проект"Моя семья"
Документы для скачивания
муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Кардымовского района Смоленской области Краткосрочный проект на тему «Моя семья» Участники проекта: дети подготовительной группы «Пчёлка" родители воспитанников; педагоги. Продолжительность проекта: 1 неделя. Тип проекта: групповой, практико- ориентированный. Принципы построения педагогического процесса: 1. Последовательности( любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем) . 2. Наглядности( дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию) . 3. Деятельности( включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции) . 4. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе. 5. Дифференцированного подхода( решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников) . 6. Возрастной адресности( одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей) . 7. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи- ничто не убеждает лучше примера родителей. Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско- родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта « Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Цель проекта: - формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях; - расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях; - воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй. Задачи проекта: 1. Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек. 2. Формировать представления о родственных отношениях. 3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках. 4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким. 5. Воспитывать интерес к своей родословной. 6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи». 7. Обогащать детско- родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Ожидаемый результат. За время реализации проекта « Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи. Перспективное план ирование работы с детьми 6- 7 лет. Познавательное развитие Формы работы с детьми Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа. НОД: беседа- игра на тему, «Моя семья» игра- конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи». Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение». Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Дидактическая игра «Д омашний труд». Социально- коммуникативное развитие Рассказы детей о семье. Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму( папу, бабушку, дедушку) . НОД: прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», « Хорошее». Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой». Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом». Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму». Художественное – эстетическое развитие Художественное творчество: НОД: рисование «Мой автопортрет». «Моя счастливая семья»; аппликация «Мой автопортрет», «Моя родословная. Генеалогическое древо». Музыка: с лушание музыки и песен о маме и папе. Речевое развитие НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо», « На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи. Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». . Физическое развитие Физкультминутка «Семья». п одвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево». Работа с родителями Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо». Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Моя родословная». Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома». Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту». Индивидуальные семейные консультации. Работа по реализации проекта. 1 этап( постановка проблемы) : педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы. - Самые родные для ребенка люди? - Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи? - Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им? - Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся? - Сколько у вас двоюродных братьев( сестер) ? - Кем вы приходитесь бабушке? - Кем приходится ваша мама вашей бабушке? - Как вы думаете, это чужие люди или родственники? - Как можно назвать одним словом этих людей? - Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? - Что такое семья? - Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями. 2 этап( подготовительный) . Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т. д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа. 3 этап( основной) . В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме на тему «Расскажи про маму( папу, бабушку, дедушку) ». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», по изготовлению аппликации «Моя родословная. Генеалогическое древо». 4 этап( заключительный) . В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями. Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско- родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. Список использованной литературы. 1. Алямовская В. Г. " Как воспитать здорового ребенка" . 2. Жуковская Р. И. , Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ С ост. Жуковская Р. И. , Пеньевская Л. А. 3. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 247 с. 4. Ковалько В. И. " Азбука физкультминуток для дошкольников" . 5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ Куликовская Т. А. - М. : ООО «Издательство ГНОМ иД », 2007. - 64 с. 6. Нестерюк Т. Е. " Гимнастика маленьких волшебников" . 7. Сайкина Е. Г" Физкультпривет минуткам и паузам! " . 8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ С ост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1990- 420 с. : - ISBN 5- 09- 001646- 1. 9. Моя родословная. Генеалогическое древо- Приложение. Конспект познавательно- исследовательской деятельности по теме «Моя семья». Цель: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей. Ход занятия. Педагог. Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик. Вопросы: 1. Назовите самых родных для ребенка людей? ( Папа и мама) . 2. Кто самый младший член семьи? ( Ребенок) . 3. А самые старшие члены семьи? ( Бабушка и дедушка) . 4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? ( Да. Нет) . Кем они вам приходятся? ( Тетя и дядя) А вы им? ( Племянник и племянница) . 5. Есть ли у них дети? ( Да. Нет) . Кем они вам приходятся? ( Двоюродный брат и двоюродная сестра) . 6. Сколько у вас двоюродных братьев( сестер) ? ( Ответы детей) . 7. Кем вы приходитесь бабушке? ( Внучка и внук) . 8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? ( Дочка) . 9. . Как вы думаете, это чужие люди или родственники? ( Родные люди) . 10. Как можно назвать одним словом этих людей? ( Родственники) 11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? ( День рождение) . 12. Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? ( Ответы детей) . 13. Что такое семья? ( Ответы детей) . Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? ( Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус: 7 я. ) Дети. Слово «семья». Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово- семья? ( Ответы детей) . Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка- походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка- как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. Физминутка «Семья». Раз, два, три, четыре( хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? ( повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять( хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать: ( указательным пальцем пересчитывают и Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке) Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! Воспитатель. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье? ( Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье: Согласие да лад- в семье клад. Согласную семью горе не берёт. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват. Когда нет семьи, так и дома нет. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Семья без детей, что цветок без запаха. Семейный горшок всегда кипит. В семье и каша гуще. Не будет добра, коли в семье вражда. В хорошей семье хорошие дети растут. В своем доме и стены помогают. Везде хорошо, но дома лучше. Вся семья вместе, так и душа на месте. Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья- самая счастливая! » Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье? ( Рассказы детей о своей семье) . Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких? ( Ответы детей. ) Воспитатель. Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться. Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья……. . Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье, о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе. Вы знаете, что семья должна быть дружной. Конспект познавательно- исследовательской деятельности по теме «Моя родословная. Генеологическое древо». Цель: - познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»; - учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа; - расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках; - учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи; - активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по темам «Семья», «Профессии». Развивать: - монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов; - выразительность движений в ходе физпаузы. Воспитывать: - уважение к старшим членам семьи; - умение почувствовать энергию своего рода. - аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа. Материал: - макет генеалогического древа; - тарелочка с листочками; - кувшин с водой для игры; - мольберт, лист А3, маркеры; - семейные фотографии; - карточки с моделью «генеалогического древа»; - одноразовые стаканчики; - музыкальное сопровождение; - схема рассказа о членах своей семьи; - призы- медальоны с надписью «Дружная семья». Предварительная работа с детьми: 1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек. 2. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов. 3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями. 4. Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа». 5. Загадки на тему «Семья». 6. Совместная подготовка с родителями рассказов детей о членах своей семьи по схеме. Ход НОД. Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? ( Ответы детей. ) Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим: Утро настает, Солнышко встает. Мы собираемся, В добрый путь отправляемся. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. ( Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом) . - Как вы думаете, что такое семья? ( Ответы детей) . ( воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их) . - Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? ( Только родственники) . - Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? ( Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно) . - Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья». Пальчиковая гимнастика «Семья». Раз, два, три, четыре( хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? ( повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять( хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать: ( указательным пальцем пересчитывают и Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке) Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! На мольберте модель генеалогического древа. Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, ( показ генеалогического древа) , где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Составление генеалогического древа. Воспитатель. Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Дети. Вверху- маленькие. А внизу- большие. Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи- листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки? ( Дети раскладывают фотографии) . Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь- я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи? Аня покажет вам дерево своей семьи. ( Рассказ ребёнка о членах своей семьи. ) Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи? Психогимнастика Включается музыка. Воспитатель. Ребята, встаньте удобно на ковре. Представьте себе, что вы сморщенное семечко( дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) . С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти( дети начинают медленно подниматься) . У него раскрываются листочки( руки убирают с головы и тянут вверх) . Растет стебелек( вытягивается туловище вверх) . Появляются веточки с бутонами( руки в стороны, пальцы сжаты. Наступает радостный момент — бутоны раскрываются. ( резко разжимаются кулачки) . Росток превращается в цветущее дерево. Рассматривание работ. ( Дети берут свои деревья и встают в круг) . Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение. Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь- я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи? Аня покажет вам дерево своей семьи. ( Рассказ ребёнка о членах своей семьи. ) Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи? Игра «Кувшин доброты». Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать. Музыка останавливается. Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания. Дети по- очереди желают своей семье всего самого хорошего. Воспитатель. Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой. Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют. Дидактические игры. «Домашний труд». Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи. Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда. Ход игры. Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться. Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т. д. «Передай свое тепло ребенку стоящему рядом». Цель: воспитывать умение почувствовать энергию другого ребенка; активизировать словарь детей; развивать творческое воображение, выразительность движений в ходе образуемого хоровода. Ход игры. Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? ( ответы детей) Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим: Утро настает, солнышко встает. Мы собираемся, в добрый путь отправляемся. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. «Чем можно порадовать маму». Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи. Материал: мячик. Ход игры. Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму. Игры на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Семья». Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД, активизировать дыхание, развитие мелкой моторики рук, глазной и ручной координации. Ход игры. Воспитатель. Ребята, давайте встанем в кружечек и поиграем в игру. Раз, два, три, четыре( хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? ( повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять( хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать: ( указательным пальцем пересчитывают и Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке) Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! Пальчиковое упражнение «Дом». Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук. Ход игры. Воспитатель. Ой, смотрите, теремок, ( Руки вверху «домиком») Он не низок, не высок, Не висит на нем замок, ( Пальцы соединяются в виде «замка») Кто, скажите, здесь живет? Меня к себе пустите! ( Ладони делают «чашечку», руки – вперед) Печеньем угостите, Я по дому все умею- ( Загибаем пальчики, начиная с мизинца) Шить, готовить, убирать, Я сама везде поспею, Буду пол мыть и стирать. Что ж, никто не отвечает, ( Ладошку приложить к уху, прислушаться) Что же это означает? ( Плечи поднимаются вверх) . Если дом стоит пустой, ( Руки вверху «домиком») Будет этот домик мой! » Подвижная игра. «Кувшин доброты». Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; помочь детям лучше относится к членам своей семьи и делать добрые дела. Материал: кувшин с водой, одноразовые стаканчики. Ход игры. Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Послушайте музыку. Кто захочет, может танцевать. Музыка останавливается. Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания. Дети по- очереди желают своей семье всего самого хорошего. Воспитатель. Вода получила от вас очень хорошую энергию. Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.