Конспект непосредственно-образовательной деятельности по краеведению «Город Смоленск»
Документы для скачивания
Региональный конкурс методических разработок педагогов дошкольных образовательных организаций «Край мой Смоленский» Номинация: Авторская методическая разработка Шаповалова Ольга Сергеевна Воспитатель МБДОУ детский сад «Солнышко» пгт Кардымово, Кардымовского района, Смоленской области Конспект непосредственно- образовательной деятельности по краеведению « Город Смоленск » 2016 г од Актуальность: Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Знакомство детей с родным краем: с историко- культурными, национальными, географически, природными особенностями формирует такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родном крае, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос. Поэтому все, что усвоено в этот период, - знания навыки, привычки, способы поведения, черты характера, - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Цель: дать детям доступные исторические знания об образовании города Смоленска, его названии, вызвать интерес к истории города. Задачи: 1. Образовательные: Помочь представить, как выглядел Смолен ск в ст а рину, чем занимались его жители. Познакомить с историей возникновения и строительства крепостной стены- мощным оборонительным сооружением и уникальным архитектурным памятником русского зодчества и ее названием; познакомить с башнями крепостной стены и их названиями. 2. Развивающие: развивать воображение и речь детей, активизировать их словарный запас, расширять круг познавательных интересов. 3. Воспитательные: вос питывать любовь к родному краю, уважительное отношение к памятным местам города Смоленска; к тем, кто создал культурные достопримечательности города. Плани руемый результат. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы. Целевая аудитория: Д ети 6- 7 лет( подготовительная группа) Принципы: 1. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положен принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое( давным- давно) и настоящее( в наши дни) . 2. Принцип наглядности. Предварительная работа: Беседы о городе, разучивание стихов о городе, оформление альбома, ширм, папок о городе, сбор иллюстративного материала о своем крае, фотовыставка: « Смоленск – наш край родной», Рассматривание иллюстраций города Смоленска. Ход образовательной деятельности: 1. Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о том, как появился на Земле город Смоленск. Давным- давно вдоль реки Днепр было небольшое поселение, а позднее стали люди, звали их кривичи, строить город. Изначально город был, как все по стройки в старину – деревянным. - Как вы дума ете, почему только с деревянными домами? ( Люди ещё не научились делать кирпичи) . Позже стали строить из камня и кирпича. По нему проходил большой караванный путь и назывался он « из варяг в греки». И вот однажды по реке плыли расписные лодки, а в них находились князья Дир и Аскольд со своими воинами. И увидели они, что на берегу Днепра расп оложился красивый город Смоленск. И тогда в книге- летописи написали, что «Град велик и мног людьми». И вот с того времени и идёт летоисчисление нашего города. Путь из « варяг в греки» был очень трудным, т. к. лодки в некоторых местах приходилось тянуть по земле и лишь достигнув Днепра, люди могли без проблем плыть дальше. Но прежде, чем отправиться дальше в путешествие, им нужно было отдохнуть и отремонтировать свои лодки. Они их смолили, т. е. замазывали густой, клейкой жидкостью – смолой. Смолу добывали в лесах и варили прямо на берегу реки. Людей, которые это делали, называли СМОЛЯНЕ от слова СМОЛА, а город, в котором они жили СМОЛЕНСК. Вокруг города люди строили крепостную стену с высокими сторожевыми башнями, крепкими воротами( показ иллюстраций с изображением крепостной стены) . - Как вы думаете, для чего стали возводить крепостную стену( Чтобы защитить город, остановить врага) . Много раз враги мечтали захватить наш город, завоевать и победить смолян. Поэтому Смоленск должен был быть хорошо укреплён. В те времена он был огорожен деревянной стеной и земляным валом. Неприятельские пушки разбили эти защитные сооружения Смоленска, а то, что от них осталось, не могло защитить город. Поэтому вокруг Смоленска стали возводить каменную стену. Со всех сторон Русского государства в Смоленск съехались опытные мастера каменных дел. Крепость строили 6 лет. В годы строительства было запрещено возводить каменные дома, церкви, печи, чтобы весь кирпич шёл на строительство стены. Руководил строительством знаменитый зодчий Фёдор Конь. Его ещё в юношеские годы за силу, сноровку и надёжность п розвали Кон ём. ( Показ иллюстрации) . В состав крепости входило 38 башен. Через узкие окна- бойницы можно было стрелять из ружей и пушек. Ширина крепости была такой, что можно было ехать в карете запряжённой тройкой лошадей. Протяжённость крепости- 6, 5 километра. Высота стен( вместе с зубцами) от 13 до 19 метров. Под крепостью были сделаны специальные погреба. В них хранились порох и ядра. Особую привлекательность крепо стной стене придают её башни. - Для чего они были нужны? В них находились стражники. Они смотрели во все стороны, не виден ли враг. Башни построены так, что они выступают вперёд. Из одной башни можно было видеть всё, что делается перед крепостной стеной до следующей башни и вести огонь вдоль стены. Благодарные жители г. Смоленска поставили Ф. Коню памятник( в 1991г) . Он находится около крепостной с тены у башни Громовой( показ иллюстрации) К настоящему времени от прежней стены осталось меньше половины, а из 38 башен существует только 17. Но всё то, что сохранилось, придаёт городу неповторимость. Башни отличаются друг от друга по форме, величине, отделке. Каждая имела своё название и своё назначение. Сейчас я вам покажу и расскажу о некоторых из них. - Вот с этой башни( изображение Бублейки) при приближении врага подавали шумовые сигналы- били в бубен. Отсюда и название башни- Бублейка. - А с это й сторожевой башни( и зображение башни Махов ой) сигналили, махая днём каким- либо видимыми предметами, а ночью- огнями. И название башня получила Маховая. - Из башни Водяной шёл специально прорытый ров к Днепру, чтобы ходить за водой( изображение башни) - В башне Пороховой хранился порох( показ) - Башня Копытенская получила своё название от того, что стуча копытами по мостовой, выходил ранним утром на пастбище и возвращался поздним вечером домашний скот. - Аврамиеевская башня получила своё название от монастыря, находившийся рядом с ней. - Башня Донец служила местом размещения стрельцов, среди которых было немало выходцев из донских казаков. В настоящее время напротив башни- Вечный огонь. - Башня Веселуха была расположена на лоне красивой природы. Она веселила глаз, т. е. очень нравилась горожанам. - Башня Орёл расположена на самом высоком месте с хорошим обзором, поэтому и получила название самой зоркой и могучей птицы. С этой башни открывается потрясающий вид: долина Днепра и живописные холмы, уходящие к горизонту. - А вот это Громовая башня. Посмотрите, как дал еко от стены она выдвинулась на встречу врагу и как бы грозит ему. Из неё можно было вести круговой обстрел из всех орудий. Своей мощью башня была грому подобна, чем и заслужила своё название. Чтобы запомнить перечисленные названия башен, сделаем физ культ минутку. «Сколько башен мы назвали из 38? Быстро встанем и сейчас повторим их мы. Руки на поясе будем мы держать. Высоко подпрыгивая, станем называть: Первая Бублейка, Вторая Маховая, Затем Пороховая, Донец и Водяная. И дальше по порядку устали не зная: Копытенская, Авраамиевская, Орёл и Громовая. И башня Веселуха, берись скорей за ухо. Как здоро во, что мы, все башни вспомнили»( показ по тексту) — А как же люди попадали в город, если вокруг стена да башни? Ведь жители города где- то должны были проходить? ( Через ворота) . Только в 9 башнях были устроены ворота. Сегодня уцелели только Никольские ворота. Смоленск расположен на пути к Москве – столице нашей Родины и первым встречал врага, смоляне героически сражались в бою, чтобы враг не дошёл до Моск вы, поэтому Смоленск называют « город- ключ». В Великой Отечественной войне, за проявленные жителями города храбрость и героизм в борьбе с врагом, городу присвоено звание город- Герой. Много столетий город строился и разрастался вширь. Современный Смоленск располагается далеко за пределами крепостной стены( показ иллюстраций) . В наше время Смоленская крепостная стена не служит для защиты города, это – архитектурный памятник, напоминающий нам о героическом прошлом наших предков. Рассматривание иллюстраций, вопросы детям: - Почему город был назван Смоленском? - Как зовут жителей Смоленска? - Кто р уководил строительством крепостной стены? - Какой должна быть крепостная стена, чтобы защитить город от вражеских набегов? - Что находится между участками крепостной стены? - Какой формы сторожевые башни? - Какую форму имеют крыши сторожевых башен? - Почему сторожевые башни возвышаются над стеной? - Какую форму имеют окна, ворота? - Для чего нужны отверстия в стене – бойницы? Какой они формы? - Для чего нужны выступы на верху крепостной стены? Что они напоминают по форме? - Какого цвета стены, крыши? Предлагается детям нарисовать крепостную стену вдоль реки Днепр. 2. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь детям.