Выступление на педагогическом совете:«Эксперементирование развивает познавательную активность». ."
«Эксперементирование развивает познавательную активность».
Экспериментирование - один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников.
Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно
связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и
труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благо-
приятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование,
вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности
и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это
хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, во
время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и
сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и
способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже
двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее
будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает
его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности
одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.
Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных
математических представлений. Во время проведения опытов нередко
возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.
Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их
сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности –
чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти
связи выражены не столь сильно.
Поисково-познавательная деятельность предполагает решение следующих задач:
формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е.
способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, людей);
расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
- Осознание того, что хочешь узнать.
- Формирование задачи исследования.
- Продумывание методики эксперимента.
- Выслушивание инструкций и критических замечаний.
- Прогнозирование результатов.
- Выполнение работы.
- Соблюдение правил безопасности.
- Наблюдение результатов.
- Анализ полученных данных.
- Словесный отчет об увиденном.
- Формирование выводов.
Для активизации процесса экспериментирования можно задать проблемные вопросы:
Почему карандаш рисует, а палочка нет;
Что будет, если снег принести в комнату?;
Почему шарик катится, а кубик нет?;
Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);
Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);
Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);
Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т.д.
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
При проведении экспериментирования следует придерживаться следующих требований:
- соблюдать технику безопасности;
- проводить опыты, эксперименты дошкольников под непосредственным руководством
взрослого;
- рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости реальной
действительности;
- использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.
Организация работы по экспериментированию в дошкольном учреждении идет по
трем взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трех формах:
занятие,
совместная деятельность педагога и воспитанника,
самостоятельная деятельность детей.
Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения гипотезы. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.