a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста » .

Опубликовано: 2016-12-30 14:14:32

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Уметский детский сад № 2 » Зубово – Полянского муниципально го района Республики Мордовия. Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста ». Автор опыта: Балашова Л. А. 2016 г. План: 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. 2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. 3. Теор етическая база опыта. 4. Технология опыта. Система конкретных педаг огических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. 5. Анализ результативности. 6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. 7. Адресные рекомендации по использованию опыта. 8. Наглядное приложен ие: конспект открытого занятия, видеозапись открытого занятия. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. « Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н. А Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это естественно и заслуживает всяческого одобрения. Но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают. хотя от него в значительной степени тоже зависит здоровье ребенка – это обучение правилам безопасности. Главная цель обучения – сформировать у детей дошкольного возраста чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, причиной гибели детей становится незнание элементар ных правил поведения на пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и огнеопа сными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Малышей во время пожара отличает пассивно- оборонительная позиция: ребенок от страха в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или другое укромное место, вместо того, чтобы уйти или позвать на пом ощь. Страх парализует ребенка, и он не может самостоятельно спастись. В месте с тем детям дошкольного возраста свойственна тяга к огню, огонь притягив ает и завораживает детей. Они, зачарованные картиной яркого пламени, тянутся к огню … И сталкиваются с его коварством и жестокостью. И порой, это знакомство заканчивается трагически. Запреты тут не помогут. Дошкольники во многом подражают взрослым, которых они любят и ценят. Взрослые так прекрасно справляются со своими бытовыми приборами: с газовыми плитами и электроплитами, с разного рода электроприборами, которых сейчас большое количество в доме, с созданием уютной атмосферы со свечами и т. д. и дети пытаются повторить тоже самое, чаще втайне от взро слых, в одиночестве или со сверстниками, братьями, сестрами, потому что для них – это игра, но увы, игра очень опасная. Проблема пожарной безопасности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы убер ечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор мной темы: «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста ». Данный опыт накапливался в течени и нескольких лет. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возн икновения, становления опыта. Ведущей педагог ической идеей является – все то, чему уч ат детей в детском саду и дома, чтобы они могли применить в реальной жизни, на практике при встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Важное значение имеет хорошо организованный педагогический проц есс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и основам пожарной безопасности важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность( развитие «Чувства опасности ») . Полное обучение знаниям, умениям и навыкам пожарной безопасности невозможно без выполн ения детьми заданий с имитацией возм ожных ситуаций. Последнее время я стала часто замечать безнравственное поведение молодых родителей, которые курят в присутствии детей, разрешают использовать в качестве игрушки за жигалки, спички, не задумываясь о том, к каким трагическим последствиям это может привести. В беседах с детьми выяснилось, что эти предметы всегда находя тся в доступных для них м естах они, играют с ними не только в присутствии родителей, а так же ко гда их нет. Насторожило и то, что большинство детей сам остоятельно включают телевизор, магнитофон, микроволновую печь, обогреватели и д р. В ответах детей прозвучала тревожная нотка о том, чт о они любят прятаться в шкафах, под кроватью не только в игровой деятельности, но и в случаях избегания наказания от родителей за какую- либо провинность. Выяснилось, что дети имеют минимум знаний о действиях в случае возникновения пожара. Именно эти, вышеизложенные обстоятельства привели меня к обобщению опыта по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников. Главная цель моей работы – в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнен ию правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для дей ствия в экстремальных ситуациях. Весь мой опыт целенаправле н на реализацию следующих задач: Образовательные: Познакомит ь с историей возникновения огня, профессией пожарного. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Формировать умение детей видеть, когда огонь друг, а когда враг. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара. Формировать знания о элементарных действиях по тушению очага возгорания. Развивающие: Формировать умение реальн о оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнит ь правила пожарной безопасности. Развивать творческие способности дошкольников. Воспитательные: Воспитывать чувств о осторожности и самосохранения. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем. Воспитыват ь чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Я на личном опыте убедилась, как развива ется детская любознательность, наблюдательно сть и интерес к данной проблеме. Дети вначале б ыли лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии стали стремиться самостоятельно, находит ь ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения. Кроме того, тема работы позволяла развивать игровые, художественные, познавательные способности детей. Теоретическая база опыта. В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федера ции « О пожарной безопасности ». Работа с детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась с изучения имеющихся методических разработок по данной проблеме. Были изучены: программа Н. Н Авдеевой, О. Л Князевой. , Р. В Стеркиной « Основы безопаснос ти детей дошкольного возраста ». Дополнительно использовала следующие материалы и пособия: 1. Потапова Т. В « Беседы с дошкольниками о профессиях »/ / Т. В Потапова Т. Ц. Москва « Просвещение- 2005- 62. 2. Кузина В. М. « Огонь- друг и огонь- враг ». 3. Прохорова А. Ф « Правила противопожарной безопасности »/ / Прохорова А. Ф « Основы безопасности жизни » № 8, 9- 05г. 20- 22, 40- 43. 4. Петина М. М « О работе с детьми по предупреждению пожаров »/ / М. М Петина. М. Н Салдеева. Оренбург- 2006- 200 5. Маршак С. Я « Пожар », « Рассказ о неизвестном герое », « Кошкин дом»/ / С. Я Маршак –М. « Фламинго »- 2000- 62. 6. К. Ю Белая « Как обеспечить безопасность дошкольников »/ / К. Ю Белая « Пожар » и « Огонь – судья бесконечности людей » М. Просвещение » 2004 7. Цветкова Т. В, Захарова Т. А « Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности »/ / Т. А Захарова/ / Управление ДОУ – 2009 №2 –с- 18- 19 8. Зубч енко В. А, Башкатова Т. А, Игош ин, Соловьева « Спички не игрушка. огонь не забава »/ / Зубченко В. А « Пожарная викторина для старшей группы», « Подвижные и дидактические игры ». Оренбургская область- 2005- с. 65 9. Степ анов В. А « Азбука в загадках ». / / В. А Степанов – М « Фламинго »- 2005- с- 15 10. Толстой Л. Н « Пожарные собаки ». / / Толстой Л. Н. М- « Фламинго- 2000- с. 20 11. Чуковский К. И « Путаница ». / / Чуковский – М. «Самовар »- 2003 – с 50 12. Иванова Т. Г « Пожарная безопасность » разработки занятий для всех возрастов. 13. Хромцова Т. Г « Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста ». В толковом словаре Д. Н Ушакова понятие безопасность определяется как « отсутствие опасности, предупреждение опасности, у словия при которых не угрожает опасность ». « Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества. общества и государства от пожара ». Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечес твенных ученых( А. С Вернадский, М. В Ломоносов, И. М Сеченов) , огромный вклад в реше ние научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда. По утверждению данных авторов, обучение детей действием в экстремальных ситуациях – с ложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками учебников и методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и о ставят след в сознании ребенка, когда будут интересными, творчес кими и эмоционально окрашенными. Технология опыта. Система кон кретных педагогических действий, содержание. методы. приемы воспитания и обучения. Формирование основ пожарной безопасности детей в нашем дошкольном учреждении осуще ствляется в разных направлениях. Основные – работа с детьми, родителями. п едагогическим коллективом, персоналом. Работая над опытом по теме « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста » я старалась создать стройную систему, обеспечивающую систематичность и последовательность. Для реализации опыта мною были приложены большие усилия. Я старала сь как на занятиях, так и вне, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности. Дети с удовольствием слушали произвед ения художественной литературы, участвовали в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пож арно–техническое оборудование. Работу по изучению правил пожарной безопасности я проводила по трем направлениям: 1. П рофилактическая работа с детьми. 2. Разъяснител ьная работа с родителями. 3. Рабо та с сотрудниками детского сада. В своей практике я использовала следующие формы рабо ты с детьми: 1. Занятия по темам: «Тайны огня ». «Что делать, если возник пожар? » « Средства пожаротушения » « Юные пожарные » « Спички не тронь, в спичках – огонь » « А у нас в квартире газ » « Электрические приборы » « Что делать, если загорелась одежда » « Что необходимо сделать при ожоге » « Не шути с огнем » « Главное самообладание. Практические занятия по эвакуации детей » Встреча с работниками пожарной охраны. Показ мультфильмов, презентаций на пожарную тему. Изучение с детьми произведений. связанных с пожарами: С. Маршак « Кошкин дом », « Пожар », « Рассказ о неизвестном герое », Е. Хоринская «Спичка – невеличка», « Т. Фетисов « Куда спешат красные машины », К. Чуковский « Путаница » и др. Детское творчество на противопожарную тему: «Огонь друг- огонь враг»( рисование) «Береги свой дом от пожара »( рисование) «Знаки пожарной безопасности »( рисование) « Пожарный автомобиль »( конструирование из бумаги) « Не забудьте отключить »( аппликация) « Кошкин дом» – изготовление масок Викторины на противопожарную тему: « Пожарным можешь ты не быть …» « Что можно – что нельзя » Загадки, с тихи, пословицы о пожарах. Спортивные праздники: « Веселые старты », « Я б в пожарные пошел – пусть меня научат » Ознакомление с первичными средствами пожаротушения. Экскурсия в пожарную часть. Беседы: « Профессия – пожарный » Дидактические игры и подвижные игры: « Огнеопасные предметы » « Что пригодиться на пожаре » « Горит – не горит » « Потуши пожар » « Смелые пожарные » Опытническая деятельность: « Чем можно тушить пожар » « Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию » « Пожары загрязняют воздух » Работу с детьми проводила не от случая к случаю, а регулярно, п о заранее разработанному плану, потому что дети должны овладеть навыками сознательного поведения в любой пожарной ситуации, а это произойдет только в том случае, если умело, организованные занятия будут проходить систематически. Беседы строила в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем. Каждый случай я излагал а, используя законченный сюжет, совместно с деть ми давали оценку и делали вывод. Я старалась, чтобы дети сами становились участниками беседы( проводимого мероприятия) , не только слушали, но и расск азывали о пожарах, которые они видели, а, может и произошли или могли бы произойти по их вине. Дети при этом становились активными участниками беседы. Оживлению разговора способствовали вопросы фрагм енты из детских песен и стихов, загадки, пословицы. Осуществляла правило, что ребенок лучше усваивает материал в наглядно – действенной фор ме с опорой на непосредственное( практическое) или игровое действие с предметами, отражающее реальную ситуацию, активно использовала наглядные средства и пособи я, необходимые для лучшего восприятия программы обучения, применяла предварительно разработанные сценарии игр, утренн иков и т. п, на пожарные темы, обеспечивая тем самым, их вхождение в детское сознание. Использовала в процессе занятий макеты и игрушки. имитирующую пожарную технику и пожарно – техничес кое вооружение( пожарные щиты, каски, рукава и т. д) , изготовленную с привлечением детей. При обучении детей, использовала, прежде всего, игровые приемы и формы, способствующие привлечению внимания детей к поставленной задаче и в значительной степени, облегчающее ее решение. В каждом конкретном случае я тщательно продумывала форму взаи модействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально. Большое значение в группе придае тся предметно- развивающей среде. Поэтому я оформила информационно – познавательный центр по пожарной безопасности. В нем представлены: - макет пожарного щита; - атрибуты для сюжетно – ролевых игр; - наглядный плакат « Правила поведения при пожаре »; - папки передвижки; - ширмы « Огонь – друг, огонь – враг »; - дидактические карточки по « Основам пожарной безопасности »; - « Азбука безопасности »; - л итература; - огнетушитель; - пожарная машина. Для того чтобы ближе познакомиться с правилами пожарной безопасности. дети имеют свободный доступ к играм, наглядному материалу, альбомам для рассматривания, атрибутам к сюжетно – ролевым играм. Знакомство детей с работой пожарных начинали с рассматривания и ллюстраций, проведением бесед, экскурси й в пожарную часть. Совсем по- другому усваивается информация детьми, когда об этом рассказывает пожарный, ведь для детей пожарный – человек героиче ский, спасающий из огня людей, встающий на пути у разрушения. Благодаря такому мероприятию, как экскурсия в пожарную часть дети нашего детского сада не только пополнили свой багаж знаний- познакомились с основными причинами воз никновения пожаров, но и научились осторожному обращению с огнем и умению действовать в случае в озникновения пожара. Дети получили огромный заряд положительных эмоций от экскурсии. Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожар обезопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничес тва в этом вопросе с родителями. С ними проводились беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра. Организовывала выступления перед родителями пожарных инспекторов и врачей( советы по оказании медицинской помощи при ожогах и отравлениях угарным газом) . Используемые формы работы с род ителями: 1. Анкетирование. 2. Консультации. 3. Папки – передвижки. 4. О рганизация совместных праздников и развлечений. 5. Оформление фотостендов. 6. Бес еды по противопожарной тематике. Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематиз ированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей. Поэтому привитие детям навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел « Пожарная безопасность » должен изучаться со в сей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у н их на всю жизнь, а это значит, мы выполнили главную задачу – охрану жизни детей. Анализ результативности. Проанализировав опыт работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной безопасно сти, я пришла к такому выводу, что нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарн ых правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источником пожара. Таким образом, можно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. В ходе работы по формированию основ пожарной безопасности дети познакомились с причинами и правила ми противопожарной безопасности, сформировали навыки безопасного поведения при пожаре и сознательное отношение к соблюдению этих правил. Так же умению реально оценивать возможную опасность, выучили элементарные действия по тушению очага возгорания. Дети испытывают благодарность к людям, которые помогают им в трудных ситуациях. Родители проявили заинтересованность и готовность к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков б езопасного поведения при пожаре. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. В работе над данной темой я испытала трудности в том, что не всегда удавалось совершить экскурсию в пожарную часть из- за неимения транспортного средства с лицензией о перевозке детей дошкольного возраста. На начальных этапах испытывала трудности с наглядным материалом( недостаточное финансирование) . Адресные рекомендации по использованию опыта. Данный материал будет по лезен для молодых специалистов, а так же для воспитателей средних, старших и подготовительных групп, так как эта работа направлена на ознакомление детей с пр авилами пожарной безопасности, развитие у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности, осторожности при соприкосновении с огнем. Воспитан ия навыков личной безопасности, что особенно акту ально для старших дошкольников, которым скоро идти в школу и оставаться одним дома, разогревать обеды, ходить в похо ды и т. д, и метод проекта является, одним из действенных и эффективных в работе с дошкольниками и их родителями. Забота о сохранности детской жизни- важнейша я задача дошкольного учреждения, семьи и государства. В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою от ветственность за свои действия, тем эффективнее будут результат ы. Пожар- это страшное несчастье. Его последствия измеряются не только деньгами, но и человеческими жизнями. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности, этого можно избежать. Наглядное приложение: конспект открытого занятия, видеозапись открытого занятия.

Оставить комментарий: