06.12.2016 Г. ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ТЕМА «ПИРОЖКИ ДЛЯ МИШКИ» Александрова.Ю.М
ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Тема «Пирожки для Мишки»
(для детей младшего дошкольного возраста)
Цели:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей;
закреплять культурно-гигиенические навыки.
Материал: таз с песком, набор формочек, совочки, ведерки, тряпочки, доски для лепки каждому ребенку.
Предварительная работа: игры с песком и водой, лепка, знакомство с русской народной сказкой «Маша и медведь».
Ход занятия
В группу к детям приходит Медведь. Дети знакомятся с ним, отгадывают, из какой он сказки. Миша рассказывает, что отправила его Машенька отнести пирожки бабушке и дедушке, а он потерял корзину с пирожками и не знает, как ему быть. Ребята предлагают варианты решения Мишкиной проблемы:
- пойти в лес и найти корзину с пирожками;
- купить пирожки в магазине;
- нарисовать пирожки;
- слепить их из песка.
Воспитатель спрашивает у детей, что им необходимо для лепки пирожков из песка. Дети самостоятельно берут песок, формочки, доски для лепки.
В ходе практической деятельности сталкиваются с затруднением: пирожки рассыпаются. Приходят к выводу: пирожки из сухого песка слепить невозможно.
Решение проблемы: дети предлагают добавить в песок воду. Они рассматривают сухой и сырой песок, сравнивают и делают вывод: вода соединила песчинки, и они не рассыпаются.
Дети лепят пирожки для Мишки и делают вывод: — лепить можно только из сырого песка; чтобы получить сырой песок, необходимо добавить воду в сухой песок.
В конце занятия проводится игра-моделирование по методу «маленьких человечков»: воспитатель «превращает» мальчиков в сухие песчинки и «пытается» слепить из них пирожки для Мишки. Песчинки-мальчики разбегаются. Воспитатель призывает на помощь капельки воды — девочек. Соединяя детей (песчинки и капельки воды) в пары, а затем — в круг, «лепит» большой пирог. Дети водят хоровод, исполняя песню:
Как для Маши и для Миши испекли мы пирожок,
Вот такой ширины, вот такой ужины,
Вот такой нижины, вот такой высоты!
Из песочка и водички — бабушке и дедушке!
Тема «Прятки» — игры с водой
(для детей младшего дошкольного возраста)
Цели:
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;
подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет;
развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;
воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал: краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка Почемучка, игрушки из киндер-сюрприза.
Предварительная работа: рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки».
Ход занятия
В группу приходит Почемучка и предлагает детям поиграть.
— Раз, два, три, четыре, пять — будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка Водичка спрячет от вас игрушку,
попробуйте ее найти.
Раз-два, раз-два —
начинается игра. Раз,
два, три, четыре, пять —
пора глазки закрывать.
Почемучка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой.
— Раз, два, три, четыре, пять —
можно глазки открывать и игрушку называть.
Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна).
Почемучка: Почему вы так быстро нашли мою игрушку?
Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?
Ребята предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем менее видна игрушка, и говорит:
«Раз, два, три, четыре, пять — можно Почемучке глазки открывать. Раз, два, три — игрушки отыщи!»
Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.
Выводы:
мы добавили в воду краску, она стала непрозрачной и игрушки не видно; темная водичка спрятала игрушки; в черной водичке игрушку совсем не видно, а в желтой она немного видна.
Тема «Освобождение бусинок из ледяного плена» (для детей среднего дошкольного возраста)
Цели:
создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда— тает в тепле; развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;
стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
развивать эмпатию, желание помочь другим; воспитывать аккуратность в работе.
Материал: замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.
Ход занятия
Воспитатель обращается к детям:
— Помогите разобраться, о чем идет речь в этом стихотворении:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода —
Неподвижна и тверда.
— Что же случилось с водой?
Ответы детей:
- она превратилась в лед;
- наверное, это было зимой, и она замерзла;
- вода превратилась в, лед от мороза.
Воспитатель: Вот и я несла вам в садик бусы, уронила их
в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?
После того как дети предложат освободить бусинки из плена, воспитатель спрашивает:
— А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Дети выдвигают предположения.
Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо — плохо» (для краткости предполагаемые суждения анализа приводим в скобках рядом с гипотезой):
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает
(хорошо — лед растает, и бусинки освободятся;
плохо — руки замерзнут); - можно отогреть в варежках (хорошо — лед тоже
растает, и бусинки освободятся; плохо — варежки
намокнут); - молено положить на батарею (долго ждать придется);
- есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его;
—; можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься; можно положить в теплую воду, там лед растает;
- можно оставить просто в группе — у нас тепло.
Выбирают три гипотезы и проверяют их: - поставить на батарею;
- погреть в руках;
- положить в теплую воду.
Воспитатель помогает разделиться на группы и проверить свои гипотезы, подготовить все необходимое для проведения опыта.
Выводы:
— быстрее всего бусинки освободила Теплая вода;
— я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли, — только руки замерзли;
— на батарее бусинки дольше были в плену, а потом
освободились.
Дети вытирают воду со столов и проводят игру «Освободим бусинок из ледяного плена»: воспитатель в роли бусинки, дети — замерзшие капельки. Они крепко обнимают ее со всех сторон — «бусинка в ледяном плену».
Воспитатель просит теплые руки детей, которые не стали льдинками, или няню растопить льдинки. Няня или дети теплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку — воспитателя.