Педагогический проект по формированию трудовых навыков младших дошкольников "Мы помощники"
Документы для скачивания
СП «Детский сад № 2» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г. А. Смолякова с ела Большая Черниговка МЫ ПОМОЩНИКИ Педагогический проект по формированию трудовых навыков младших дошкольников Воспитатель: Пчелинцева Е. В. 2016 г Содержание 1. Паспорт проекта…………………………………………………………… …. . . 3 2. Планируемые результаты………………………………………………… ……. 2. 1. Ключевые ориентиры, сформированные у воспитанников в ходе проекта………………………………………………………………… ……. 5 2. 2. Диагностический инструментарий ………………………………… ……6 3. Перспективный план реализации проекта ……………………………… ……. 8 4. Работа с воспитанниками …………………………………………………… …. . 4. 1. НОД …………………………………………………………………………11 4. 2. Картотека художественной литературы ………………………………… 14 4. 3. Картотека игр ………………………………………… …………………. 17 4. 4. Продукты изобразительной деятельности…………………………… … 22 5. Работа с ро дителями……………………………………………………………. . . 5. 1. Консультации……………………………………………………… ……. . . . . . . 23 5. 2. Круглый стол «Решаем педагогические ситуации»…………. . . . . . . . . . . . . . . . 26 5. 3. Памятки…………………………………………………………… ……. . . 28 1. Паспорт проекта. Актуальность. Для успешности в обществе человеку необходимо уметь трудиться. Этот навык не заложен от природы, поэтому нуждается в формировании. Основы общетрудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольников и взрослых. Трудовая деятельность, так как и игровая является определяющим условием формирования личности детей дошкольного возраста. Однако, в последние годы трудовому воспитанию детей дошкольного возраста стали уделять меньше внимания, а акцент сделан на познавательное развитие и учебную деятельность. Кроме того, и родители малышей создают препятствия для совершения различных трудовых действий из- за боязни получения отрицательного результата, из- за недостатка свободного времени. А между тем, в процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий дети раннего возраста укрепляют своё здоровье, они более уверенно и точно начинают двигаться. Именно трудом формируется устойчивость в поведении, вырабатывается самостоятельность и дисциплина, а также умение работать сообща, желание оказывать помощь. Введение ФГОС ДО позволило пересмотреть отношение к сути трудового воспитания, целью которого в свете модернизации дошкольного образования является формирование положительного отношения к труду. Это становится возможным при соблюдении принципа поддержки детской самостоятельности и инициативы. Таким образом, был разработан проект «Мы помощники». Проблема проектной деятельности обусловлена снижением трудовой ак тивности детей раннего возраста и отсутствием интереса к трудовым действиям. Цель проекта – формирование позитивных установок к хозяйственно- бытовому труду и самообслуживанию у детей раннего возраста. Задачи проекта: 1. Сформировать потребность в осуществлении хозяйственно- бытовом труде. 2. Развивать умение устанавливать посл едовательность трудовых действий по рассказу и показу воспитателя. 3. Воспитывать аккуратность при выполнении трудовых действий 4. Воспитывать бережное отношение к результатам труда. Практическая значимость проекта – формирование практических навыков хозяйственно- бытового труда в целях самообслуживания и оказания заботы о близком человеке. Состав проектной группы: Руководитель проекта – Пчелинцева Е. В. Участники проекта – воспитанники группы раннего возраста, их родители, педагоги СП «Детский сад № 2» – музыкальный руководитель. Тип проекта – п рактико- ориентированный Сроки реализации – 21. 03. 2016 – 26. 03. 2016. Интеграция образовательных областей – «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие». «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие». Основные виды детской деятельности: игровая, познавательная, изобразительная, чтение художественной литературы, двигательная, трудовая, музыкально- художественная. Формы реализации проекта: игровые ситуации, индивидуальные и подгрупповые поручения. Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов: Материально- технические: магнитофон, иллюст р ативные материалы тематическая художественная литература, материалы и оборудование для изобразительной деятельности, фотоаппарат, принтер, ПК. Кадровые: воспитатель, музыкальный руководитель СП «Детский сад № 2». Информационные: методическая литература, интернет- ресурсы. Нормативно- правовые: СанПиН, ООП СП «Детский сад № 2», ФГОС ДО. Диагностик о- методические: опросник для определения исходного уровня представлений у воспитанников, анкета для родителей, примерные план- конспекты НОД, картотеки игр, художественной литературы и др. 2. Планируемые результаты. 2. 1. Целевые ориентиры, сформированные у воспитанников в ходе проекта. Таблица 1. Целевой ориентир по ФГОС ДО Конкретизация в соответствии с возрастом и темой ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Проявляет интерес к таким видам хозяйственно- бытового труда. Может постирать кукольное бельё. Может погладить кукольное бельё. Может поставить салфетницы на стол при сервировке стола взрослым. Может расставить вымытые игрушки. Может помыть кукольную посуду. Может поменять полотенца в умывальной комнате. Может убрать за собой игрушки после игры. р ебёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Проявляет уважение к трудящимся людям. Испытывает удовлетворение от правильно выполненного трудового поручения. С удовольствием участвует в игровых образовательных ситуациях по коллективному труду. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям о труде, предметах бытового труда( нравитс я- не нравится, определяет основную мысль произведения) , сопереживает литературным героям. ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; Может воспроизводить показанные трудовые действия в игровых ситуациях «Гладим бельё», «Поем посуду», «Убираем в комнате», «Поможем няне» и др. ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; Умеет договаривать слова стихотворных текстов вместе с воспитателем. Может правильно обозначить выполняемое трудовое действие. Может озвучить в правильном порядке алгоритм трудового действия в рамках знакомых игровых ситуациях( «Гладим бельё» и др. ) ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, Может довести начатое дело до конца. С интересом наблюдает за трудовыми действиями, выполняемыми взрослыми. Проявляет желание помочь сверстнику, близким взрослым. Может довести начатое действие до конца ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Проявляет интерес к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Знает последовательность трудового действия. Может объяснить, зачем нужно трудиться, что будет, если не гладить бельё, мыть посуду и т. п. 2. 3. Диагностический инструментарий. Стартовая и итоговая диагностика проводилась по методике Куцаковой, которая была н е сколько модифицир ована и оформлена в виде опросника( Таблица 2) . Таблица 2. Опросник для воспитанников. № вопроса Ф. И. ребёнка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Кто моет полы, вытирает пыль? 2. Кто моет посуду и убирает её в шкаф? 3. Как нужно гладить бельё? 4. З ачем снег убирают и подметают участок? 5. Почему ничего нельзя бросать на пол? 6. Зачем нужно убирать игрушки после игры на место? 7. Почему нельзя разбрасывать свои вещи? 8. Кто из вас помогает друг другу? И как? 9. Как ты помогаешь няне? 10. Как ты помогаешь маме или папе? С целью определения эффективности организации трудового воспитания в домашних условиях было проведено анкетирование родителей воспитанников. Анкета была разработана самостоятельно с использованием интернет- ресурсов. Анкета для родителей 1. Помогает ли ребенок по дому? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому? Какие? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Охотно ли он их выполняет? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Приходиться ли вам повторять просьбу? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5 П оощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений? Каким образом? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7. Есть ли у вас в семье общие трудовые дела? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. Делите ли вы домашнюю работу на женскую и мужскую? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Перспективнй план реализации проекта. Этапы Деятельность педагогов Деятельность воспитанников Деятельность родителей Сроки I этап – подготовит. 1. Организация педагогического мониторинга. 2. Обработка данных мониторинга и анкетирования родителей. 1. Входной мониторинг 2. Пальчиковая игра « Поможем маме ». 3. Чтение рассказа «Четыре девочки» Д. Лукича. 4. Игра- имитация «Угадай, что я делаю» Анкетирование родителей Понедельник II этап- основной 1. Оформление памятки для родителей «Как научить малыша трудиться». 2. Подбор дидактических игр, игр- имитаций и др. 1. Пальчиковая игра «Уборка дома» 2. НОД «Стираем кукольное бельё». 3. Аппликация «Трудолюбивая лопатка». 3. Чтение стихотворения «Стирка» Е. Серовой Консультация для родителей «маленькое дело – лучше большого безделья» Вторник 1. Организация выставки детских работ. 2. Подбор материала для консультации родителей. 1. Подвижная игра «Пылесос и пылинки» 2. Чтение « Маша- растеряша. » Л. Воронковой 3. Аппликация «Утюг в доме». 4. Игровая ситуация «Что делает мама? » Подбор иллюстраций для альбома «Маленькое дело – лучше большого безделья» Среда 1. Организация выставки детских работ. 2. Оформление альбома «Маленькое дел о- лучше большого безделья» 1. Игра- и митация «Постираем платочки ». 2. Аппликация «что нужно для уборки». 3. Чтение стихотворения Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться» Круглый стол «Решаем педагогические ситуации» Четверг Организация выставки детских работ 1. Пение песни «Пироги» 2. Игра «Поручение». 3. Рисование: раскрашивание аппликации «Что нужно для уборки». 4. Рассматривание «Маленькое дел о- лучше большого безделья» Пятница Продукт проектной деятельности – альбом «Маленькое дело – лучше большого безделья»