a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

КИМы по русскому языку 8 класс

Автор: Шевцова Наталья Васильевна Опубликовано: 2016-12-30 20:20:55

Словосочетание Задание 1 Вариант 1 Какой способ связи слов представлен в словосочетании ПЕРЕД ДОМОМ? 1) не является словосочетанием 3) согласование 2) управление 4) примыкание Вариант 2 Какой способ связи слов представлен в словосочетании У БЕРЁЗЫ? 1) не является словосочетанием 3) согласование 2) управление 4) примыкание Вариант 3 Какой способ связи слов представлен в словосочетании ВЕСЁЛЫЙ И КРАСИВЫЙ? 1) не является словосочетанием 3) согласование 2) управление 4) примыкание Вариант 4 Какой способ связи слов представлен в словосочетании СВИСТЕЛ ВЕТЕР? 1) не является словосочетанием 3) согласование 2) управление 4) примыкание Задание 2 Вариант 1 Какой способ связи слов представлен в словосочетании УВИДЕЛ ЕЁ? 1) управление 3) примыкание 2) согласование 4) не является словосочетанием Вариант 2 Какой способ связи слов представлен в словосочетании ВСТРЕТИЛ ЕГО? 1) управление 3) примыкание 2) согласование 4) не является словосочетанием Вариант 3 Какой способ связи слов представлен в словосочетании В ДРЕМУЧЕМ ЛЕСУ? 1) управление 3) примыкание 2) согласование 4) не является словосочетанием Вариант 4 Какой способ связи слов представлен в словосочетании НОВЫЙ МЕТОД? 1) управление 3) примыкание 2) согласование 4) не является словосочетанием Задание 3 Вариант 1 Укажите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ: 1) белая черёмуха 4) белеющий вдали 2) почки зеленеют 5) выброшенный на берег 3) нет правильного ответа Вариант 2 Укажите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ: 1) купил билет 4) белеющий вдали 2) почки зеленеют 5) выброшенный на берег 3) нет правильного ответа Вариант 3 Укажите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ: 1) белая черёмуха 4) белеющий вдали 2) почки зеленеют 5) новое платье 3) нет правильного ответа Вариант 4 Укажите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ: 1) белая черёмуха 4) белеющий вдали 2) почки зеленеют 5) любоваться природой 3) нет правильного ответа Задание 4 Вариант 1 Какой способ связи слов представлен в словосочетании ПОВЕРНУЛ НАЛЕВО? 1) управление 3) примыкание 2) согласование 4) не является словосочетанием Вариант 2 Какой способ связи слов представлен в словосочетании МЕДЛЕННО ДВИГАЕТСЯ? 1) управление 3) примыкание 2) согласование 4) не является словосочетанием Вариант 3 Какой способ связи слов представлен в словосочетании О ВЕРНОМ ДРУГЕ? 1) управление 3) примыкание 2) согласование 4) не является словосочетанием Вариант 4 Какой способ связи слов представлен в словосочетании ЛОВИТЬ РЫБУ? 1) управление 3) примыкание 2) согласование 4) не является словосочетанием Задание 5 Вариант 1 Какой способ связи слов представлен в словосочетании ТЕЧЁТ РЕКА? 1) управление 2) согласование 3) примыкание 4) не является словосочетание Вариант 2 Какой способ связи слов представлен в словосочетании ПЛАЧЕТ МАЛЫШ? 1) управление 2) согласование 3) примыкание 4) не является словосочетание Вариант 3 Какой способ связи слов представлен в словосочетании ЛЬЁТ ДОЖДЬ? 1) управление 2) согласование 3) примыкание 4) не является словосочетание Вариант 4 Какой способ связи слов представлен в словосочетании МЫ ВЕРИМ? 1) управление 2) согласование 3) примыкание 4) не является словосочетание Задание 6 Вариант 1 Какой способ связи слов представлен в словосочетании КНИГА О ЛЮБВИ? 1) управление 2) согласование 3) примыкание 4) не является словосочетанием Вариант 2 Какой способ связи слов представлен в словосочетании ВОСХИЩАЛСЯ КНИГОЙ? 1) управление 2) согласование 3) примыкание 4) не является словосочетанием Вариант 3 Какой способ связи слов представлен в словосочетании ЗАНИМАЮСЬ ИСТОРИЕЙ? 1) управление 2) согласование 3) примыкание 4) не является словосочетанием Вариант 4 Какой способ связи слов представлен в словосочетании ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОМПЬЮТЕРОМ? 1) управление 2) согласование 3) примыкание 4) не является словосочетанием Задание 7 Вариант 1 Выпишите из предложения подчинит ельное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ Я рад предстоящей встрече. Вариант 2 Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ Я поднимаю с земли свежие листья. Вариант 3 Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ Храм пленяет необыкновенным изяществом. Вариант 4 Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ Интерьер церкви необыкновенно легок. Задание 8 Вариант 1 Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ Я рад встрече с осенним лесом. Вариант 2 Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки. Вариант 3 Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ Я поднимаю с земли свежие листья. Вариант 4 Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ Изредка попадаются молодые дубки. Задание 9 Вариант 1 Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ Изредка попадаются молодые дубки. Вариант 2 Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ Интерьер церкви необыкновенно легок. Вариант 3 Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки. Вариант 4 Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ Он обидел друга ненароком. Задание 10 Вариант 1 Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде 1. согласования, управления, примыкания 2. сочинения и подчинения 3. сочетания слов Вариант 2 Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется 1. сочинительной 2. синтаксической 3. подчинительной Вариант 3 В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяются словосочетания 1. сочинительные и подчинительные 2. глагольные, именные, наречные Вариант 4 Связь, при которой слова равноправны, называется 1. сочинительной 2. синтаксической 3. подчинительной

Односоставные предложения Шумим, братец, шумим. Нас разбудили в шесть часов. Печь не пролежишь. Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. Минут через пять Мишку выпустили из квартиры. После драки кулаками не машут. В мае завершили строительство нового кинотеатра. По одёжке встречают, по уму проживают. Односоставные предложения Шумим, братец, шумим. Нас разбудили в шесть часов. Печь не пролежишь. Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. Минут через пять Мишку выпустили из квартиры. После драки кулаками не машут. В мае завершили строительство нового кинотеатра. По одёжке встречают, по уму проживают. Односоставные предложения Шумим, братец, шумим. Нас разбудили в шесть часов. Печь не пролежишь. Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. Минут через пять Мишку выпустили из квартиры. После драки кулаками не машут. В мае завершили строительство нового кинотеатра. По одёжке встречают, по уму проживают. Односоставные предложения Шумим, братец, шумим. Нас разбудили в шесть часов. Печь не пролежишь. Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. Минут через пять Мишку выпустили из квартиры. После драки кулаками не машут. В мае завершили строительство нового кинотеатра. По одёжке встречают, по уму проживают.

ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ   Волшебная осень парков. Тихо. Чут ь( чуть) сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долг о( долго) падают кленовые листья. Как хороши! Хотелось сказать садовнику, чт о( бы) не подметал. Пуст ь( бы) ходили люди по золотому ковру. Ка к( же) снять? Как поймать это дыхание осени? Кажется, листья падают не беззвучно. Кажется, полет сопровождает кака я( то) музыка, Бом( бом) ! Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке. Оди н( ли) я слышу? Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод. Вспоминаю: скорее, скорее снимать! Поймать хоть отрывок музыки листопада. ( По В. Пескову) Задания и вопросы 1. Пронумеруйте предложения. Найдите в тексте и укажите номера следующих типов односоставных предложений: а) назывного; б) безличного; в) определенно- личного. 2. Укажите номера безличных предложений, в которых главный член выражен: а) безличным вспомогательным глаголом и инфинитивом; б) инфинитивом; в) словом, относящимся к категории состояния. 3. Выберите правильный ответ. Грамматическая основа 12- го предложения: а) полет сопровождает; б) сопровождает музыка; в) кажется; г) кажется, сопровождает музыка. 4. Какой из вариантов разбора по членам предложения верный?   5. Какое сложное предложение состоит из двух односоставных? 6. Выполните синтаксический разбор 1- го предложения( I вариант) , последнего предложения( II вариант) . 7. Раскройте скобки, выпишите эти слова.

Тест по русскому языку. 8 класс. Прочитайте предложения и выполните задания 1- 10 А. Когда же туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы ответили вежливо и показали программу. Б. Анекдот про японцев( действительный случай, звучащий анекдотически) стал общеизвестным. В. Японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. Г. В программе было написано: с 9 утра до 11. 30 – любование. 1.  В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? 1) В, Б, А, Г      2) Б, А, Г, В          3) Б, В, А, Г    4) В, А, Б, Г 2.   В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1)  приехали      2) смотреть      3) возроптали      4) японцы 3.  Каким способом образовано слово «приехали»? 1)  приставочным   2) приставочно- суффиксальным 3) сложением        4) суффиксальным 4.  Чем является слово «возроптали»? 1)  историзмом       2) архаизмом      3) неологизмом 4) диалектизмом 5.  Какой частью речи является слово «которой» в предложении В? 1)  союз    2) союзное слово    3) вопросительное местоимение 4) прилагательное 6.  В каком предложении есть частица? 1) А       2) Б      3) В      4) Г 7.  Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из  предложений? 1) ответили   2) смотреть   3)   стал общеизвестным   4) хорошо видна 8.  Какая характеристика соответствует предложению В? 1) сложное с разными видами связи    2) сложноподчиненное 3) сложносочиненное 4) простое 9.  Сколько простых предложений в предложении В? 1) 1      2) 2      3) 3       4) 4 10.  В каком слове ударение на третьем слоге? 1) красивее    2) начался    3) намерение    4) переключим 11. В каком ряду слов пишется буква А? 1.  экстр_ ординарный, пор_ вняться 2.  пар_ дировать, эк_ логия, изб_ вляет 3.  ум_ лять значение, скомп_ новать 4.  нефтяная к_ мпания, к_ вычки 12. В каком ряду слов пишется буква Е? 1.  зам_ реть, наподоби_ , выч_ тание 2.  упр_ кать, неприм_ римый, акс_ ома 3.  эпоха просв_ щения, комбин_ зон 4.  впоследстви_ , в сирен_ 13. В каком ряду слов пишется буква У( Ю) ? 1.  хорошо держ_ тся, кол_ т дрова 2.  меч_ щий копье, акк_ мулятор 3.  трепещ_ щий от страха, м_ кулатура 4.  шепч_ тся, ссор_ тся,   кле_ т 14. В каком ряду слов пишется буква Ё? 1.  по ч_ тным дням, пощ_ чина, ч_ лка 2.  обж_ ра, пеш_ чком, сгущ_ нка 3.  галч_ нок, стриж_ т, говорить общ_ 4.  просвещ_ нный, мелоч_ вка 15. В каком ряду слов пишется буква Ь? 1.  не ссор_ тесь, стелет_ ся 2.  вскол_ зь, лес дремуч_ , рыба- меч_ 3.  фал_ шь,   цер_ ковь, трос_ ть 4.  мел_ че, тюр_ ма, шест_ десят 16. В каком ряду слов пишется двойная согласная? 1.  а( п, пп) арат, а( п, пп) лодисменты 2.  програ( м, мм) ка, тро( л, лл) ейбус 3.  ко( р, рр) ектный, ра( с, сс) тратить 4.  хо( к, кк) ей, дра( м, мм) атический 17. В каком ряду слов пишется НН? 1.  гости( н, нн) ый двор, золоче( н, нн) ые купола 2.  еще не коше( н, нн) ый луг, циклева( н, нн) ый пол 3.  форме( н, нн) ая одежда, рубле( н, нн) ые деревья 4.  исти( н, нн) ый смысл, рыба потроше( н, нн) ая 18. В каком ряду слова с НЕ пишутся раздельно? 1.  ( не) решительность характера, ( не) приехал 2.  ( не) глубокая, но быстрая река; ( не) жаль 3.  ответ( не) найден, долго( не) приходит 4.  ( не) зависящий от ситуации, ( не) излечимая сегодня болезнь 19. В каком ряду слова пишутся через дефис? 1.  ( пол) Петербурга, ( грусть) тоска 2.  ( культурно) деловой, ( слово) творчество 3.  видишь( ли) , ( так) как, ( кое) как 4.  ( по) моему проекту, ( по) нежнее 20. В каком ряду слов пишется одна и та же буква? 1.  ди_ комфорт, бе_ рассудный, бе_ смысленно 2.  обез_ янник, под_ езд, двух_ ярусный 3.  неподвлас_ но, лечить от ас_ мы 4.  пр_ бытие в Пермь, пр_ дел мечтаний 21. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Шел клочьями снег и уже засыпал дорогу и крышу сарая, и деревья сада, и подъезд. 2. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. 3. Лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. 4. Иван Ильич почувствовал, что все самые важные люди стали ему безразличны. 22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1.  За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз. 2. Недалеко заухал филин и Ласка, вздрогнув, стала прислушиваться. 3. И вот сегодня, через три года, шкаф открыли, чтобы освободить его. 4. Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события. 23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг. 2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. 3. Все что осталось хорошего от прошлых времен, мы соберем, и наше богатство будет выше всех богатств, какие знали люди. 4. По словам И. С. Тургенева, он «никогда ни одной строки в жизни не напечатал не на русском». 24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Жильцы дома не сидели сложа руки, обращались во все инстанции. 2. Лицо полковника, застывшее, бесстрастное, казалось, вырезанной из дерева маской. 3. Льды как льды, пустыни как пустыни. 4. Оса садилась на красную мякоть арбуза, торопливо ползла по ней, и крылышки ее работали быстро, как маленькие пропеллеры. 25. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Уже в дни первых успехов авиации русские люди славились на родине и за границей как самые смелые и решительные лётчики. 2. Он закрыл глаза и поняв, что теряет сознание, собрался с силами и усмехнулся. 3. Для того чтобы реализовать крупносерийное авиационное производство, нужно располагать заранее многими необходимыми элементами. 4. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. 26. Найдите безличное предложение. 1.  Любишь кататься – люби и саночки возить 2.  Причина ледникового периода видится отдельным ученым в уменьшении первоначально высокой температуры планеты. 3.  Но было доказано, что оба океана были разделены в ледниковую эпоху. 4.  Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти, но при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям. 27. Укажите предложение с нарушением речевых норм. 1. Допуская грамматические ошибки в речи, оратор не может рассчитывать на успех. 2. Благодаря своевременному предупреждению метеорологов люди избежали опасности во время сильного наводнения. 3. Этот шампунь помогает сохранить цвет окрашенных волос. 4. Мы встретились у памятника Пушкина. 28. Укажите предложение с нарушением речевых норм. 1.  Большая часть из тысячи шестисот семидесяти трех дорожно- транспортных происшествий в этом году произошла по вине пешеходов. 2.  Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по- гречески. 3.  Ваш младший сын – большой умница. 4.  Фирме удается производить конкурентоспособные товары. 29. Укажите предложение с нарушением речевых норм. 1.  Вопреки указанным положениям, на предприятии  нарушается техника безопасности. 2.  Владельцы участков платят земельный налог, установленный в соответствии с законодательством. 3.  Занятие будет проходить в четыреста седьмой аудитории. 4.  Персонажи пьесы М. Горького «На дне» – это люди, опустившиеся на дно жизни и которые потеряли всякую надежду выбраться оттуда. 30. Укажите предложение с нарушением речевых норм. 1.  Заведующий учебной части пригласил к себе представителей всех классов. 2. Прошу вас ответить на вопрос, волнующий не только меня, но и многих других. 3.  В обществе необходима уверенность каждого в завтрашнем дне. 4. На научном семинаре автор изложил  суть этой книги. Ответы: 8- 1 1 3 2 3 3 1 4 2 5 2 6 1 7 3 8 2 9 2 10 2 11 1 12 3 13 2 14 1 15 4 16 2 17 2 18 3 19 1 20 3 21 1 22 2 23 3 29 4 24 2 30 1 25 2 26 3 27 3 28 2

Повторение пройденного в 5–8 классах ТЕСТ 1. Речь устная и письменная ЗАДАНИЕ 1 Укажите признаки устной речи: 1)  функционирует в сфере непосредственного общения; 2)  исторически вторична; 3)  материальной формой являются звуки, произносимые человеком; 4)  имеет необратимый характер; 5)  чаще бывает подготовленной, нежели спонтанной; 6)  регулируется орфографическими нормами; 7)  воспринимается слуховым и зрительным каналами одновременно; 8)   закреплена за всеми стилями литературного языка; 9)  сохраняет информацию в пространстве и во времени; 10)  использует преимущественно книжный язык; 11)  даёт возможность длительного поиска формы выражения смысла. ЗАДАНИЕ 2 Укажите средства смыслового выделения, используемые в письменной речи: 1)  пауза; 2)  знаки препинания; 3)  шрифт; 4)  логическое ударение; 5)  сила голоса; 6)  жесты; 7)  цвет; 8)  инверсия; 9)  повтор. ТЕСТ 2. Стили русского литературного языка ЗАДАНИЕ 1 Восполните недостающие элементы схемы: ЗАДАНИЕ 2 Определите стиль по характеристикам: реализуется преимущественно в письменной речи; отличается точностью, лаконичностью речи, объективностью изложения; использует терминологическую лексику. ЗАДАНИЕ 3 Определите стиль текста: Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса выводится из истинности аргументов. Как вид аргументации доказательство имеет своей целью исключить любые сомнения в истинности тезиса, тем самым продемонстрировать необходимость его принятия. ТЕСТ 3. Грамматическая основа предложения ЗАДАНИЕ 1 Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните грамматическую основу предложения: Необыкновенная гибкость её стана особенное ей только свойственное наклонение головы длинные русые волосы какой- то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос всё это было для меня обворожительно. ( М. Л. ) ЗАДАНИЕ 2 Эта личность и история её появления есть довольно характерный эпизод из истории тогдашних нравов и не лишённая колорита бытовая картинка. ( Н. Л. ) Грамматической основой предложения является: 1)  личность есть эпизод; 2)  личность и история есть эпизод; 3)  личность и история есть эпизод и картинка; 4)  личность есть эпизод и картинка. ЗАДАНИЕ 3 Укажите односоставные предложения: 1)  Случилось Соловью на шум их прилететь. ( И. К. ) 2)  Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! ( И. К. ) 3)  По улицам слона водили, как видно, напоказ. ( И. К. ) 4)  Да только воз и ныне там. ( И. К. ) 5)  Куда на выдумки природа таровата! ( И. К. ) 6)  Слона- то я и не приметил. ( И. К. ) ТЕСТ 4. Обособленные члены предложения ЗАДАНИЕ 1 Выберите правильный вариант характеристики обособления: Я рассеянно слушал и? тупо глядя в книгу?  думал самые безнадёжные думы. ( И. Б. ) А – определение, выраженное причастным оборотом; запятые ставятся Б – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; запятые ставятся В – определение, выраженное причастным оборотом; запятые не ставятся, т.  к. стоит перед главным словом Г – приложение, стоящее после главного слова; запятые ставятся ЗАДАНИЕ 2 Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы: Я бе. . пощадно пог. . нял измуч. . н. . ого коня который храпя и весь в пен. . мчал меня по каменистой дорог. . .  ( М. Л. ) ЗАДАНИЕ 3 В каких предложениях допущена ошибка? 1)  Я начал было ободрять его, но он махнул рукой, и собравши картоны в охапку, бросил их на диван. ( И. Т. ) 2)  Я поскакал, сломя голову, и застал отца в живых, но уже при последнем издыхании. ( И. Т. ) 3)  Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжествующей его колесницей. ( Н. Г. ) 4)  Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. ( М. Л. ) ТЕСТ 5. Обособленные члены предложения ЗАДАНИЕ 1 Выберите правильный вариант характеристики обособления: По природе стыдливая и робкая? она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой. ( И. Т. ) А – определение, относящееся к личному местоимению; запятая ставится Б – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; запятая ставится В – определение, выраженное причастным оборотом; запятая не ставится, т.  к. стоит перед главным словом Г – приложение с добавочным значением причины; запятая ставится ЗАДАНИЕ 2 Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы: Я отправился домой через потемневшие поля медлен. . о вдыхая п. . хучий воздух и приш. . л в свою комн. . тку весь разнежен. . ый сладос. . ным т. . млением бе. . предметных и бесконечных ожиданий. ( И. Т. ) ЗАДАНИЕ 3 В каких предложениях допущена ошибка? 1)  Вокруг лодки, чернея, колыхались волны. ( И. Т. ) 2)  Она улыбнулась и, немного спустя, уже сама заговаривала со мной. ( И. Т. ) 3)  Самолюбивая до крайности она привлекала меня, даже когда я сердился на неё. ( И. Т. ) 4)  Императрица и великие княжны, блистая красотою и нарядами, прохаживались между рядами гостей, приветливо с ними разговаривая. ( А. П. ) ТЕСТ 6. Обособленные члены предложения Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания: Вдруг она пробежала мимо меня( 1) напевая что- то другое( 2) и( 3) прищёлкивая пальцами( 4) вбежала к старухе( 5) и тут начался между ними спор. ( М. Л. ) А – 1, 2, 3, 4 Б – 1, 2, 3, 4, 5 В – 3, 4, 5 Г – 1, 4, 5 ЗАДАНИЕ 2 Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания: Теперь( 1) в эти сумерки( 2) хозяйка и девочки( 3) сидя каждая за своим рукоделием( 4) сторожко ждали его к обеду. ( И. Б. ) А – 1, 2, 3, 4 Б – 3, 4 В – 1, 2 Г – 1, 3, 4 ЗАДАНИЕ 3 Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания: Я подошёл к пьяному господину( 1) взял его( 2) довольно крепко( 3) за руку и( 4) посмотрев ему пристально в лицо( 5) попросил удалиться. ( М. Л. ) А – простое предложение Б – осложнено однородными сказуемыми В – 1 – запятая между частями сложного предложения Г – 2, 3 – обособление уточняющего оборота Д – 4, 5 – обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом ТЕСТ 7. Обращение ЗАДАНИЕ 1 Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните обращения: 1)  Куй железо, пока горячо, скорей стучи молоток по ящикам, туже затягивайся верёвочка. ( М. П. ) 2)  Да и прилично ли сударыня русской боярыне или боярышне находиться вместе с немцами- табачниками да с их работницами? ( А. П. ) 3)  Зыбь ты великая зыбь ты морская чей это праздник так празднуешь ты? ( Ф. Т. ) 4)  Слёзы людские о слёзы людские льётесь вы ранней и поздней порой. . . ( Ф. Т. ) 5)  Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный. ( М. Л. ) 6)  Скажи мне ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела? ( М. Л. ) 7)  Вглядись молодица смелее каков воевода Мороз! ( Н. Н. ) ЗАДАНИЕ 2 Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания: Спеша на север издалёка, Из тёплых и чужих сторон, Тебе( 1) Казбек, о( 2) страж востока( 3) Принёс я( 4) странник( 5) свой поклон. ( М. Л. ) А – сложное предложение Б – осложнено уточняющим обстоятельством В – 1, 3 – обособление распространённого обращения Г – 2 – между частицей О и обращением ставится запятая Д – 4, 5 – обособление приложения, относящегося к личному местоимению ТЕСТ 8. Вводные слова и конструкции ЗАДАНИЕ 1 Поставьте недостающие знаки препинания, подчеркните вводные слова и конструкции: 1)  По мнению здешних учёных этот провал не что иное, как угасший кратер. ( М. Л. ) 2)  Я признаться сказать не охотник до чаю: напиток дорогой. . . ( Н. Г. ) 3)  Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но к сожалению немного вялая. . . ( И. Т. ) 4)  А между тем в этот час наверное дядя Михей, плотно поев, одевается и едет в лес за дровами. ( М. П. ) 5)  Широкий ворот тулупа никогда не застёгивался, а напротив был широко открыт до самого пояса. ( Н. Л. ) 6)  Всё пропало, всё погублено, испорчено, но видно так тому и быть, всё равно это теперь уже не поправишь. ( И. Б. ) ЗАДАНИЕ 2 Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания: К счастью( 1) Печорин был погружён в задумчивость( 2) глядя на синие звёзды Кавказа( 3) и( 4) может быть( 5) на другого вид его произвёл бы( 6) совершенно( 7) различное впечатление. ( М. Л. ) А – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Б – 1, 2, 3, 4, 5 В – 1, 3, 5 Г – 1, 2, 3, 5 ТЕСТ 9. Предложения простые и сложные ЗАДАНИЕ 1 Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания: Я старался вообразить себе капитана Миронова( 1) моего будущего начальника( 2) и представлял его строгим( 3) сердитым стариком( 4) не знающим ничего, кроме службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду. ( А. П. ) А – простое предложение Б – осложнено обособленным обстоятельством В – осложнено обособленным дополнением Г – в предложении 5 рядов однородных членов Д – 1, 2 – обособление распространённого приложения Е – 3 – между однородными определениями ставится запятая Ж – 4 – обособление определения, стоящего после главного слова ЗАДАНИЕ 2 Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания: Мне приснился сон( 1) которого никогда не мог я позабыть( 2) и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним обстоятельства моей жизни. ( А. П. ) А – сложное предложение, состоящее из 4 частей Б – осложнено обособленным обстоятельством В – грамматическая основа второй части – я не мог и вижу Г – 1 – запятая, отделяющая придаточную часть от главной Д – 2 – запятая между частями сложного предложения Е – 2 – запятая между однородными придаточными не ставится

Задание 1. 1. Найдите  определенно- личные предложения. 1. Весна берет свои права. 2. Под музыку осеннего дождя иду во тьме. 3. Наступает длинный  зимний вечер. 4. Тепло на солнышке. 5. Осенний день прошуршал ломкой листвой. 6. С давно забытым упоением смотрю на милые черты. 7. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. 8. На пригорке то сыро, то жарко. 9. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. 10. Воспитывайте свой вкус и мышление. 2. Найдите неопределенно- личные предложения. 1. Мужайся, сердце, до конца. 2. Было бы глупо даже приступать к этому вопросу. 3. В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. 4. Не слышно шума городского. 5. Бумагу для обертывания книг берут прочную. 6. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. 7. Ради розы терпят и шипы. 8. Нигде жилья не видно на просторе. 9. Со скрипом опустили трап. 10. Еду- еду в чистом поле. Задание 2. Спишите предложения, расставив знаки препинания. Подчеркните ГО предложений и определите их вид: д/ с или о/ с( с конкретным указанием вида) . Шумим братец шумим. Постоим ещё Гриша. Ну солдат поедем со мной. Взвейтесь кострами синие ночи. Пой моя хорошая. Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди!

Обособленные члены предложения. Тест для 8 класса. Часть I( причастия и причастные обороты, деепричастия и деепричастные обороты) . 1. 1. Обособленные ЧП выделяются: а) в устной речи( с помощью интонации) ; б) в письменной речи( с помощью запятых) ; в) и в устной, и в письменной речи. 2. 1. Причастный оборот выделяются запятыми, если стоит: а) перед определяемым словом; б) после определяемого слова. 2. 2. Списать предложения, расставить запятые, подчеркнуть причастные обороты как ЧП. Потерпевшие бедствие люди вызывают сожаление. - Люди потерпевшие бедствие вызывают сожаление. 3. 1. Одиночное причастие в предложении: а) не выделяется запятыми; б) выделяется запятыми. 3. 2. Списать предложения, расставить запятые, найти и ПОДПИСАТЬ одиночное причастие. Всю ночь с улицы доносились пугающие звуки. Испуганная девушка бежала по переулку. 4. 1. Причастный оборот мы можем заменить: а) сказуемым с зависимыми словами; б) придаточной частью СПП; в) подлежащим с зависимыми словами. 4. 2. Переделать предложение так, чтобы из него исчез причастный оборот. На девушке была вуаль, скрывающая черты её лица. 5. 1. Деепричастие обозначает: а) главное действие; б) добавочное( дополнительное) действие. 6. 1. Деепричастный оборот мы можем заменить: а) сказуемым с зависимыми словами; б) придаточной частью СПП; в) подлежащим с зависимыми словами. 6. 2. Переделать предложение так, чтобы из него исчез деепричастный оборот. Согревая нам лица, с неба светило яркое солнце. 7. 1. Если деепричастие входит в состав фразеологического сочетания, то на письме такое сочетание: а) выделяется запятыми; б) не выделяется запятыми. 7. 2. Выписать из предложений фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие, и объяснить смысл этих фразеологических оборотов. Я работал не покладая рук. Этот человек действует очертя голову. Она просто не могла сидеть сложа руки. Часть II. Обособленные определения и приложения. Списать предложения, расставить запятые. В каждом предложении найти и подчеркнуть обособленные определения. Подобрать причину, по которой в этом предложении определение обосабливается( список причин представлен ниже) . ПОДПИСАТЬ СООТВЕТСВУЮЩУЮ ПРИЧИНЕ БУКВУ ПЕРЕД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ИЛИ ПОСЛЕ НЕГО! Предложения: 1. Я старался вообразить себе капитана Миронова моего будущего начальника и представлял его строгим и сердитым. 2. Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой. 3. Залитые солнцем виднелись за рекой пшеничные поля. 4. Невероятно уставший я продолжил подготовку к экзамену. 5. Озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал. 6. Разочарованная в жизни и любви девочка решила выпить яду. Причины обособления: а) определение обособлено, т. к. стоит после определяемого существительного; б) определение обособлено, т. к. стоит после имени собственного; в) определение обособлено, т. к. относится к личному местоимению; г) определение обособлено, т. к. имеет добавочное значение причины( отвечает на вопрос почему? ) ; д) определение обособлено, т. к. имеет добавочное значение уступки( отвечает на вопрос несмотря на что? ) ; е) определение обособлено, т. к. отделено от определяемого существительного другими ЧП.

Диктант по русскому языку «Обособленные определения. Запятые при обособленных определениях » для 8 класса Начало формы 1.  Расставьте, где необходимо, пропущенные запятые.   Тишина   нарушаемая только разноголосым щебетом   укрывшихся в листве   пташек   действовала успокаивающе на наше   возбуждённое игрой   настроение. ( Гайдар А. ) Вдали забелели   оснащённые парусами   баржи. ( Шишков В. ) Осока шелестела под ногами   сухая и острая. ( Погодин Р. ) Смола   стекавшая   по сосновым стволам   превратилась в янтарный камень. ( Паустовский К. ) Промытый   снеговой водой   песок на тракте был чист и ярок по- летнему. ( Аргунова Н. ) По обочинам дороги ходили   в накинутых поверх шинелей   плащ- палатках   продрогшие за ночь   часовые. ( Казакевич Э. ) Молчаливый и угрюмый по своей натуре   Яков с трудом выдавливал слова. ( Алексеев М. ) По бокам остова   чёрные и обугленные   высились мёртвые стволы деревьев. ( Бороздин В. ) Некоторое время   высота безмолвствовала   проглоченная чернотой ночи. ( Алексеев М. ) Луна   огромная и уставшая   медленно падала за горизонт. ( Титов В. ) Гонимые южными ветрами   низко поплыли тёмные тучи. ( Алексеев М. ) На стене между тремя громадными гвоздями висело чужое маленькое зеркальце   пятнистое от сырости. ( Кнорре Ф. ) Трава   сочная   свежая   пестрела крупными золотисто- жёлтыми цветами. ( Сорокин З. ) Покрытый серо- голубой краской   корабль казался вылитым из одного куска металла. ( Нагишкин Д. ) В болгарской деревне   расположенной на южном берегу Дуная   очень кстати обнаружился постоялый двор. ( Акунин Б. ) Этот домик   с примыкающим к нему   палисадником находился в чёрной, запущенной части парка со старой полукруглою аллеей въезда. ( Пастернак Б. )

Тест по теме «Обособленные члены предложения» Прочитайте текст и выполните задания: ( 1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха. ( 2) Низенький, толстенький, нос- картошкой, на голове- пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. ( 3) У него был неприятный, какой- то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем- то горячо возмущается. ( 4) Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из- под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит. ( 5) «Беспутный»- так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. ( 6) Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей. - ( 7) Сашка, ты бы умылся, что ли! ( 8) Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! - кричали женщины и сердито качали головой. ( 9) Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой- нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его. . . жизнью, снисходительно поучить уму- разуму. ( 10) Родители, ругая своих детей за нерадивую учёбу, непременно поминали школьного кочегара: - ( 11) Вот не будешь учиться- станешь таким, как этот Сашка Бозин! ( 12) Умер Бозин, как и жил, как- то нелепо. ( 13) Когда были первые морозцы, шёл по дороге, поскользнулся и ударился затылком. ( 14) Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись: - ( 15) Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. ( 16) На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. ( 17) Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. ( 18) Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич. ( 19) Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. ( 20) В маленькой каморке были печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. ( 21) А над столом большая картина. ( 22) На ней изображено небо, голубое и ясное, как взгляд ребёнка. ( 23) Среди неба- пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. ( 24) Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому- то машет, словно зовёт к себе или, наоборот, прощается. ( 25) И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела- освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. ( 26) Откуда у Бозина эта картина- купил он её, нашёл где- то или, может быть, сам нарисовал- никто не знал. ( 27) Только вдруг почему- то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. ( 28) А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. ( 29) Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший с ними директор школы опустил голову. ( По С. Качалкову) 1. Среди предложений 1- 5 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения. 2. Среди предложений 1- 6 найдите предложение с обособленными обстоятельствами и обособленным определением. Напишите номер этого предложения. 3. Среди предложений 2- 10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. 4. Среди предложений 9- 12 укажите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 5. Среди предложений 13- 19 укажите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 6. Среди предложений 19- 23 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения. 7. Среди предложений 19- 23 найдите предложение с обособленными одиночными определениями. Напишите номер этого предложения. 8. Среди предложений 25- 28 найдите предложение с обособленным определением и обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 9. Среди предложений 26- 29 найдите предложение с необособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

Тест. Цель: проверить качество знаний по теме «Однородные члены предложения» 1. Однородными членами предложения являются:  а) повторяющиеся для большей выразительности слова;  б) слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному члену предложения; в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвечающие на разные вопросы 2. В каком предложении определения однородные( запятые не проставлены) : а) Купим удобный широкий стол. б) Купим удобный письменный стол. 3. Найдите предложение с однородными членами:  а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими. в) С утра шел дождь, и небо было затянуто тучами. 4. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союзами, в устойчивых сочетаниях. : а) да;  б) нет. 5. Двоеточие при обобщающих словах ставится: а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов; б) если обобщающее слово стоит после однородных членов. 6. Найдите предложение, соответствующее схеме:  О: О, О, О- …( запятые не проставлены) . а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.  б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд. в) Утро рассеивает все страх усталость волнения. ( за каждый правильный ответ 1 балл) VII.   Подведение итогов урока. 1. Прочитайте цели урока. 2. Достигли ли вы цели урока? 3. Оцените свою работу на уроке при помощи рефлексии 1 вариант. Списать, расставить знаки препинания. 1)       Радостно и молодо было всюду на небе и на земле и в сердце человека от такой красоты вокруг. 2)       Дремали и леса и озёра и ленивые лесные реки с пресной водой всё таинственное сказочное царство. 3)       Для выработки навыков грамотного правильного письма необходимы три условия а именно знание правил внимание и умение пользоваться справочниками. 4)       Всякий пустяк поворот шоссе ветка над забором свет фонарей словом всё казалось значительным. 5)       Всё это ночь и дали и горы и звёзды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.   2 вариант.  Списать, расставить знаки препинания.   1) Из морской рыбы трески сельди и палтуса приготавливают много вкусных питательных блюд. 2) На вокзале меня никто ни родные ни друзья не встретили. 3) Каждый день был наполнен умом силой человеческой теплотой дружбой сло вом всем тем что мы называем самым прекрасным в мире. 4) Разные аттракционы как- то комната смеха качели карусели привлекают посетителей парка культуры и отдыха. 5) Всё это звуки и ночь и мороз было как будто далеко от меня.  

Тест по русскому языку «Способы подчинительной связи в словосочетании» №4 для 8 класса Начало формы 1.  Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Впервые я попал в Мещёрский край с севера, из Владимира. 2.  Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. На станции Пилево в вагон влез косматый дед. 3.  Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. Это признак будущей ясной погоды. 4.  Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. Серое небо низко провисало над головой. 5.  Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Туземцы всегда объясняли дорогу со страстью, с неистовым увлечением. 6.  Из приведённого ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. 7.  Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. 8.  Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Изучение незнакомого края всегда начинается с карты. 9.  Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Как- то в конце сентября мы шли мшарами к Поганому озеру. 10.  Из приведенного ниже предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Всю ночь шумел по палатке дождь. Конец формы

Тест по русскому языку «Пунктуация в предложениях с прямой речью» для 8 класса Начало формы 1.  Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи.   1) Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше»? 2) «Добро, — прервал батюшка. — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни». 3) Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». 4) «Молчи, хрыч. — отвечал я ему, запинаясь, — ты, верно, пьян, пошёл спать. . . и уложи меня». 2.  Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи.   1) «Рано, Петр Андреич, — сказал он мне, качая головою, — рано начинаешь гулять. И в кого ты пошёл? » 2) Я отвернулся и сказал ему: «Поди вон, Савельич; я чаю не хочу». 3) Что же ты стоишь»! — закричал я сердито. 4) «Полно врать, — прервал я строго, — подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню». 3.  Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи. 1) «Что же ты не едешь»? — спросил я ямщика с нетерпением. 2) «И охота было не слушаться, — говорил он сердито. — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу! » 3) «Тише, — говорит она мне, — отец болен при смерти и желает с тобою проститься». 4) И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали. » 4.  Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи. 1) «Хорошо. — сказал я хладнокровно, — если не хочешь дать полтину, то вынь ему что- нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп». 2) «Бога ты не боишься, разбойник! — отвечал ему Савельич сердитым голосом. — Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища». 3) «Далече ли до крепости? » — спросил я у своего ямщика. 4) «Недалече, — отвечал он. — Вон уж видна». 5.  Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи. 1) «Войди, батюшка», — отвечал инвалид, — «наши дома». 2) «Что вам угодно, батюшка? » — спросила она, продолжая свое занятие. 3) «Смею спросить, — сказал он. — вы в каком полку изволили служить? » 4) «Максимыч! — сказала ему капитанша, — Отведи господину офицеру квартиру, да почище». 6.  Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи. 1) «Извините меня, — сказал он мне по- французски, — что я без церемонии прихожу с вами познакомиться». 2) «Я слышал, — сказал я довольно некстати, — что на вашу крепость собираются напасть башкирцы». 3) «Зачем нам секунданты. — сказал он мне сухо, — без них обойдемся». 4) «Давно бы так, — сказал он мне с довольным видом, — худой мир лучше доброй ссоры, а и нечестен, так здоров». 7.  Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи. 1) «Зачем откладывать? » — сказал мне Швабрин, — «за нами не смотрят». «Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». 2) «Ради бога успокойтесь, — сказала она, отняв у меня свою руку, — Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня». 3) «Что это с вами сделалось? — сказала она, увидев меня, — Как вы бледны! » 4) «Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. . . » 8.  Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи. 1) «Прощайте, Пётр Андреич! — сказала она мне со слезами. — Меня посылают в Оренбург. Будьте живы и счастливы; может быть, господь приведет нас друг с другом увидеться; если же нет. . . »   2) «Уехала ли Марья Ивановна? — спросил я с сердечным трепетом». 3) «Вот я вас! — закричал Иван Кузмич. — Ребята! стреляй! » 4) «Поцелуемся ж и мы, — сказала, заплакав, комендантша. — Прощай, мой Иван Кузмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила! » 9.  Укажите предложение без пунктуационной ошибки при оформлении прямой речи. 1) «Вешать его! — сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня. 2) Отец родной! — говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика! » 3) Я отвечал Пугачёву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую». 4) «Прощайте, Петр Андреич! — сказала она[ Маша] тихим голосом, — Придётся ли нам увидаться, или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце». 10.  Укажите предложение с пунктуационной ошибкой в оформлении прямой речи. 1) Тут он прервал свое чтение и сказал мне сурово: «Что ты теперь скажешь себе в оправдание? » 2) Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру». 3) «Знаю, что вы не богаты. — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». 4) «Где вы остановились? » — спросила она потом; и услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: «А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо». Конец формы

Задание №1 Спишите, расставьте знаки препинания. 1. Пишу Вам дорогой Алексей Сергеевич вернувшись с охоты| | 2. Многоуважае мой Иван Максимович| | Недели две тому назад мною по рвана в цензуру и вероятно уже разрешена новая одноакт ная пьеса Трагик поневоле| | ( Из пьес и писем А. Чехова) 3. Я видел вас холмы и нивы| | ( П. ) 2) 4. Простите воль ные станицы и край отцов и тихий Дон| | ( П. ) 5. О море кого же мне вызвать на бой| | ( А. К. Т. ) 6. Читатель друг я не на рушу услов ий дружбы дорогой| | ( Твард. ) 7. Приветствую тебя опустошённый дом завядшие дубы лежащие кругом и море синее и вас крутые скалы и пышный прежде сад — гл ухой и одичалый| | ( А. К. Т. ) 8. О витяз ь мой| | З авидую тебе| | ( П. ) 9. Не прав твой о небо святой приговор| | ( Л. ) 10. Что стоишь качаясь тонкая рябина головой ск лоняясь до самого тына( Из песни) Задание № 2 Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. 1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Мой друг настойчиво добивается цели. 3. Бабушка рассказывает сказку на ночь. 4. Ребята пошли на речку. 5. Мама купила мне книгу. 6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Класс: 8 Предмет: русский язык Тема: Индивидуальная карточка для проверочной работы по теме «Уточняющие члены предложения ». Цель: проверка знаний и навыков учащихся по теме. Время на выполнение: 20- 25 минут. Проверку осуществляет учитель. Оценивание индивидуальной карточки: «5» – нет ошибок «4» – 1- 2 ошибки. «3» – 3- 4 ошибки «2» – 5 и более ошибок. ФИ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Карточка № 1. Уточняющие члены предложения Упражнение 1. Выделите уточняющие члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания. 1. Там, ниже, мох тощий, кустарник седой( Пушкин) . 2. Внизу, в тени, шумел Дунай( Тютчев) . 3. Илья Ильич учился в Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего немца Штольца( Гончаров) . 4. Прямо против кордона, на том берегу, всё было пусто( Л. Толстой) . 5. Его временный командирский пункт был сейчас прямо на путях, в полуверсте от станции, в железнодорожной каменной будке( Симонов) . 6. Мы жили в большом доходном доме Гольденгорна, на Канатной улице, во втором этаже( Катаев) . 7. Из широких ворот депо выезжали маленькие, почти игрушечные, паровозики большефонтанной железной дороги( Катаев) . 8. В предместье, около боен, выли собаки( Чехов) . 9. Несколько в стороне от гуся, на матрасике, лежал белый кот( Чехов) . 10. За рекою, в розовеющем небе, ярко сверкала вечерняя звезда( М. Горький) . Упражнение 2. Найдите в предложениях уточняющие, пояснительные, присоединительные члены, обороты со значением включения, исключения, замещения. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Чтобы читать лекции хорошо то есть не скучно и с пользой для слушателей нужно кроме таланта иметь сноровку и опыт( Чехов) . 2. Почти все молодые рыбки особенно некоторые из пород не очень крупных так красивы или лучше сказать так миловидны резвы и чисты, что народ на юге России употребляет слово «рыбка» как слово ласки нежности( Аксаков) . 3. Кроме хозяйки застал я в столовой ещё четырёх гостей чиновников. Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета( Чехов) . 4. Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях столь известных жителям деревни и города например о ожидании почтового дня( Пушкин) . 5. На хуторе в трёх вёрстах от деревушки Соломенной разведчики оставили лошадей и пошли пешком( Фадеев) . 6. В Крыму в Мисхоре прошлым летом я сделал изумительное открытие( Куприн) . 7. Шагах в десяти от входа в туннель у самого шоссе стоял одинокий домик( Н. Островский) . 8. Мы отправились и бродили долго до вечера( Тургенев) . 9. На другой день я с пятью якутами переправился через Лену то есть через узенькие протоки разделявшие бесчисленные острова( Гончаров) . 10. Кольчатый тюлень или нерпа относится к числу ластоногих( Арсеньев) . ФИ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Карточка № 2. Уточняющие члены предложения Упражнение 1. Выделите уточняющие члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания. 1. Попал он в полк случайно, на марше( Бакланов) . 2. Недалеко, в направлении станицы Ольгинской, привычно перекатывались звуки орудийной стрельбы( Первенцев) . 3. Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой( Чаковский) . 4. Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день( Достоевский) . 5. Один раз, перед вечером, ногаец- ямщик плетью указал из- за туч на горы( Л. Толстой) . 6. На покривившемся стогу уныло, по- сиротски, примостилась ворона и молчала( Фадеев) . 7. Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить( Шолохов) . 8. Вдали высилось тёмно- красное, цвета сырого мяса, здание фабрики( М. Горький) . 9. Эти, не всегда твёрдые и стройные, стихотворные строки писала рука, твёрдая, как сталь. . . ( Симонов) 10. По соседним, без дверей, заляпанным светлым комнатам загрохотали, приближаясь, шаги( Панова) . Упражнение 2. Найдите в предложениях уточняющие, пояснительные, присоединительные члены, обороты со значением включения, исключения, замещения. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Узкая на одну телегу дорога вилась ужом( Грибов) . 2. Предписание у обоих было в воинскую часть то есть в группу наших войск расквартированных в Монголии( Симонов) . 3. В урожайные или в грибные годы грибы часто попадаются кучками семьями даже растут двойниками( Аксаков) . 4. Адмирал решил остановиться на островах Зелёного Мыса в пятистах верстах от африканского материка и именно на острове С. - Яго( Гончаров) . 5. Профессия его была самая мирная учитель( Крымов) . 6. Искусство вместе с речью есть одно из орудий общения а потому и прогресса то есть движения вперёд человечества к совершенству( Л. Толстой) . 7. В этом отношении случилось даже одно важное для них событие именно встреча Кити с Вронским( Л. Толстой) . 8. Иногда что- нибудь хочется сделать почитать( Гоголь) . 9. Немцы изрядно повредили садик Поповых особенно вишнёвые деревья( Фадеев) . 10. Зычный крик их[ лебедей] и глухое гоготанье весьма отличное от гусиного слыхали все охотники и в том числе я сам( Аксаков) . ФИ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Карточка № 3. Уточняющие члены предложения Упражнение 1. Выделите пояснительные члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания. 1. Вдруг она[ лошадь] оборвалась и села в водомоину, или канаву( Л. Толстой) . 2. По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по- местному, торосья( Короленко) . 3. День был прохладный, уже осенний – «в полсвета»( Паустовский) . 4. Язи брали жарко – с ходу, как говорят рыбаки( Пермитов) . 5. На палубе и внизу идёт обычная утренняя чистка и уборка клипера к подъёму флага, то есть к восьми часам утра( Станюкович) . 6. Следовательно, здесь, где неминуемо пойдут синие корабли, и надо выставить заграждение, то есть скрытно послать к Чёртовой Плеши какой- нибудь корабль( Соболев) . 7. Почти одновременно с фаянсовым производством в Египте начинают появляться и изделия другого рода, а именно чисто стеклянные( Качалов) . 8. Он обладает особой способностью – делать всё вовремя( Катаев) . 9. Было ещё одно препятствие на пути учёных – суеверие островитян( Крутиков) . 10. Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда( Л. Толстой) . Упражнение 2. Найдите в предложениях уточняющие, пояснительные, присоединительные члены, обороты со значением включения, исключения, замещения. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Кроме того пикник обещал выйти очень занимательным( Куприн) . 2. Сводка за редкими исключениями соответствовала тому, что запланировано иметь( Симонов) . 3. Одним словом вместо учения пришлось Стёпе быть на посылках( Станюкович) . 4. В кают- компании почти никто не разговаривал с бароном исключая служебных дел и он был каким- то чужим в дружной семье офицеров «Могучего»( Станюкович) . 5. Ему казалось, что все дети за редкими исключениями похожи друг на друга( Паустовский) . 6. Помимо обычных наших постоянных собраний, время от времени устраивались так называемые выходные или большие «среды», на которые съезжалось много народа( Телешов) . 7. Вместо ответа он откинул мотор на себя так, что гребной винт выступил наружу, при этом из охладителя потекла вода( Дементьев) . 8. Он имел привычку говорить «ты» всем своим подчинённым включая и людей старше себя по возрасту( Симонов) . 9. Так помимо командира со мной познакомились корабельный врач инженер- механик лейтенанты- артиллеристы штурманы и политработники( Новиков- Прибой) . 10. Они поехали посмотреть это место но вместо него нашли громадный новый грузовой порт( Катаев) .

Оставить комментарий: