Проект "Мой край"
Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
К. Симонов
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве ,нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями села и края .Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мое родное село»
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза. Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
- Дать знания детям о родном крае, селе : история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил наше село
- Познакомить с культурой и традициями села .пробудить в детях чувство любви к своему селу , краю, уважение к его традициям и обычаям
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Пополнить знания педагогов и родителей об Белгородской области, о своём селе.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы знания о родном селе, крае.
- Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
- Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
- Педагоги и родители пополнят знания об Белгородской области, о своём селе.
Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению
Участники проекта дети воспитатели, родители
Сроки реализации Сентябрь – февраль
1 этап Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
- Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
- Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме, родители)
- Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого темой проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы,
иллюстративного материала по данной теме.
- Составление плана работы над проектами.
3 этап Выполнение проекта
Формы и методы работы
- Лекторий «Историческое и настоящее название улиц села»
- Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»
- Открытый просмотр образовательной деятельности в группах ДОУ.
- Консультация о поэтах, писателях, художниках (библиотека)
- Консультации «Красная книга Белгородской области», «Малой Родины»
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый
разговор по телефону» и т. д.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта
моего села», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие
Экскурсии по селу.
- Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего села»
- Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
- Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы:
“ Прошлое и настоящее», «Моя Родина –Белгородский край!»,
«Таволжанцы– участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия»,
- Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.
Продуктивная деятельность
- Изделия Белгородского края
- Народное творчество Белгородского края
Лепка «Животные и птицы Белгородского края»
- Создание папки рисунков «Таволжанка глазами детей и родителей»
- Изготовление макетов «Наша улица», «Сахарный завод»,
- Оформление фотоальбома «Таволжанка – капелька России»
Развитие речи
- составление творческих рассказов «Мой любимый уголок села»
- беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»
Ознакомление с художественной литературой
Разучивание стихов, песен об Белгородской области
Музыка
- занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек Белгородской области»
- «Пришла коляда накануне Рождества»
- «Мы играем в оркестр народных инструментов»
- Оформление музыкального уголка в русских традициях
Формы и методы работы с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы
- Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
- Изготовление семейных альбомов
- Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, селе»
- Выставка «Сделаем наше село чище» (совместно с родителями)
- Оформление альбомов “Достопримечательности моего села”, “Красная книга Белгородская области”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края», «Природа нашего края»
- Информация для родителей «История родного села», и т.д.
4 этап. Завершающий
1 . Открытое занятие “Моя Родина – Белгородский край”
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
5 этап. Контрольно-рефлексивный
- Подведение итогов.
- Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”