для начальной школы
Документы для скачивания
Использование воспитательных технологий в условиях ФГОС. Воспитательная технология- совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование( проектирование) , при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития. В любой педагогической системе «воспитательная технология»- понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования. Согласно новым ФГОС воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение( а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому- то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную( в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную( художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др. ) деятельность. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. В новых условиях, как нельзя лучше можно воспитывать детей, используя разные воспитательные технологии. На помощь учителю приходит внеурочная деятельность. Прежде чем говорить об организации внеурочной деятельности, следует отметить, что понятие внеурочная деятельность включает в себя все виды деятельности школьников( кроме учебной) , в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Формы внеурочной деятельности отличаются от урочной системы обучения. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно- ценностное общение; досугово- развлекательная деятельность( досуговое общение) ; художественное творчество; социальное творчество( социально преобразующая добровольческая деятельность) ; трудовая( производственная) деятельность; спортивно- оздоровительная деятельность; туристско- краеведческая деятельность. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно- оздоровительное, художественно- эстетическое, научно- познавательное, военно- патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Все виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно между собой связаны. Внеурочная деятельность помогает воспитывать ребёнка не только образованного, но и всесторонне развитым, эмоциональным, не равнодушным, помогает раскрыть личностные качества, умение работать в коллективе. В своей практике я активно использую технологию организации и проведения группового воспитательного дела( по Н. Е. Щурковой) . В этом году в рамках ФГОС дети моего класса посещают кружки «Я- исследователь», «Азбука нравственности», «Дорогою добра». На уроке окружающий мир мы изучали комнатные растения. Детям необходимо было подготовить сообщения по данной теме. Решили узнать всё о комнатных растениях в нашем классе. Поиск информации и подготовку сообщений реализовали на кружке «Я- исследователь». Так же на этом кружке было принято решение на каждый цветочный горшок приклеить название растения. На кружке «Азбука нравственности» был рассмотрен вопрос о бережном отношении к комнатным растениям и заботе он их. Дети сами приняли решения о том, что необходимо позаботится о цветах в нашем классе. На следующий кружок «Дорогою добра» дети принесли брызгалки, тряпочки, совочки, всё необходимое и начали ухаживать за цветами. В процессе работы они вспоминали о том, что необходимо разным растениям, что они узнали, изучая комнатные растения. Мои воспитательные цели: бережное отношение к природе, умение сотрудничать, работа в коллективе, уважительное отношение друг к другу были достигнуты. А также у нас получился проект. Ещё одна воспитательная технология, которую я использую это коллективное творческое воспитание( по И. П. Ивановой) . В начале года, когда детям выдали учебники, некоторые ученики забыли их вовремя обернуть. У меня возникла цель, научить детей бережно относится к учебникам, книгам. Реализовать эту цель мне опять помог кружок «Дорогою добра». Но кружок посещают не все ученики нашего класса. Возникла ещё одна задача как реализовать цель и привлечь всех учеников нашего класса. На кружке мы обсудили вопрос о том, что учебники обернули не все дети, а некоторые не аккуратно обращаются с учебниками и с книгами. Мы приняли решения создать стен- газету, в которой говорилось бы о том, как нельзя обращаться с книгой, а как нужно. Чтобы все дети нашего класса могли ознакомиться с нашей работой. Мы вместе подобрали стихи, дети сами сочинили четверостишия, придумали советы книжки, красочно оформили газету. Принимали участия все дети. На этом наша работа была незакончена. Дети, принимавшие участие в этом проекте, привели свои книги в порядок, затем проследили, чтобы и все остальные ученики обернули учебники. Затем мы приняли решения, что можно и нужно «полечить» старенькие книжки. Я сходила в нашу школьную библиотеку, библиотекарь отобрала книжки, которые необходимо подклеить. На следующем кружке мы чинили книжки. Часто использую технологию «Информационное зеркало». Педагогическая работа осуществляется опосредованно, не через прямые действия воспитателя, а через информацию, поданную в графическо- настенной форме. Возможный результат «информационного зеркала» опыт активного отношения к публичной графической информации. Акция «Помоги зимующим птицам» на кружках дети создавали буклеты, листовки призывающие к неравнодушному отношению к зимующим птицам. Затем раздавали и развешивали листовки на улице. Таким образом, в условиях ФГОС воспитание детей с помощью воспитательных технологий реализуется без отрыва от учебного процесса и является неотъемлемой частью. Использование современных воспитательных технологий в работе с детьми группы риска в условиях внедрения ФГОС НОО Классному руководителю 2015год Кто- то, когда- то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое- трудные дети? Вечный вопрос и больной, как нарыв. Вот он сидит перед нами, взгляните, Сжался пружиной, отчаялся он. С миром оборваны тонкие нити, Словно стена без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили. . . Поздно учли… Нет! ! ! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли. С. Давидович Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. Обновление системы школьного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации одного из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности учителя- социально- педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по- разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся( девиантным) поведением, дети группы риска. ( Слайд 3) Трудный ребёнок– это учащийся, у которого в течение длительного времени( более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально- эмоциональной, учебной, мотивационно- волевой сферах. Принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т. е. имеет разные социальные корни. Это категория детей, в силу определенных причин своей жизни, более других категории подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. ( Слайд 4) Назову основные проблемы, возникающие при этом у учащихся: в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы. Дети «группы риска»- это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из- за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п. Социально незащищенные( группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из- за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени. Ситуация развития социально- педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно- образовательного процесса и внутренней позиции ребенка. Социально- педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей не сформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах. ( Слайд 5) Их проявлением может быть нарушение поведения( от замкнутости до агрессии) ; эмоциональное неблагополучие( плаксивость, вспышки гнева и т. д. ) ; пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения( совершение противоправных действий) . ( Слайд 6) Социально – педагогические технологии, применяемые в работе с несовершеннолетними, можно разделить на 2 группы: Организационные социально- педагогические технологии. Социально- педагогические технологии индивидуальной и групповой работы. Интерактивные технологии( Слайд 7) Организационные социально- педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально- групповой работы и обеспечение условий их реализации. ( Слайд 8) При выявлении детей группы риска работа классного руководителя строится следующим образом: Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине. Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети. Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми( психолог должен дать рекомендации) . Шаг 4. Составить карту учащегося. Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися. ( Слайд 9) В процессе реализации разработанной программы классный руководитель должен: научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности; создавать" ситуацию успеха" для таких учащихся; вовлекать ребенка в интересующую его деятельность( игру, труд, учебу, досуг) ; обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки; учить уважать товарищей и взрослых; развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки. ( Слайд 10) Метод воспитания Метод убеждения Метод побуждения Метод поощрения Метод порицания Цель всей нашей работы: включение" трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к" трудным" детям, формирования у них объективной самооценки. ( Слайд 11) Содержание той или иной социально- педагогической технологии индивидуальной( групповой) работы определяется конкретной проблемой ребёнка. Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. В ходе т ренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини –лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы. приемы игротерапии, мозгового штурма. Упражнение «Массаж в кругу». Участники становятся в круг друг за другом. Педагог: Представьте себе, пожалуйста, что вы – деревья в саду. Летний ветерок покачивает ваши ветки- руки. Постепенно ветер усиливается( амплитуда движений увеличивается) и начинает идти мелкий дождик( кончиками пальцев легко стучите по спине стоящего впереди участника) . Дождь усиливается( движение более напористое) . Постепенно дождик затихает и начинает выглядывать солнышко( поглаживание спины) . Теперь развернитесь на 180 градусов и отблагодарите партнера за приятные ощущения – идет повторение инструкции. Упражнение" Восковая палочка" . Цель: Игра на доверие и поддержку друг друга. Все встают в круг плотно друг к другу. Один участник выходит в центр круга, остальные ставят руки перед собой и покачивают его из стороны в сторону, придерживая, не давая упасть. Через эту процедуру проходят все остальные по очереди. Затем проводится обсуждение в общем кругу по вопросам: Кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не боялся упасть; кто доверился участникам игры? Предлагается оценить свое доверие по 5- бальной системе. Рекомендации ведущему: Следить, чтобы продолжительность одного сеанса не превышала 2 мин. – Что было самое сложное при падении? – Смог ли ты довериться окружающим? – Какие чувства ты испытывал до падения и после него? Результат: Психологическое сближение через физический контакт. Сплочение группы. Более внимательное, доверительное отношение друг к другу. Датский бокс( Фопель) Цели: С помощью этой игры Вы можете показать детям, что агрессивность может быть и конструктивна. Под конструктивной агрессией мы понимаем способность отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером. Многим людям это дается лишь с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность — с большим отчуждением от партнера. Инструкция: Кто может рассказать мне о каком- нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили? Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет" три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры? Говорят, что эту игру придумали датские мужики, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы. Интерактивные технологии воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. И нтерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Рассмотрим основные характеристики «интерактива»: - это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность; - процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения; - диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивная игра. Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом разными частями тела. Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову. Звучит музыка В. Шаинского «Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются: - глазами- носами- плечами- лбами- попами- спинками- коленками Учитель: Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам. Проводим игру «Перевоплощение» Объяснила, что для игры детям предстоит перевоплотится, в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – мама, папа, а также чайник, дверь, мотор( все предметы, задействованы в рассказе) . Каждому из вас достанется роль, которую нужно озвучить. Вот вы будете мама, вы – папа, вы – автосигнализация и т. д. ( Я рассказала, дети озвучили, издавая звуки, присущие тому или иному предмету) . Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Папа идет в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша. Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост Гаи. Свисток милиционера. Слава богу, не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закричали утки. Захрюкали поросята. И вдруг… А теперь давайте расскажем эту историю без слов. , летнее утро…… В такие игры рекомендуется играть с детьми дома, разыгрывать различные ситуации, где у детей развивается воображение, фантазия, мышление, что поможет вам развить творческие способности. Одной из интерактивных форм работы являются разнообразные тематические акции, которые стали у нас уже традиционными. В ходе реализации этих акций решаются задачи воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование экологической культуры. ( Слайд 12) Вся воспитательная работа по социально- педагогической поддержке детей «группы риска» строится на следующих принципах: · принцип уважения индивидуальности личности( если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются) ; · принцип коллективной деятельности( личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает) ; · принцип разумной требовательности( можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других) ; · принцип возрастного подхода( каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия) ; · принцип диалога( уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов) ; · принцип педагогической поддержки( ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием) ; · принцип стимулирования самовоспитания( каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности) ; · принцип связи с реальной жизнью( дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами района, города, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо) ; В своей работе я стараюсь следить за динамикой развития отношений детей «группы риска» с учителями и сверстниками, устанавливаю контакт с семьей, стараюсь строить отношения на основе доброжелательности и доверительности. Вместе с психологом и социальным педагогом нахожу причины неадекватного поведения, намечаю пути выхода из кризисной ситуации. То есть в сфере моей постоянной деятельности – оперативная помощь конкретным ученикам в трудных ситуациях. Сложность работы в том, что общих рецептов нет и быть не может для разрешения проблемных ситуаций. В зависимости от конкретных обстоятельств используют разные методы и способы воздействия на ученика и его семью: от эмоциональной поддержки, посредничества до прямого вмешательства в ситуацию. ( Слайд 13) Важное условие предупреждения возникновения у школьника серьезных социально- эмоциональных проблем и попадания его в" группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций( как в школе, так и за ее пределами) ; внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д. ; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Формы работы: ( Слайд 14- 22) ( Слайд 23) И в заключении- Советы педагогам и родителям: Если- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть- ребенка высмеивают, он становится замкнутым- ребенка хвалят, он учится быть благородным- ребенка поддерживают, он учится ценить себя- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей- ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным- ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. ( Слайд 24) Спасибо за внимание!
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016- 2017 г. I ТУР – школьный 8 класс Задание 1. Найди «лишнее» слово: А) область древней складчатости, платформа, область молодой складчатости; Б) горы, платформы, равнины; В) высокие горы, область новой складчатости, средневысотные горы. Задание 3. Как распределяются пояса атмосферного давления по земному шару. Отражается ли количество солнечного тепла, получаемого территорией, на величине атмосферного давления. Задание 5. Объясните, почему Австралию называют самым « сухим» материком, а Южную Америку самым «мокрым»? Задание 6. Глубина Марианской впадины- 11022 м, какую температуру будет иметь вода на дне этой впадины, если на её поверхности температура+ 26 градусов? Задание 7. Дайте определение понятий: Изогипсы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Изобары_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Изотермы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Задание 8. На какой параллели 22 декабря наблюдается полярная ночь: 1) 80 с. ш. 2) 45 с. ш. 3) 45 ю. ш. 4) 80 ю. ш. Задание 9. Установите соответствие: ТЕРРИТОРИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ 1) Антарктида а) Ф. Магелланн и Марко Поло 2) Алеутские острова б) В. Беринг и А. Чириков 3) Центральная Азия в) Р. Амундсен Р. Скотт г) П. П. Семенов – Тян- Шанский и Н. М. Пржевальский Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам: 1 1 2 3 Задание 10. Выбери государства, являющиеся для России сухопутными соседями второго порядка: а) Швеция б) Турция в) Абхазия г) Индия д) Франция е) Италия ж) Иран Задание 11. И в умеренном, и в субтропическом и в тропическом климатических пояс ах имеется природная зона: 1) саванн 2) жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников 3) влажных вечнозеленых лесов 4) пустынь Задание 12. Морской круиз по маршруту Владивосток- Ванкувер начался 7 июля в среду и длился 10 суток. Какого числа и в какой день недели теплоход прибыл в Ванкувер? Ответ обоснуйте. Задание 13. Блиц – опрос «Самый- самый»: 1) Самая высокая точка Земли. На каком материке находится_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2) Самая низкая точка Земли. На каком материке находится_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3) Самый высокий водопад мира. На каком материке находится_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4) Самый высокий вулкан. На каком материке находится_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Задание 14. Выберите единственно правильное решение: ( 1б) а) . Россию пересекает линия перемены дат б) . Россия расположена в трех полушариях в) . Россия расположена в двенадцати часовых поясах г) . Россия расположена в одном поясе освещенности д) . В столице России в период с мая по октябрь включительно день всегда больше ночи. За дание 15. Расположите горные системы в порядке уменьшения их абсолютной высоты. Ответ записать в виде последовательности номеров. 1) Анды, 2) Большой Водораздельный хребет, 3) Гималаи, 4) Кордильеры. № Ответ Количество баллов за правильный ответ 1. А) платформа; Б) платформа; В) область новой складчатости Каждый правильный ответ- 1 балл 2. Платформа – это устойчивый участок земной коры, не испытывающий резких вертикальных движений. Горные породы, слагающие осадочный чехол, располагаются горизонтальными пластами. Это, как правило, осадочные породы. Этими факторами и объясняется то, что платформы выражены в рельефе равнинами. Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл( максимально – 5 баллов) 3. Экватор, умеренные широты – низкое давление; полюса и тропические широты – высокое давление. Количество солнечного тепла, которое получает территория, напрямую отражается на величине давления отчасти. Температурными условиями определяется возникновение поясов пониженного давления у экватора и повышенного – у полюсов. Образование поясов низкого давления в умеренных широтах и высокого давления в тропических с количеством солнечного тепла, получаемой территорией( температурой) напрямую не связано, а объясняется динамическими причинами. Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл( максимально – 5 баллов) 4. Температура воздуха зависит не только от количества тепла, которое получает территория, но и на какую поверхность поступает тепло: на сушу и в океан. Большое значение играет характер подстилающей поверхности. Это нарушает широтный ход изотерм. Каждый правильный выделенный элемент ответа –1балл( максимально – 5 баллов) 5. Жизнь на Земле зародилась в океане. Тем не менее, в настоящее время масса живого вещества континентов в несколько сот раз превышают биомассу океана. При этом в пределах суши растения резко преобладают над животными. В океане картина обратная: около 90% его биомассы приходится на животных. 1балл 1 балл 1 балл 1 балл( максимально – 4 балла) 6. На большой глубине температура воды перестает изменяться и становится постоянной, поэтому температура на дне Марианской впадины не связана с температурой поверхностной воды и составляет+ 2- 3 градуса по Цельсию. 1 балл 1 балл 1 балл 7. Широтная зональность: Смена компонентов природы в направлении от экватора к полюсам Проявляется на равнинах Высотная поясность: Смена природных компонентов в направлении от подножия горы к вершине Проявляется в горах 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл( максимально – 4балла) 8. 4. 1 балл 9. ВБГ Каждое правильно установленное соответствие 1 балл( максимально – 3балла) 10. А, Б, Г, Ж 1 бал л( максимально – 4 балла) 11. 4 1 балл 12. 15 июля четверг( пересекая линию перемены дат, сутки считают дважды, как и день недели, т. е. повторяют дважды одно число) За каждый правильно отмеченный элемент – 1 балл. ( максимально – 5баллов) 13. 1. г. Д жомолугма( Эверест) – 8848м – Евразия 2. Побережье Мертвого моря- 392 м ниже уровня моря – Евразия 3. Водопад Анхель – Южная Америка, Венесуэлла 4. Вулкан Льюльяйльяко – Южная Америка, Аргентина – 6723 м. 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл( максимально – 4балла) 14. Б 1 балл 15 3, 1, 4, 2 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл( максимально – 4балла)