарный запас, вырабатывать у детей умение грамотно говорить, связно излагать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, развивать интерес к учению, творчеству, т. к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями к школьному обучению, что позволяет учителю творчески решать задачи, поставленные перед современной школой В речи детей не сформированы навыки построения текстовых единиц, использования средств межфразовой связи, нет четко сформированных умений композиционного конструирования, абзацного деления текста. Недостающий словарный запас, плохая дикция, неумение вести диалог приводит ученика начальной школы к коммуникативным неудачам. Речь часто бедна просто потому, что дети не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта Я работаю по УМК «Школа России », развитию речи учащихся отводится большая роль. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи – это, прежде всего, развитие мышления. Ведь семилетний ребенок, придя в школу, воспринимает все предметы целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Он чаще всего выделяет какой- нибудь один признак. Яблоко – красное, огурец – зеленый. Сначала мы учим видеть отдельные предметы, сравнивать их, делаем выводы из наблюдений. Такая работа практически ведется на всех уроках. Когда приобретен первоначальный навык наблюдений и устных описаний, то тогда и приступаем к написанию творческих работ. Но развитие речи – это не только развитие мышления, это и накопление, расширение, обогащение словарного запаса учащихся. Нужно научить ребенка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым выразительным словом. Наряду с большой работой по овладению новыми словами, которая начинается, едва ученик переступает порог школы, совершенно необходимо выяснять и уточнять значение, казалось бы, знакомых детям слов. Ведь ребенок многие слова усвоил подражанием, полусознательно, а иногда просто механически употребляет их, часто не зная настоящего значения. Развитию речи приходится уделять внимание на каждом уроке. Но, конечно, особая роль развитию речи отводится предметам гуманитарного цикла. Это, прежде всего, уроки: литерат урное чтение, русский язык, окружающий мир. На уроках литературного чтения развитию речи отводится особая роль. Этот предмет, именно, направлен на развитие речи учащихся, на развитие их творческих способностей. Мало научить ребёнка читать, ему нужно привить любовь к чтению. На уроках дети знакомятся с разными литературными жанрами, учатся отличать их друг от друга, анализировать, сочинять. Занятия проходят неинтересно, если ученики только читают текст, не получая новых заданий, а бывает интересно, получая каждый раз новое задание, найти, заметить в тексте то, чего еще не было замечено. Наиболее распространенным видом работы над текстом является рассказ учителя, который должен быть ярким, эмоциональным и понятным для детей. Учитывая психологию младшего школьника, добиваюсь активного сознательного участия каждого ребенка на уроке, чтобы дети были участниками обсуждаемого, переживали за судьбу героя. Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать: Какой пункт вам кажется главным, основным? Докажите это. А чему можно научиться из этого рассказа? и т. д. Готовясь к урокам литературного чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученики активно, творчески мыслили в течение всего занятия. Стараюсь разнообразить урок, чем больше видов работ, тем детям на уроке интереснее. Ведь часто бывает, что уже первоклассники урок чтения считают одним из нелюбимых. Чтобы поддерживать и развивать интерес к урокам чтения, я использую разные приёмы над содержанием текста. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения и развития речи, является многократное обращение к тексту. Вот тогда- то ребенок открывает в нем что- то новое, чего не заметил при п ервом чтении. Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы; больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать творческие задания. На данном уроке я использую такие виды работ, как: чтение, деление на части, составление плана; чтение, нахождение отрывка к рисунку; чтение самого красивого места; чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу; нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа; чт ение, составление сценария к фильму; нахождение и чтение образных сл ов и описаний и многие другие. При пересказе следят за речью отвечающего и отмечают: приятно его слушать и почему. Замечают ошибки, исправляют их. Любят очень инсценировать сказки, стараясь голосом и жестами показать характер каждого героя и его отношение к другим персонажам. Очень нравятся ребятам творческие задания к тексту, это: чтение, подборка звукового оформления; беседа с сопровождением выборочного текста; нахождение предложения, отрывка, который мог бы прочитать человечек с различным настроением; нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании творческих работ. Развитию речи на уроках русского языка уделяется особое внимание. Систем а упражнений по УМК «Школа Р оссии » для уроков с оставлена таким образом, что с первого года обучения стимулируются устные, а затем и письменные личные высказывания детей на близкие им темы: о любимых домашних животных, о выборе кличек, о любимых занятиях, увлечениях, о каникулах и забавах. Начиная с первого класса, огромная работа ведется над словом. На протяжении всех четырё х лет обучения в начальной школе ставится задача — привлечь внимание детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова, обогатить словарный состав речевой деятельности обучающихся, познакомить детей со словами- синонимами и словами- антонимами, явлением многозначности, дать понятие «новых» и «устаревших» слов. На страницах учебника в рамочках помещены словарные слов а, с которыми провожу работу. На каждом уроке стараюсь привлечь детей к выполнению какого- либо творческого задания по развитию речи. Это- восстановление деформированного текста, сочинение- миниатюра, сочинение- описание, сочинение- рассуждение, сочинение по картине. Ребята с удовольствием выполняют такие виды работ, дополняют их. Очень тщательно следят за построением предложений, чтобы не было тавтологии, подбирают к словам си нонимы. Цель этих упражнени й- научить детей логически грамотно мыслить, выражать свои мысли при письме, связывая предложения между собой. Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся. Ведущая педагогическая идея педагогического опыта – формирование активности учащихся, повышение качества учебно – воспитательного процесса. Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор" подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Одним из эффективных средств развития речи является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально- оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка. Теоретическая база опыта. Теоретическую основу опыта составляют: Концепция УМК «Школа России » А. А. Плешакова, которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС; Планируемые результаты начального общего образования Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования; Стоит ли следить за своей устной речью, за ясностью, четкостью произнесения слов? А почему надо стараться писать без ошибок, красиво и разборчиво? Зачем проверять написанное? Зачем обдумывать тему и главную мысль? А зачем думать над порядком слов в предложении, видом и последовательностью самих предложений? Стоит ли задумываться над выбором слов и искать самые точные? . . Ответы на все эти вопросы напрямую зависят от ответа на главный вопрос: хочешь ли ты, чтобы тебя хорошо понимали? Понятие" развитие речи" в практике обучения обычно связывается, прежде всего, с двумя видами работы – изложениями и сочинениями. Такая связь, конечно, справедлива, но только отчасти. Нельзя получить от этих школьных упражнений желаемый результат, если не сделать их элементами общей системы языковой и речевой работы. Стержнем этой системы может стать определенная задача: открыть те секреты русского языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А" открыть секреты" языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения. . Помочь маленькому школьнику понять, ка к он пользуется языком, чт о при этом делает со словами, ка к это можно делать лучше, – вот, на наш взгляд, важнейшая задача уроков русского языка и предметов гуманитарного цикла в начальных классах. При таком подходе процессы изучения языка и развития речи оказываются неразрывно связанными между собой. В системе работы над развитием связной речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу. Используются разнообразные виды изложений и сочинений( изложение по вопросам, подробное, сжатое изложение, сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др. ) Я считаю, что развитие речи- это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность. Технология опыта. Система конк ретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально- активной личности. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие развитию речи школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий. В своей педагогической деятельности активно использую личностно- ориентированные педагогические технологии. . Чаще организуются индивидуальные и групповые формы, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам пам яти, умению учиться. Поэтому использую задания: - с наличием образца выполнения; - со вспомогательными вопросами; - с инструкциями; - с применением классификации( предлагается самостоятельно составить схему или таблицу) . Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока. Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность боле е свободно выражать свои мысли. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет: - дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку; дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе; - дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование; Анализ результативности. Уже не один год я работаю над проблемой «Развитие речи, логического мышления младших школьников ». Последовательная и целенаправленная работа по проблеме способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно- воспитательного процесса, повышению качества знаний. Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Процент качества знаний учащихся по русскому я зыку в 3 классе составил- 73% и в 4- м классе 75% . По литературному чтению и окружающему миру процент качества знаний во 2- м – 4- м классе составляет 83% . Ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в школьных, муниципальных, российских и международных олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных марафонах, где занимают призовые места и являются победителями. Большинство учащихся класса приняли участие в о Всероссийском конкурсе «Лисенок», «Львенок», «Триумф». Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика продвижения учащихся. Каждый год учащиеся успешно участвуют в конкурсах «Кенгуру», «Русский м едвежонок», «Человек и природа». С результатами своей деятельности выступаю на педаго гических советах, заседаниях МУМО и ШМО учителей начальных классов. Трудности и проблемы при использовании данного опыта Проблема развития речи младших школьников приобретает особую значимость в процессе социально- коммуникативного развития. И формирование морфологической стороны речи длительный и сложный процесс. Данную работу может провести лю бой заинтересованный учитель ОУ, многие рекомендации могут использовать родители. Трудности при применении данно го опыта могут заключаться в: - плани ровании и построении системы НОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - подборке материалов и оборудования; - разработке критериев уровня морфологической стороны речи. Любая программа нуждается в корректировки под индивидуальные способности, особенности и возможности обучающихся. Адресные рекомендации по использованию опыта Материалы педагогической деятельности учителя начальных классов Едифановой Натальи Геннадьевны на сайте школы: http: / / lesnaya- shkola. a2b2. ru/ И нформацию удостоверяю Д иректор МБОУ «Лесная СОШ» В. Н. Шлепанова