Конспект НОД по ПДД "Как мы помогали Грузовичку"
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей разновозрастной группе детского сада
Автор разработки: Забусова Ольга Олеговна
Название: конспект познавательной деятельности
Форма работы с детьми: итоговое занятие
Тема: «Как мы помогали Грузовичку»
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие
Возраст детей: 5-6 лет
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
Задачи:
- Закреплять правила дорожного движения.
- Активизировать мышления детей посредством:
- развития способности к определению задач на основе поставленной проблемы,
- совершенствования уровня накопленных практических навыков.
- Активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других.
- Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками.
Предварительная работа:
- наблюдение за стоящими автомобилями и проезжающим транспортом; рассматривание иллюстраций с изображением ситуаций на дороге; работа с дидактическим материалом; чтение стихов на тему «Правила дорожного движения»; разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки».
Оборудование и материалы:
Грузовичок, изготовленный из картона; жезл; круги – красный, желтый, зеленый; дорожные знаки к загадкам; карточки –задания; картонные заготовки (запасные детали для Грузовичка)
Ход занятия.
Организационный момент.
Утром Солнышко встает,
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Отвечаю Солнцу я
Отвечаю Травам я
Отвечаю Ветру я
Здравствуй, Родина моя!
Мотивационно-ориентировочный этап.
В группу заезжает Грузовичок (сделан из картонных коробок) с разбитой фарой, смятым бампером, пробитым колесом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, так это же наш знакомый Грузовичок. Но что с ним произошло? Фара разбита, бампер смят, повреждено колесо. Как вы думаете, что случилось с Грузовичком?
Дети: Он попал в аварию.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что он не соблюдал правила дорожного движения.
Воспитатель: Я тоже так думаю, наш Грузовичок ещё не опытный, не знает правил дорожного движения, наверное, он, выехал на проезжую часть, и с ним случилась беда. Ребята, как же ему помочь?
Дети предлагают варианты, как помочь Грузовичку.
Поисковый этап.
Воспитатель: На прошлых занятиях мы с вами уже много успели узнать про правила дорожного движения. И давайте, сегодня подведем итог нашей работы.
(схема-план)
- Мы вспомним правила для пешеходов и пассажиров.
- Вспомним, зачем нужен светофор.
- Мы научим Грузовичок правильно вести себя на дороге.
- Поговорим о дорожных знаках.
- И подведем итог нашей работы.
Практический этап.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила дорожного движения?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
Игра «Передай жезл».
Дети становятся в круг, передают друг другу жезл и называют какое-нибудь правило (например, дорогу нужно переходить только на зеленый сигнал светофора; в машине детям можно ездить только с удерживающими устройствами; играть рядом с дорогой нельзя; и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы знаете много правил. Но эти правила только для пешеходов и пассажиров. А вот дорожные знаки - лучшие друзья не только пешеходов, но и водителей. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге.
Ребята, отгадайте загадку:
Встало с краю улицы.
В длинном сапоге.
Чучело трёхглазое,
На одной ноге?
Дети: Светофор.
Воспитатель: Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно. Давайте вспомним значение сигналов светофора и поиграем в игру «Светофор».
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться... (опасно)
Свет зеленый говорит:
Проходите, путь…(открыт).
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для…(движенья).
Воспитатель: Когда я покажу зеленый сигнал светофора (показывает зеленый круг), вы шагаете на месте, когда желтый (показывает желтый круг) – хлопаете в ладоши, а когда красный (показывает красный круг) – стоите неподвижно.
Физминутка «Светофор».
Воспитатель: Правильно, ребята, так ведут себя на дорогах пешеходы, а что же происходит с машинами, когда горит зелёный свет?
Дети: Машины едут.
Воспитатель: А когда горит жёлтый?
Дети: Приготовились, газуют, но не едут, ждут смены сигнала.
Воспитатель: А когда красный?
Дети: Машины стоят.
Воспитатель: Я думаю, наш приятель Грузовичок так же хорошо, как и вы, запомнит, и обязательно будет выполнять все указания светофора. А что ещё помогает на дорогах нашему безопасному движению?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Правильно, ребята. Перед вами лежат дорожные знаки, и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем. 1. Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет… («Пешеходный переход».)
- На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на…. («Велосипедная дорожка».)
- А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. («Пешеходная дорожка».)
- Что за знак дорожный:
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою
И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).
- Тормози водитель. Стой!
Знак — запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать. (Въезд запрещен).
- Долго ехали, устали,
И желудки заурчали,
Это нам они признались,
Что давно проголодались.
Не прошло пяти минут
Знак висит – обедай тут. (Пункт питания)
- Остановка, толпится народ.
Скоро автобус подойдёт.
Здесь ждут транспорт городской,
Едут в офис, в цех, домой.
Едут в школу, детский сад,
В праздник едут на парад.
В уличном круговороте
Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)
- В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (дети).
- Я знаток дорожных правил
Я машину здесь поставил
На стоянке у ограды
Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием. А теперь я предлагаю вам стать инспекторами дорожного движения.
Каждому ребёнку даётся карточка-задание с изображением дорожной ситуации (изображение какого-нибудь нарушения), ребенок должен прокомментировать изображение.
Возможные ситуации:
- Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.
- Девочка перебегает проезжую часть в неположенном месте.
- На заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.
- Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопится выйти, причем на проезжую часть.
- Автомобиль проезжает перекрёсток на красный сигнал светофора.
- Дети выбегают на проезжую часть из-за кустарника.
- Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.
- Автомобиль не пропускает пешеходов на «пешеходном переходе».
- Девочка идет по тротуару мимо арки, из которой выезжает машина. Водитель не видит девочку и может совершить наезд на юного пешехода.
Рефлексивно-оценочный этап.
(по схеме)
Воспитатель: Кому нужны правила дорожного движения?
Дети: Пешеходам, пассажирам, водителям.
Воспитатель: Что помогает нам избежать аварий на дороге?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Зачем нужен светофор?
Дети: Чтобы регулировать движение на перекрёстке.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, нам удалось помочь Грузовичку?
Дети: Да.
Воспитатель: Как и чем мы ему помогли?
Дети: Мы рассказали ему, как нужно вести себя на проезжей части.
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами выяснили, что всем, и взрослым, и детям, и пешеходам и пассажирам, и водителям необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Надеюсь, что наш друг Грузовичок запомнит всё, о чём мы сегодня говорили.
Чтобы впредь не попадать в такие положения,
Надо знать и соблюдать правила движения.
Последующая работа.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что дорожные знаки делятся на несколько групп, но об этом мы поговорим на следующем занятии.