a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

10.01.2017г. Махонина С.А. Консультация для родителей "Учим стихи дома"

Опубликовано: 2017-01-10 21:10:47

Консультация для родителей

«Учим стихи дома»

Ребёнок не хочет учить стихи? Это типичная ситуация для некоторых семей. Надо выучить стихотворение к празднику или порадовать и развлечь гостей, но ребёнок совсем и не хочет запоминать или повторять нужный текст. Как быть в таком случае? Прежде чем учить стихотворение с ребёнком, расскажите ему о конечной цели: выучишь стихотворение и расскажешь на празднике (бабушке, дедушке). Ребёнку нужно понять, что вы им будете гордиться, вам (и другим) будет приятно получить такой подарок от тебя.
Как учить стихотворение правильно?

Первый этап: ребёнку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.

Второй этап: с ребёнком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой (о ком/о чём стихотворение), что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребёнка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.

Третий этап: дать ребёнку такую установку - сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Потом мне сам расскажешь. Стихотворение читают 2-3 раза в медленном темпе и просят ребёнка повторять тихим голосом, но вслух.

Четвёртый этап: ребёнок рассказывает с небольшой помощью взрослого. ("Расскажи мне, что запомнил, а я буду помогать и подсказывать первое слово в строке").

Пятый этап: через некоторое время или на следующий день повторить ещё раз стихотворение (прочитать, и ребёнок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребёнку своё восхищение: "Боялся, а как выразительно рассказал! Горжусь тобой!".

Как вы правильно заметили, идеал очень часто не соответствует действительности. Такая методика возможна в том случае, если у ребёнка от природы хорошая память или уже натренированная.

Есть дети, которым обязательно надо действовать руками, ногами. Иначе их совсем не удержать на месте. Для такого ребёнка возьмите чистый лист бумаги или графитную доску и рисуйте картинку к каждой строчке стихотворения.  Например:

 Слова

 Рисунок

 Дома я один бываю,

 Домик и ребёнок

 Но без дела не скучаю

 Ребёнок с игрушкой или улыбка

 Вырезаю из бумаги 

 Ножницы и лист бумаги

 Самолёты, звёзды, флаги. 

 Самолёты, звёзды, флаги.

 Мурку азбуке учу 

 Кошка и книга

 И на Мурку не ворчу.

 Улыбка или ладошка на кошке

 Сам рисую лес и речку,

 Лес и речка

 Птиц, зверей и человечков.

 Птиц, зверей и человечков.

 Завожу ключом коня,

 Ключ и конь

 Чтобы конь возил меня.

 Ребёнок на коне


В таком случае подключаются и слуховые, и зрительные, и тактильные (кожные) анализаторы. В комплексе ребёнку легче запомнить и воспроизвести стихотворение.

Что ещё влияет на быстроту запоминания стихотворение?

Содержание: если ребёнку непонятен и не интересен текст, он и не будет особенно напрягаться. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребёнок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.

Объём: если текст большой по объёму, это сразу же пугает ребёнка. Для детей 3-4 лет нормальный объём - это 2-3 четверостишия. Для старших дошкольников - 3-5 четверостиший.

Значимость: если ребёнок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей.

Ритмичность: хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на чётком тирмичном повторении.

Возможность показать, воспроизвести: есть категория детей, которые запоминают лишь тогда, когда двигаются и показывают на себе или с помощью своего тела. Вот таким детям нужны "звонкие", "ходящие" и "кричащие" речёвки.

Цынца-брынца, балалайка,

Цынца-брынца, заиграй-ка,

Цынца-брынца, не хочу,

Цынца-брынца, спать хочу.

Цынца-брынца, куда едешь?

Цынца-брынца, в городок.

Цынца-брынца, чего купишь?

Цынца-брынца, молоток.

(Цынца-брынца - так поёт балалайка)

Шёл котик по лавочке-

Раздавал былавочки.

Шёл по скамеечке -

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купил?

Аты-баты, самовар.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,А ты кто такой?

Раз, два, три, четыре!

Жили мошки на квартире.

К ним повадился их друг,

Крестовик - большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь!

Паука мы все попросим:

"Ты, обжора, не ходи".

Ну-ка, Ванечка. Води!

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди,

Кто не верит - выходи!

Сидел петух на палочке,

Считал свои булавочки:

- Раз, два, три,

Садись на палочку - скачи!

Ехала машина тёмным лесом,

За каким-то интересом.

Стук, звон,

Выйти вон!

Разучивая стихи дома, вы тренируете и развиваете память, речь, внимание, личные качества ребёнка - целеустремлённость, усидчивость, умение доводить дело до завершения. Немаловажно и то, что непроизвольно ребёнок учится чувствовать себя естественно и непринуждённо в обществе других людей. Как известно, один этап жизни ребёнка, постепенно подготавливает его к новому более сложному этапу. А у вас впереди школа, в которой вышеперечисленные навыки очень пригодятся. 

 

Оставить комментарий: