Рекомендации и мастер-класс по выполнению артикуляционной гимнастики дома
Документы для скачивания
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома». Цель: Просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, оказание помощи в овладении приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях. Задачи: • дать элементарные представления о причинах нарушения речи; • показать пути развития речи детей в домашних условиях; • обучить игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приемов; • обучить некоторым приемам развития речевого дыхания; • обучить некоторым приемам развития мелкой моторики. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушением звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением – глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны взрослых, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправятся, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки( с, з, ш, ж, л, р. ) , его язык и губы должны быть сильными, гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалистов. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед – их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно и красиво. Рекомендации к проведению упражнений: Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того, как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. При этом следите, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно. Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо каждый день. Артикуляционная гимнастика обычно выполняется сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры, занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов, сказок. Язык широкий положи И спокойным удержи. Упр. « Лопатка», « Блинчик». Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем. Упр. « Маляр». Ну и лошадка! Шерстка гладка, Чисто умыта С головы до копыта. Овса поела – И снова за дело. Упр. « лошадка». Наш Веселый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, Смотрит вправо… Упр. «Часики». Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня. А сейчас я дудочка, Дудочка – побудочка, Мне понравилось играть, Повторю – ка все опять! Упр. « Заборчик», « Хоботок», « Трубочка». На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает. Упр. «Киска сердится». Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой С бархатной подкладкой. Упр. «Грибок» Рекомендации родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3- 4 раза в день по 3- 5 минут. Не следует предлагать детям более 2- 3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5- 7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10- 15 секунд( удержание артикуляционной позы в одном положении) . 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух- трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое- то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом( примерно 9х12 см) , но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Организация проведения артикуляционной гимнастики 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое- то движение, помогать ему( шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем) . 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем- то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Упражнения для губ 1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. Хоботок( Трубочка) . Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4. Бублик( Рупор) . Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 5. Заборчик- Бублик. Улыбка- Хоботок. Чередование положений губ. 6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Упражнения для развития подвижности губ 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. Улыбка- Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо- влево, вращать по кругу. 4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга( произносится глухой звук) . 5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх- вниз. 6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук" поцелуя" . 7. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 8. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Если губы совсем слабые: - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, - удерживая губами карандаш( пластмассовую трубочку) , нарисовать круг( квадрат) , - удерживать губами марлевую салфетку- взрослый пытается ее выдернуть. Упражнения для губ и щек 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Статические упражнения для языка 1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4. Иголочка( Стрелочка. Жало) . Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 5. Горка( Киска сердится) . Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.