критерии оценивания по истории и обществознанию
Документы для скачивания
Критерии оценивания по истории и обществознанию Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание с ущности рассматриваемых понятий. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ примерами, фактами; самостоятельно делать выводы. Последовательно, связно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает выводы; формирует точное определение основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; с амостоятельно использует наглядные пособия, учебн ик, дополнительную литературу. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных тер минов или в выводах; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основ ании примеров делать выводы, соблюдает основные правила культуры устной речи, использует научные термины. 3. Не обладае т достаточным навыком работы с учебником( правильно ориентируется, но работает медленно) . Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, име ет пробелы в усвоении материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 2. Показывает недостаточную сформированность отдельных зна ний и умений; выводы аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений. 5. Отвечает неполно на вопросы учителя( упуская и основное) , или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста уче бника или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну- две грубые ошибки. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материал а; не делает выводов. 2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неп олные знания. 3. При ответе( на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 5. Полностью не усвоил материал. Оценка «1» ставится, если ученик: 1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы. Критерии оценки знаний учащихся по истории П исьменный ответ Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: • логично, развернуто отвечать на письменный вопрос, и на вопросы по историческому источнику; • соотносить исторические события с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира; • толковать содержание основных терминов исторической и общественно- политической лексики; • демонстрировать знание основных дат отечественной истории; • составлять краткий план предлагаемого к изучению материала; • оформлять контурную карту в соответствии с полно той требований заданий; Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся • показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла; • демонстрирует знание причинно- следственных связей, основных дат; • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям; • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1- 2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся • демонстрирует общие представления об историческом процессе; • путается в датах, допускает неточности в определении понятий; • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений; • отсутствует логически построенный и продуманный ответ; • не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории; Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать. 3) Нормы оценок работы с историческим источником Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся • установил тип источника и время( дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему; • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника; • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии; Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся • определил тип источника и историческую эпоху его появления; • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему; • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника; • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии; Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления; • на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать; • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника; Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы; • не увидел проблему и не смог ее сформулировать; • пересказал текст источника без его комментирования; • или дал ответ не в контексте задания. Нормы оценок работы с исторической картой Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся • правильно описывает расположение стран( государств) , используя соответствующую терминологию; • раскрывает сущность исторических процессов и явлений( войн, революций и пр. ) , пользуясь языком карты; • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте. Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся • описывает расположение стран( государств) , искажая или не в полном объеме используя картографические термины; • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся • не соотносит историческую информацию с картой; • не может обозначить изучаемые исторические объекты( явления) на контурной карте. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся • не распознает историческую информацию, представленную на карте; • отказался работать с контурной картой. Критерии оценки знаний учащихся по обществознанию, праву Устный, письменный ответ Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: • логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс; • делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук; • применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций; • раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса; Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла; • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл; • продемонстрировал знание основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами; • не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения; • дал определения прозвучавшим при ответе понятиям; • дал ответы на уточняющие вопросы. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров; • путается в терминах; • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения; • затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций; • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся • не увидел проблему, но не смог ее сформулировать; • не раскрыл проблему; • Или информацию представил не в контексте задания • Или отказался отвечать. Нормы оценки письменной работы по обществознанию Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания: • увидел и сформулировал главную мысль, идею текста; • продемонстрировал базовые знания при ответах на вопросы текста; • предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления; Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся • увидел и сформулировал идею, главную мысль текста; • обнаружил затруднения в применении базовых знаний; • не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах; • в оформлении работы допустил неточности. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся • почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать; • попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать; • не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся • выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий; • не смог определить основную идею, мысль текста; • или информация дана не в контексте задания. Примерные критерии к оцениванию устных и письменных ответов по истории и обществознанию Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом: раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты, определения и др. ; продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна- две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после замечания учителя. Такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа; применялись не все требуемые теоретические знания, умения; допущены несущественная ошибка, один- два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя. Отметка «3 » ставится в одном из следующих случаев: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; изложение материала было недостаточно самостоятельным( простой пересказ учебника) , несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная; материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто главное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Письменные ответы: Отметка «2» Отметка «3» Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Способ выполнения работы учеником не определён или выбран неправильно Информация частично изложена, содержит 1—2 ошибки, существенно не искажающие содержание. В работе использован только один ресурс. В процессе выполнения работы допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя Отметка «4» Отметка «5» Информация достаточно полная. Работа содержит 1—2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и д р. Грамотное оформление. Информация представлена в полном объёме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации разного вида. Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно. Примерные критерии оценивания тестов по истории и обществознанию Тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение тематических тестов отводиться 7- 15 минут( в зависимости от количества заданий и уровня сложности) . На выполнение итоговых тестов отводиться 30- 40 минут. В тестах содержаться задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явления, причин и следствий событий. Более сложные задания с открытым ответом( слово, дата, сочетание цифр) позволяют проверить умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания повышенного уровня сложности с открытым развернутым ответом предполагают разные виды деятельности: анализ исторического документа, анализ исторических версий и оценок, анализ исторической ситуации, представления общей характеристики, сравнения. В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания. Существует система, при которой вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный. Задания с выбором нескольких правильных ответов баллы начисляются по следующей схеме: Полностью правильно указанные характеристики – 3 балла Две правильно указанные характеристики – 2 балла Одна правильно указанная характеристика – 1 балл Отсутствие правильных характеристик – 0 баллов Таким образом, максимально возможный балл за прав и льное выполнение задания будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. Ответы учащихся на открытые задания свободного изложения могут дословно не совпадать с эталоном. Используется гибкая система оценивания результатов тестирования в гимназии, при которой ученик имеет право на ошибку: 90 – 95% от максимальной суммы баллов – оценка “5” 90 – 75% – оценка “4” 75 – 60% – оценка “3” Менее половины от максимальной суммы баллов – оценка “2” Критерии оценивания устного ответа по истории и обществознанию Оценка «5» ставится, если ученик: Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать выводы. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно использует учебник, дополните льную литературу. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко ис правляет по требованию учителя. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основ ании фактов делать выводы. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 3. Не облада ет достаточным навыком работы с учебником( правильно ориентируется, но работает медленно) . Допускает негрубые нарушения прав ил оформления письменных работ. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в к ачестве доказательства выводы или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений. 5. Отвечает неполно на вопросы учителя( упуская и основное) , или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при в оспроизведении текста учебника или отвечает неполно на вопросы учителя, доп уская одну- две грубые ошибки. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 3. При ответе( на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 5. Полностью не усвоил материал. Норма оценки и контроля знаний по истории для глухих: Оценка «5» выставляется за такие знания, когда: 1. Ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала; 2. Выделяет в нем главные положения; 3. Осмысленно применяет полученные знания на практике; 4. Не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно; 5. Легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике. Оценка «4» выставляется тогда, когда: 1. Ученик выявляет знания материала; 2. Отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; 3. Умеет применять полученные знания на практике; 4. В устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя; 5. В письменных работах делает незначительные ошибки. Оценка «3» выставляется за знания, когда: 1. Ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя; 2. Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы; 3. Допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые на «3», зачастую находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным. Оценка «2» выставляется тогда, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки. Требования к оценке: оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого, оценка должна выполнять стимулирующую функцию, оценка должна быть всесторонней. Критерии оценки тестового задания: 90- 100% - отлично «5»; 70- 89% - хорошо «4» 50- 69% - удовлетворительно «3»; менее 50% - неудовлетворительно «2».