Технологические карты уроков русского языка 6 класс
Документы для скачивания
Сведения об авторе Фамилия, имя, отчество( полностью) Шевцова Наталья Васильевна Район г. о. г. Бор Место работы МБОУ ОШ № 25 Должность Учитель русского языка и литературы Общая информация Образовательная область, учебный предмет Филология, русский язык Класс 6 класс Авторская программа к учебникам( линии учебников или УМК) ( если есть) Авторская учебная программа М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа по русскому языку. 6 класс. / / Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы». М. : Просвещение, 2011. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. / [ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский] . – М. : Просвещение, 2013. Тема учебного занятия Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное. Тема урока Несклоняемые имена существительные. Место урока в структуре учебного занятия Урок № 65 в теме « Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное ». Учебная задача Овладение новыми т еоретическими знаниями по теме «Несклоняемые имена существительные» и способами их прикладного использова ния. Развитие логического мышления через сравнение склоняемых и несклоняемых имён существительных, а также развитие познавательной самостоятельности учащихся путем создания проблемной ситуации. Формирование понимания границ того, «что я знаю» и того, «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва. Обобщенные цели учебного занятия- планируемые результаты Цель Уровень Базовый( «обучающийся научится») Повышенный( «обучающийся получит возможность научиться») Цель – предмет( предметный результат) Учащиеся будут знат ь понятие «несклоняемые существительные»( наличие одной формы слова для всех падежей) ; лексические группы несклоняемых существительных; распознавать несклоняемые существительные, соотносить их с определённой лексической группой; разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные( в том числе сложносокращённые) ; определять падеж несклоняемых существительных. Учащиеся получат возможность предупреждать грамматические ошибки, связанные с употреблением в речи несклоняемых имён существительных. Цель – способ( метапредметный результат) Учащиеся научатся самостоятельно выде лять и формулировать познавательную цел ь; научатся находить, преобразовывать и передавать информацию из одной формы в другую( составлять таблицу, схему) ; осуществлять сравнение и классификацию учебного материала; высказывать и обосновывать свою точку зрения; научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить логическое рассуждение, пополнять словарный запа с. Учащиеся получат возможность научиться и звлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности( исследовательской, творческой) . Цель – ценность( личностный результат) Учащиеся сформируют представление о значимости положительного отношения к учению, познава тельной деятельности, пополнения словарного запаса; осознают ответственность за произнесённое и написанное слово. Учащиеся убедятся в необходимости принимать решения с учётом позиций всех участников; осознают готовность открыто выражать и от стаивать свою позицию; проявят готовность к сотрудничеству, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, вести диалог на основе р авноправных отношений; выполнят корригирующую самооценку. Учащиеся получат возможность осознать значение русского языка в процессе получения школьного образования. Исходное состояние учащихся Могут определить при надлежность слова к части речи. Могут просклонять имя существительное. Могут определить склонение имени существительного. Могут составлять план выполнения учебной задачи, решения проблем творческого и поискового характера. Могут выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле процесса изучения русского языка и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса русского языка. Формы оценки планируемых результатов Предметный результат Метапредметный результат Личностный результат Дифференцированные д идактические карточки по теме « Несклоняемые имена существительные ». Заполнение таблицы «Найди соответствие». Задание на сравнение. Работа с текстом учебника. Создание экспрессивно- эмоциональной ситуации( экспрессивный повтор для усиления эмоционального восприятия) . Например, «А он всё думал и думал…»( акцентирует длительность, интенсивность действия) Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия Учебно – информационное обеспечение Основная литература Дополнительная литература Интернет- ресурсы ЭОРы Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. / [ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский] . – М. : Просвещение, 2013. Русский язык. 6 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. Автор- составитель Г. В. Цветкова. Волгоград: Учитель, 2014. Русский яз ык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [ Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др. ] . - М. : Просещение, 2012. http: / / www. uroki. net http: / / akademius. narod. ru/ vibor- rus. html http: / / www. zavuch. info http: / / festival. 1 september. ru/ subjects http: / / www. intergu. ru http: / / som. fsio. ru/ subject. asp? id= 10000192 Оборудование к уроку Интерактивная доска( экран) , компьютер, мультимедийный проектор Дидактическая структура учебного занятия( урока) и его психолого – педагогическое обоснование Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия( описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование( представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) 1. Мотивационно ориентировочный 1. 1. Вхождение в контакт Предъявление учителем своей индивидуальности. Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества. Создание комфортной психологической атмосферы урока. 1. 2. Актуализация субъектного опыта обучающихся Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями. Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале Форма обучения: фронтально – коллективная, индивидуальная. Методы обучения: - по источнику получения знаний: словесный, практический( синтаксический разбор предложения) - по характеру познавательной деятельности: проблемный. - по дидактической цели: закрепление и проверка знаний и умений. Переживание успешности практического действия, подтвер ждение значимости позиции ученика. 1. 3. Создание проблемной ситуации( конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т. п. Обозначение обучающимися границы своего «знания»- «незнания» Форма обучения: фронтально- коллективная Методы обучения: - по источнику получения знаний: словесные( проблемно- диалогический) - по характеру познавательной деятельности: частично- поисковый- по дидактической цели: приобретение новых знаний. Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно- познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся. 2. Операционно – исполнительский 2. 1. Целеполагание и планирование • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности( план урока) Форма обучения: фронтально- коллективная, работа в парах, индивидуальная. Методы обучения: - по источнику получения знаний: словесные( проблемно- диалогический) ; практический( упражнение) . - по характеру познавательной деятельности: частично- поисковый. - по дидактической цели: приобретение новых знаний. Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”. 2. 2. Поиск способа решения проблемной ситуации Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире. Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта( закономерности) , которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии( или ценности) . Форма обучения: фронтальная. Методы обучения: - по источнику получения знаний: словесные( проблемно- диалогический) . - по характеру познавательной деятельности: проблемный. - по дидактической цели: приобретение новых знаний. Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения. 2. 3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа Создание материальной основы( модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученн ого в ходе учебной деятельности. Форма обучения: работа в парах/ мини- группах; фронтально- коллективная Методы обучения: - по источнику получения знаний: словесный( проблемно- диалогический) , практический. - по характеру познавательной деятельности: частично- поисковый- по дидактической цели: приобретение новых знаний, формирование умений и навыков. Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических сре дств пр едставления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем 2. 4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях Построение системы конкретно- практических задач Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы обучения: - по источнику получения знаний: практический( упражнение) , словесный( работа с учебником) . - по характеру познавательной деятельности: исследовательский. - по дидактической цели: закрепление и проверка знаний, умений, навыков. В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. 3. Рефлексивно – оценочный 3. 1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу Форма обучения: фронтально- коллективная Методы обучения: - по источнику получения знаний: словесные( беседа) . - по дидактической цели: коррекция знаний Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи- учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи 3. 2. Ситуация оценки образовательных результатов Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания( знаю что? ) , владения действиями( знаю как? ) , понимания смысла изученного( знаю зачем? ) и понимания степени своих личностных приращений( знаю, что во мне изменилось? ) Форма обучения: индивидуальная. Методы обучения: - по дидактической цели: самоконтроль за эффективностью собственной учебно- познавательной деятельности Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения Сценарий проведения учебного занятия Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя( педагога) Действия обучающихся( примерные версии ответов) 1. Мотивационно ориентировочный 1. 1. Вхождение в контакт( 1 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит и вам радость, будет интересным и полезным. На партах лежат карточки розового, жёлтого и синего цвета со словами. 1. Прочитайте вслух слова «розового цвета»( доска, тетрадь, учебник, карандаш, ручка, мел) . - это предметы, которые нам понадобятся на уроке. Проверьте их. 2. Прочитайте слова «жёлтого цвета»( внимательный, любознательный, мыслящий, доброжелательный) . - это то, какими бы я хотела видеть вас на уроке. 3. Наконец, «синие слова»( слушать, смотреть, сравнивать, обобщать, выделять, читать, отвечать, помогать, исправлять, следить) . - это те действия, выполняя которые вы освоите новый материал. Пр иветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. 1. 2. Актуализация субъе ктного опыта обучающихся( 4 мин) Синтаксическая пятиминутка. На крошечную пёструю птичку колибри смотрели все, и она мило чирикала. - Назовите имена существительные в этом предложении и докажите их принадлежность к этой части речи. Выполняют письменный синтаксический разбор предложения, дают его характеристику. Отвечают на вопросы. 1 учащийся выполняет разбор на доске, остальные – в тетрадях. Дают определение имени существительного как части речи, доказывают. 1. 3. Создание проблемной ситуации( 2 мин) - Ребята, что мы называем склонением имени существительного? Что значит просклонять существительное? - Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются? - Итак, ваши мнения разделились. Н ам предстоит определить и доказать, какое из них правильное. Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её. Учащиеся дают разные ответы: и да, и нет. 2. Операционно – исполнительский 2. 1. Целеполагание и планирование. ( 10 мин) Учитель организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог. - Ребята, давайте просклоняем имена существительные из данного предложения. Осуществляется проверка выполнения задания. - Задание у вас было одно? - А как вы с ним справились? - Почему так получилось? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какова цель нашего урока? - Верно. Молодцы! Формулируют цель учебной дея тельности в диа логе с учителем, высказывают соб ственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од ноклассниками делают выводы. Выделяют глав ное, устанавли вают причинно- следственные свя зи между отдель ными языковыми явлениями. Двое учащихся работают на закрытых досках, а остальные – в паре на рабочем месте: изменяют по падежам существительные птичку, колибри. Как правило, один учащийся справляется с заданием успешно( склоняя слово птичку) , а у другого ученика возникают трудности( при работе со словом колибри) . - Да. - По – разному. - Мы не знаем, склоняется ли существительное колибри? - Несклоняемые имена существительные. - Узнать, какие имена существительные относятся к несклоняемым. 2. 2. Поиск способа решения проблемной ситуации. ( 2 мин) Учитель организует выбор способа и средств реализации учебной цели. - Как можно отличить склоняемое имя существительное от несклоняемого? Высказывают свои предположения. Выбирают способ ( как? ) и средства для построения нового знания( с помощью чего? ) . Высказывают свои предположения( гипотезы) : предлагают взять за основу род существительного( преимущественно средний) , обратиться к учебнику или к справочной литературе и узнать признаки несклоняемых существительных там. 2. 3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа. ( 8 мин) Учитель формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. - Ребята, сейчас мы выполним письменную работу с опорой на параграф 39 учебника. Задание называется «Найди соответствие». ? романы Дюма, жюри, авеню, кофе, метро и др. ? Булгак( ученица) , Алигер( поэтесса) Жорж Санд( писательница) ? Гурко, Сухих, Седых, Шевченко? СМИ, СМУ? Мисс, мадам, фрау, пани. - Позволяют ли полученные вами знания решить проблемную ситуацию, возникшую в начале урока? Тематическая физминутка Если я называю склоняемое сущ. , делают приседания девочки, если несклоняемое сущ. – мальчики: о кно, киви, кофе, звено, жюри, бревно, шоссе, кенгуру, облако, серебро, пианино, поле, пальто, море. Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Выполняют упражнения. Запись в тетрадях учащихся: Иноязычные сущ. собственные и нарицательные на –о, - е, - и, - у, - ю, - а( ударный) романы Дюма, жюри, авеню, кофе, метро и др. Женские имена и фамилии, оканчивающиеся на согласный. Булгак( ученица) , Алигер( поэтесса) Жорж Санд( писательница) Русские и украинские фамилии на – о, - ых, - их. Гурко, Сухих, Седых, Шевченко Сложносокращённые слова, оканчивающиеся на гласный. СМИ, СМУ Иноязычные сущ. , обозначающие лиц женского пола. Мисс, мадам, фрау, пани. - Да. 2. 4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий. ( 13 мин) Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Выборочный диктант. ( слабым учащимся текст выдаётся на парту) . Из шуточного стихотворения А. Хайта выпишите несклоняемые существительные, употребив их в правильной форме. Как – то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашна и без пальты. Любят кины детвора, Если в кинах кенгура. Бродит- бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян, Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Осуществляется проверка выполненной работы. - Ребята, вам понятны значения всех слов? ( Если возникают вопросы, то значения слов выясняются по словарю) . Дифференцированная работа в группах. 1 группа( н изкий уровень сложности) : выполняют упражнение 275 из учебника. 2 группа( средний уровень сложнос ти) : Задание: вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные: такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони. Выйти из , играть на , гулять без , ехать по , бутерброд с , приехать на , кататься на , вынуть из , слушать по , пойти в , работать в . Лист самоконтроля( выдаётся после выполнения задания) : Выйти из метро, играть на фортепьяно, гулять без пальто, ехать по шоссе, бутерброд с салями, приехать на такси, кататься на пони, вынуть из портмоне, слушать по радио, пойти в кино, работать в ателье. 3 группа( в ысокий уровень сложности) : Задание: найдите в тексте несклоняемые существительные, подчеркните их и определите падеж. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье- маше башенки «города веселого Карлсона ». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. Формулируют собственные мыс ли, высказывают и обосновывают свою точку зре ния. Выполня ют упражнени я, отвечают на вопросы. Двое учащихся выполняют работу на закрытых досках. Запись в тетрадях учащихся: Метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, шоссе, шимпанзе, кафе, домино, какаду, фортепьяно, пенсне. В случае отрицательного ответа работают с толковым словарём, выясняя лексические значения непонятных слов. Выполняют проверку по листу самоконтроля. Результаты выполнения работы фиксируют по очереди на доске. 3. Рефлексивно – оценочный 3. 1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий. ( 3 мин) Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог. Методика" Незаконченное предложение" На уроке я работал. . . Своей работой на уроке я. . . Я узнал. . . Я хотел бы узнать. . . Мне удалось. . . У меня вызвало затруднение. . . Мое настроение. . . Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. 3. 2. Ситуация оценки образовательных результатов( 2 мин) Обсуждение качества выполнения классной работы. Устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предмету. - Поднимите руки, кто получил за все задания плюсы – это оценка «5». Эти ребята дома составят кластер по теме урока и выучат правило в параграфе 39. Остальные ребята выуча т правило в параграфе 3 9 и выполнят упражнение 2 76. Обсуждение качества выполнения классной работы. Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.