Обобщение опыта на тему «Экологическое воспитание в семье»
Был обобщен опыт воспитания семьи С., воспитывающих дочь - Тамара. Воспитанию ребенка в этой семье уделяется очень много внимания. Соня не единственный ребенок в семье. У нее есть еще брат и сестра. Родители стараются воспитать в детях доброжелательнос
Природа - не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности
Трудно найти человека, равнодушного к русской природе. С помощью рассказов о природе взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помочь делом. У природы ребёнок учится красоте, чувству меры, добру, справедливости.
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе можно не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим ребёнком, обогатить его новыми знаниями и представлениями, например, наблюдая за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток свежего и чистого воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Родители стараются прививать детям любовь к родной природе:
- использовать совместный просмотр телепередач о природе;
- играть дома в настольные игры природоведческог
- предоставлять возможность ребёнку рисовать, лепить, выполнять аппликации, вместе мастерить поделки из природного материала;
- загадывать загадки о природе и отгадывание по описанию. Сочинять свои загадки, песенки, стихи.
Дети в этом возрасте любят играть. Игра имеет большое воспитательное значение. Игра радует детей, делает их веселыми, жизнерадостными. Она развивает у детей сообразительност
В доме создана библиотечка книг о природе, в которой представлены рассказы таких писателей, как: И. Соколов-Микитов, М. Пришвин, Г. Сладков, К. Ушинский, Б. Житков и т. п. Для рассматривания используются книги, иллюстрации, которые доступны и понятны детям. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.
Родители много гуляют с детьми в свободное время. В выходные дни ходят на прогулки в парк, лес, на реку, летом ездят на море. Регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро имеют большое воспитательное значение. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми.
Любовь к природе, определяется прежде всего действенным, бережным отношением к ней. У детей это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.д.
Многому могут научить своих детей взрослые, воспитывая заботливое отношение к природе: как собирать грибы, не разрушая всю грибницу, как сохранить кристальную чистоту воды родников и т.п. Взрослые должны предупреждать и бесцельное уничтожение детьми полевых цветов. При этом всегда нужно помнить об огромной силе воздействия личным примером на формирование таких ценных качеств у ребенка, как бережное отношение к природе, непримиримость к расточительству ее богатств.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.
Семья С. - дружная и крепкая семья.
Родители дают советы: «Не жалейте своего времени на ботанические эксперименты, на игры с домашними животными, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.