«Игровые методы и приемы в обучении детей»
Игра является механизмом развития ребёнка (ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром.
Особая роль в обучении и воспитании детей отводится дидактическим играм. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.
В своей работе я использую дидактические игры, которые заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?» и т.д.
В детском саду большое внимание уделяется обучению грамоте. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Для выработки практического навыка деления слов на слоги я провожу с детьми дидактические игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?». Я произношу первый слог, а дети — второй (ШИ-НА, МИ-НА, ШУТ-КА, ПЕ-НА, СУМ-КА).
В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (НЕЗА-БУДКА, дети — БУДКА, БУДКА; БАЛА-ЛАЙКА, дети — ЛАЙКА, ЛАЙКА и т.д.) или произносят слово, отсекая первый звук (СМЕХ — МЕХ, ЭКРАН — КРАН, ОЛЕНЬ — ЛЕНЬ, КЛЕЩ— ЛЕЩ, КОСА — ОСА).
При установлении изучаемого звука в словах использую игры: «Где спрятался звук?», «Какой звук заблудился?», «Чей голосок?», «Живые буквы», «Кто больше?», развивающие фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, формирующие умение сознательно выполнять звуковой анализ слова.
Чтобы дети лучше запоминали буквы, предлагаю им пофантазировать: на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например ж (жук) получается из к, ф из р, т — г), найти букву в кассе букв, а затем и среди других, разбросанных или перевернутых на магнитной доске.
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Большую роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика, в которой заложены огромные возможности для развития мышления детей. Чтобы процесс усвоения знаний был более легким, провожу такие дидактические игры; «Считай, не ошибись»; «Кто станет космонавтом», «Математическая рыбалка», «Назови соседей», «Какой цифры не стало», «Путаница». Для закрепления состава числа проводятся игры: «Засели дом», «Самый быстрый почтальон», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру».
Большой популярностью у детей пользуются игры-соревнования. Они очень просты, но позволяют в игровой форме повторить навыки счета, внести в занятия элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности, заставляет детей быть более четкими, собранными, быстрыми. Например, даю детям самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша?». А раз это игра, то дети чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе.
При ознакомлении детей со временем провожу дидактические игры: «Живая неделя», «Назови скорее», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Когда это бывает».
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации придерживаюсь следующих требований:
— простота и точная формулировка правил игры;
— простота изготовления и использования дидактического материала;
— участие всех детей в игре;
— справедливое и четкое подведение ее результатов.
В младшем дошкольном возрасте активно использую пальчиковые игры.
Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.
Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи.
Работу над тонкими движениями рук провожу во всех возрастных группах, с постепенным усложнением заданий. Упражнения провожу в течение 1—3 мин. на фронтальных занятиях в форме физкультминуток, а также во время прогулок, игр, в другие режимные моменты.
Начинаю занятия пальчиковой моторики с простых упражнений, доступных большинству детей группы. Тот, кто затрудняется самостоятельно выполнить движения, выполняет движения пальцами вместе со мной. В дальнейшем, в результате тренировок, пальчиковые движения совершенствуются, и дети уже не нуждаются в моей помощи.
При затруднениях помогаю принять необходимую позу, позволяю поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом постоянно одобряю и подбадриваю действия детей.
На занятиях и в повседневной деятельности в младшем возрасте использую игры сотрудничества.
Игры сотрудничества — это, с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой — калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определенную педагогическую позицию.
В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе.
Игры без соперничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
При помощи игр сотрудничества обучаю детей участию и помощи другим, заботе о чувствах других.
Я всегда помню, что дети играют ради веселья. При отсутствии ощущения веселости, ребенка ожидает безрадостная игра. В играх сотрудничества появляется элемент веселья, зато исчезают элементы поражения и отверженности.
В своей работе использую игры сотрудничества для детей от 3 до 7 лет:
музыкальные объятия, музыкальные обручи сотрудничества, баланс с надувными мячами.
Сюжетно-ролевая игра в математическом развитии дошкольников:
- Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
- Средство зоны ближайшего развития ребенка.
- Выполнение действий в воображаемой ситуации.
- Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
- Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счета, сравнение смежных чисел.
- Средство формирования простейших геометрических представлений о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, значении порядковых чисел.
Игровое занятие «Построй домик»
Игровое занятие «Бабочки»
Игровое занятие «Хлопки»
Игровое занятие «Сравни и запомни»
Вывод: Для детей младшего школьного возраста; игра имеет важнейшее значение: она для них учеба, труд, серьезная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса. Задача воспитателя — сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.