Технологические карты уроков русского языка 7 класс
Документы для скачивания
Сведения об авторе Фамилия, имя, отчество( полностью) Шевцова Наталья Васильевна Район г. о. г. Бор Место работы МБОУ ОШ № 25 Должность Учитель русского языка и литературы Общая информация Образовательная область, учебный предмет Филология, русский язык Класс 7 класс Авторская программа к учебникам( линии учебников или УМК) ( если есть) Авторская учебная программа М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа по русскому языку. 7 класс. / / Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы». М. : Просвещение, 2011. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / [ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский] . – М. : Просвещение, 2013. Тема учебного занятия Деепричастие. Тема урока «Причастие и деепричастие – обобщение изученного» Место урока в структуре учебного занятия Урок № 48 в теме « Деепричастие». Учебная задача Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему знаний. Обобщенные цели учебного занятия- планируемые результаты Цель Уровень Базовый( «обучающийся научится») Повышенный( «обучающийся получит возможность научиться») Цель – предмет( предметный результат) Учащиеся научатся систематизировать и обобщать знания по т еме «Причастие и деепричастие»; различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма( в объёме содержания курса) . Учащиеся получат возможность научиться объяснять языковые явления. Цель – способ( метапредметный результат) Учащиеся научатся сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержа ния и использованных языковых средств; овладеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Научатся оценивать результаты деятельности( своей – чужой) , анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности( этапа) в сотрудничестве с учителем. Учащиеся получат возможность научиться извлекать необходимую информацию из сл оварей разного типа и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности( творческой, исследовательской) . Цель – ценность( личностный результат) Учащиеся будут понимать русский язык как одну из основных национально – культурных ценностей русского народа, осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Учащиеся убедятся в необходимости принимать решения с учётом позиций всех участников; осознают готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; проявят готовность к сотрудничеству, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, вести диалог на основе равноправных отношений. Учащиеся получат возможность осознать значение русского языка в процессе получения школьного образования. Исходное состояние учащихся Знают определение причастия и деепричастия и могут отличить эти части речи от других. Знают определение причастного и деепричастного оборота и умеют находить их в предложении. Могут сформулировать правило о постановке запятых при причастном и деепричастном оборотах. Могут составлять план выполнения учебной задачи, решения проблем творческого и поискового характера. Могут выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле процесса изучения русского языка и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса русского языка. Формы оценки планируемых результатов Предметный результат Метапредметный результат Личностный результат Дидактические карточки с текстом для анализа. Заполнение сводной таблицы «Причастие и деепричастие». Задание на сравнение. Выполнение теста. Создание экспрессивно- эмоциональной ситуации( экспрессивный повтор для усиления эмоционального восприятия) . Например, «А он всё думал и думал…»( акцентирует длительность, интенсивность действия) Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия Учебно – информационное обеспечение Основная литература Дополнительная литература Интернет- ресурсы ЭОРы Русский язык. 7 класс. Учебник для обще образовательных учреждений. [ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский] . – М. : Просвещение, 2013. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Е. А. Касатых. – М. : Просвещение, 2014. Русский яз ык. Методические рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [ Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др. ] . - М. : Просещение, 2012. http: / / www. uroki. net http: / / akademius. narod. ru/ vibor- rus. html http: / / www. zavuch. info http: / / festival. 1 september. ru/ subjects http: / / www. intergu. ru http: / / som. fsio. ru/ subject. asp? id= 10000192 Оборудование к уроку Интерактивная доска( экран) , компьютер, мультимедийный проектор Дидактическая структура учебного занятия( урока) и его психолого – педагогическое обоснование Этап урока Подэтап урока Организация педагогически целесообразного взаимодействия( описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) Психолого – педагогическое обоснование( представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) 1. Мотивационно ориентировочный 1. 1. Вхождение в контакт Предъявление учителем своей индивидуальности. Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества. Создание комфортной психологической атмосферы урока. 1. 2. Актуализация субъектного опыта обучающихся Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями. Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале Форма обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: - по источнику получения знаний: практический( лингвистический разбор, работа со схемами предложений) ; - по характеру познавательной деятельности: частично – поисковый. - по дидактической цели: закрепление и проверка знаний и умений. Переживание успешности практического действия, подтвер ждение значимости позиции ученика. 1. 3. Создание проблемной ситуации( конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т. п. Обозначение обучающимися границы своего «знания»- «незнания» Форма обучения: фронтально- коллективная, работа в парах. Методы обучения: - по источнику получения знаний: словесные( проблемно- диалогический) - по характеру познавательной деятельности: частично- поисковый- по дидактической цели: закрепление и проверка знаний и умений. Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно- познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся 2. Операционно – исполнительский 2. 1. Целеполагание и планирование • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности( план урока) Форма обучения: фронтально- коллективная, работа в парах Методы обучения: - по источнику получения знаний: словесные( проблемно- диалогический) ; практический( упражнение) - по характеру познавательной деятельности: частично- поисковый- по дидактической цели: закрепление и проверка знани й, умений и навыков. Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” 2. 2. Поиск способа решения проблемной ситуации Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта( закономерности) , которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии( или ценности) . Форма обучения: фронтальная Методы обучения: - по источнику получения знаний: словесные( проблемно- диалогический) - по характеру познавательной деятельности: частично- поисковый- по дидактической цели: закрепление и проверка знаний, умений и навыков. Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения 2. 3. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях. Создание материальной основы( модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности Форма обучения: фронтально- коллективная, работа в парах, группах. Методы обучения: - по источнику получения знаний: словесный( проблемно- диалогический) , пр актический( составление сводной таблицы) - по характеру познавательной деятельности: частично- поисковый- по дидактической цели: закрепление и проверка знаний, умений и навыков. Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем 2. 4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях Построение системы конкретно- практических задач Форма обучения: работа в парах, групповая, индивидуальная. Методы обучения: - по источнику получения знаний: практический( тестовое задание) . - по характеру познавательной деятельности: частично- поисковый( сопоставительный анализ) ; - по дидактической цели: закрепление и проверка знаний, умений, навыков. В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости 3. Рефлексивно – оценочный 3. 1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу Форма обучения: фронтально- коллективная Методы обучения: - по источнику получения знаний: словесные( беседа) - по дидактической цели: коррекция знаний Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи- учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи 3. 2. Ситуация оценки образовательных результатов Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания( знаю что? ) , владения действиями( знаю как? ) , понимания смысла изученного( знаю зачем? ) и понимания степени своих личностных приращений( знаю, что во мне изменилось? ) Форма обучения: индивидуальная Методы обучения: - по дидактической цели: самоконтроль за эффективностью собственной учебно- познавательной деятельности Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения Сценарий проведения учебного занятия Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя( педагога) Действия обучающихся( примерные версии ответов) 1. Мотивационно ориентировочный 1. 1. Вхождение в контакт( 1 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит и вам радость, будет интересным и полезным. Приветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. 1. 2. Актуализация субъе ктного опыта обучающихся( 6 мин) Организует проверку домашнего задания. ( упражнение 194) . - Назовите № сложных предложений и докажите, что они являются сложными. - Прочитайте предложения, в которых есть и причастный, и деепричастный обороты, и объясните постановку знаков препинания. Осуществляется контроль качества выполнения задания, выявления и устранения возможных пробелов в знаниях учащихся. - Под № 1 и № 3 сложные предложения, так как в них две грамматические основы. - В предложениях №2 и №4 есть причастный и деепричастный обороты, уч- ся называют их, объясняют постановку знаков препинания и определяют синтаксическую функцию. На доске строят схемы этих предложений. Один ученик в это время работает у доски: выписывает предложения( №1, 5, 6) с деепричастными оборотами. Дифференцированный подход: к доске вызывается ученик со слабым или средним уровнем обученности. 1. 3. Создание проблемной ситуации( 2 мин) Применяется приём «Яркое пятно». - Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали тему урока. Для этого прочитайте высказывания о частях речи и определите, о чем говорят ученые: « Они служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М. В. Ломоносов. «Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность». Д. Э. Розенталь Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её. Отвечают на вопрос: первое высказывание о причастии, второе о деепричастии. 2. Операционно – исполнительский 2. 1. Целеполагание и планирование. ( 10 мин) Учитель организует работу по формулировке цели учебной деятельности. - Именно об этих частях речи мы будем сегодня говорить. Как вы думаете, почему я объединила повторение этих двух частей речи в один урок? - Эти части речи очень часто являются препятствием на пути успешной сдачи ЕГЭ, поэтому мы сегодня не просто будем повторять все, что узнали на уроках, но уже сегодня, в 7 классе, вы готовитесь к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ. По мере выполнения заданий на уроке, в зависимости от того, правильно ли вы их выполняете, ставьте на полях условные обозначения: + если вы хорошо справились с заданием и поняли, как его выполнять, ! если справились не полностью, - если задание выполнить не получилось. От того, насколько серьезно вы будете работать на уроке, зависит ваше домашнее задание. Формулируют цель учебной дея тельности в диа логе с учителем, высказывают соб ственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Выделяют глав ное, устанавли вают причинно- следственные свя зи между отдель ными языковыми явлениями. Работа в парах: устное обсуждение ответа на вопрос. - Они образуются от глагола, их часто путают, ошибаются в определении причастного и деепричастного оборота. 2. 2. Поиск способа решения проблемной ситуации. ( 2 мин) Учитель организует выбор способа и средств реализации учебной цели. - Как отличить причастие от деепричастия? Высказывают свои предположения. Выбирают способ ( как? ) и средства для построения нового знания( с помощью чего? ) . Высказывают свои предположения( гипотезы) 2. 3. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях. ( 10 мин) Учитель формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению и аргументации. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. Анализ текста( приложение №1) - Прочитайте предложения, записанные на карточке( или на экране) . Можно ли эту запись назвать текстом. Аргументируйте свой ответ- Как можно озаглавить этот текст? - Определите его тему и основную мысль. - Какие выразительные средства языка помогают автору раскрыть основную мысль текста? - Слова каких частей речи помогли автору текста создать картину светлого праздничного дня среди поздней осени? Составление сводной таблицы- Какие грамматические признаки имеются у причастия и деепричастия? По каким признакам мы будем их сравнивать? ( Приложение № 2) Работают в группах и в парах. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют св ои записи. - Это текст, так как предложения между собой связаны по смыслу и грамматически. Текст обладает признаком делимости. Текст можно озаглавить. Основные признаки текста: завершённость, связность, цельность. - «Светлая страничка лета»- «Светлый праздничный денёк» посреди осени очень радует. - Метафоры( затерялся денёк, лето обронило одну из своих светлых страничек) , олицетворение( затаилась зима) , эпитеты( светлый денёк, молчаливый лес) . - Прежде всего, причастия и деепричастия. - У чащиеся( по группам) называют грамматический признак, затем рассказывают, как он проявляется в причастии и деепричастии. Учитель в это время заполняет таблицу на доске( лучше заранее подготовить карточки и прикреплять их на доску с помощью магнитов) , а ребята- на заранее подготовленных листах. На каждое положение таблицы дети приводят примеры из текста, который лежит у них на парте, или из информационного листа. 2. 4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. ( 9 мин) Учитель организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. - Давайте еще раз обратимся к высказываниям М. В. Ломоносова и Д. Э. Розенталя. Как, опираясь на их слова, вы определили бы роль этих частей в речи? - Всегда ли деепричастие и причастие помогают нам? - Для какого стиля характерно употребление причастных и деепричастных оборотов? Как характеризует говорящего умение правильно употреблять в речи такие обороты? - Группа ребят из нашего класса подготовила для вас задание по материалам ЕГЭ. Ребята подбирали задания, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов. ( Задания А4 и А26) . Давайте вспомним, как они выполняются, опираясь на записи в памятке, а затем вы выполните задание. ( Приложение № 3) Формулируют собственные мыс ли, высказывают и обосновывают свою точку зре ния. Выполня ют упражнения индивидуально, взаимопроверка- в парах. - Причастия совмещают в себе признаки прилагательного и глагола, а значит, в тексте одновременно характеризуют предмет и придают картине динамику. Деепричастия придают тексту динамику, они характерны для повествования. - И причастия, и деепричастия характерны для книжного стиля, умение употреблять их в речи говорит об образованности, начитанности человека. - В памятках содержится алгоритм выполнения заданий, связанных с употреблением деепричастных оборотов и замене придаточной части причастным оборотом. Затем ребята выполняют задание в тетрадях, два человека работают у доски на закрытой части. После выполнения уч- ся в парах проверяют работы друг друга по контрольному листу; ребята, работающие у доски, осуществляют взаимопроверку. Дифференцированный подход: к доске для выполнения теста вызываю учащихся с высоким уровнем обученности. Детям с низким уровнем обученности разрешается во время выполнения теста пользоваться памяткой. 3. Рефлексивно – оценочный 3. 1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий. ( 3 мин) Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог. - Очень часто ученики путают причастие с деепричастием. Как не ошибаться в определении части речи? Что вам может в этом помочь? Методика" Незаконченное предложение" На уроке я работал. . . Своей работой на уроке я. . . Я узнал. . . Я хотел бы узнать. . . Мне удалось. . . У меня вызвало затруднение. . . Мое настроение. . . Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. - Нужно знать суффиксы причастий и деепричастий, вопросы, на которые отвечают эти части речи, и помнить, что причастие так же, как и прилагательное, относится к существительному, а деепричастие – к глаголу. 3. 2. Ситуация оценки образовательных результатов( 2 мин) Обсуждение качества выполнения классной работы. Устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предмету. - Поднимите руки, кто получил за все задания плюсы – это оценка «5». Эти ребята дома попробуют написать рассуждение на тему «Нужны ли причастия или деепричастия в русском языке». На следующем уроке мы обсудим ваши предположения. Остальные ребята получат листы и выполнят те задания, в которых на уроке были допущены ошибки. Спасибо всем за работу! Обсуждение качества выполнения классной работы. Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение № 1 Поздняя осень… Рядом затаилась зима, и вдруг на границе нескончаемых осенних дождей и зимней вьюги затерялся светлый праздничный денё к! Будто лето, поспешно улетая, случайно обронило одну из своих с ветлых страничек. И вся поляна, окаймлённая молчаливым обнажённым лесом, выглядит, как летом… И даже есть цветы. Я нагнулся и в ыпутал из травы кисточку душицы, усыпанной нежно- лиловыми венчиками… А потом, возвращаясь, домой я собрал ещё несколько разных цветов и связал из них маленький букетик… Этот скромный букетик цветов, чудом перенёсший долгие недели невзгоды, я положил поверх грибов, как драгоценность, оброненную улетевшим летом. ( По Е. Носову. ) Дополнительно( информационный лист) : Лодка повернула в открытое море, горевшее впереди серебряным пламенем полудня. Вдоль тёмных изб, по хрустящим лужам, с отражающимися в них звёздами, шли молча люди. Звериная тропка то и дело перескакивала речушку, разбушевавшуюся после вчерашнего дождя. Мы скоро познакомились с встречавшими нас людьми, любезно согласившимися доставить нас на берег. Лохматый туман лежал по всей извивающейся в зарослях речке. Озаряемая снизу солнцем высоко в небе стояла румяная речка. Едва слышимые голоса доносились из леса. Лодки закачались, поднятые и опущенные волной, оставленной пароходом. Ветер нёс в глаза пыль, смешанную со снегом. Не узнав горя, не узнаешь и радости. Пройдя меж камышей по высохшему болоту и перебравшись через ручеёк по тонким дощечкам, мы очутились у подножия горы на равнине. Приложение № 2 Отличительные признаки причастия и деепричастия Грамматические признаки Причастие Деепричастие 1. На какой вопрос отвечает? Какой? Какая? Какое? Перенёсший, окаймлённая, горевшее Что делая? Что сделав? улетая, возвращаясь 2. Что обозначает? Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек Добавочное действие: обронило, улетая 3. К какому слову в предложении относится? К имени существительному: по хрустящим лужам; речушку, разбушевавшуюся после вчерашнего дождя К глаголу: собрал, возвращаясь домой 4. Как изменяется? По падежам, числам и родам: горевший, горевшего, горевшему и т. д. , горевший – горевшие; горевший – горевшая- горевшее. Не изменяется 5. Какие признаки глагола имеет? Вид, время, возвратность: встречавшими – повстречавшими; извивающейся Вид, возвратность: улетая, не узнав, утомившись 6. Как образуется( суффиксы) ? - ащ- , - ящ- ( хрустящим) ; - ущ- , - ющ- ( отражающимися) ; - вш- , - ш- ( улетевшим, перенёсший) - ом- , - ем- , - им- ( ведомый, слышимые, озаряемая) ; - енн- , - нн- , - т- ( оброненную, смешанную, поднятые) - а- , - я- ( улетая, слыша) - в- , - вши- , - ши- ( не узнав, перебравшись) 7. Каким членом предложения является( синтаксическая роль) ? Определением: Озаряемая снизу солнцем высоко в небе стояла румяная тучка. Обстоятельством: Не узнав горя, не узнаешь и радости. 8. Как выделяется на письме знаками препинания? Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Я нагнулся и выпутал из травы кисточку душицы, усыпанной нежно – лиловыми венчиками. . . Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Будто лето, поспешно улетая, случайно обронило одну из своих светлых страничек. Приложение № 3 Выполните тестовые задания Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Празднуя Масленицу, первый её день заканчивался традиционной русской забавой – кулачным боем. весело загорелось соломенное чучело на площади. народ наделил её такими звонкими эпитетами, как «широкая», «честная», «весёлая». нередко устраивались коллективные застолья – братчины. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Готовясь к олимпиаде – 2014, мяч влетел в ворота английской команды. строительство олимпийских объектов в Сочи набирает силу. нашим спортивным командам необходимо упорно тренироваться. футбольное поле поражает всех своими размерами. 3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Покидая отчий дом, моё сердце сжалось от любви и нежности. мысли мои всегда будут с ним. помните поговорку: «Береги честь смолоду». меня ждал институт и новые друзья. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? Люди, которые знали Цандера, отмечают, что любые дела и разговоры, не связанные с межпланетными путешествиями, его никак не интересовали. Спортсмены, которые будут выступать в Сочи, сейчас упорно тренируются, мечтая о победе. Дорога, которая привела нас в лес, постепенно превратилась во множество тропинок, убегавших в разные стороны. Жорж Кювье, который известен как великий натуралист 19 века, не верил в эволюцию животного мира. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания, которая достигает сорока метров. По соседству с колокольней – Покровская церковь, которая опоясана резным деревянным кружевом. Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, которое живёт в настоящем. Монах Нестор, о котором до сих пор ходят легенды как о редком мастере, строил Преображенскую церковь. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? Любимые герои композитора А. Бородина- это защитники родной страны, которые прочно стоят на родной земле. В образах Игоря и Ярославны обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины. У А. Бородина в музыке преобладают картины исторических событий, которые повлияли на судьбы всей страны. Через все его произведения проходит мысль о богатырской мощи, которая скрыта в русском народе. Контрольный листок 3 3 3 2 4 2