Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"
Документы для скачивания
Актуальность программы. Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме ее проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание. Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка. Дает возможность познакомить дошкольников с театральным искусством. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощение образа, побуждает их к созданию новых образов. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. 1. « Музыкальное воспитание »- дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 2. « Изобразительная деятельность»- где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки. 3. « Развитие речи»- у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 4. « Ознакомление с художественной литературой»- где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля. 5. « Ознакомление с окружающим »- где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений. 6. « Хореография »- где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого- либо героя, его характер, настроения. Цель и задачи программы: Цель: Развитие способностей детей средствами театрального искусства Театральная игра: Задачи: - Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. Ритмопластика: Задачи: - Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Культура и техника речи Задачи: - Разви вать речевое дыхание и правильну ю артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. Основы театральной культуры Задачи: - Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем Задачи: - Учить сочинять этюды по сказкам; - Р азвивать навыки действий с воображаемыми предметами; - Р азвивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния( грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д. ) Ожидаемые результаты: Развитие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Формы работы с детьми: - Групповая; - Подгрупповая; - Парная; - Индивидуальная Методы работы на занятиях: Метод создания ситуации успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения. Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием концентрации внимания и эмоционального побуждения. Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения. Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. Оборудование процесса обучения: - Театральная ширма- Кукольный театр- Куклы би- ба- бо- Пальчиковый театр- Бумага- Костюмы для театральных постановок. - М атериально- техническое обеспечение( музыкальный центр, телевизор, DVD проигрыватель, компьютер, фото и видеотехника) Работа с родителями: Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями детей, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей. Формы работы с родителями: - Родительские собрания; - Буклеты; - Консультации; - Беседы; - Театральные постановки. Режим занятий: одно занятие в неделю. Продолжительность занятий: 25 минут. Месяц Тема Цель Кол- во часов всего теория практика Сентябрь Знакомство с понятием театр: кукольный театр, ТЮЗ, драматический театр( показ слайдов, картин, фотографий) . - дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру. 3 1 Знакомство с театральными профессиями: художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист. - формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас. 30мин 30мин Сюжетно – ролевая игра «Театр». - познакомить с правилами поведения в театре; вызвать инт ерес и желание играть( играть роль « кассира », « билетера», « зрителя ») ; воспитывать дружеские взаимоотношения. 1 Октябрь Знакомство с видами театров( теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо) . - познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас. 4 30мин 30мин Ритмопластика. - развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно, двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом. 1 Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»( инд. пер. Н. Ходзы) . - учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. 1 Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»( инд. пер. Н. Ходзы) . - учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью( интонация, мимика, пантомима, жесты) ; воспитывать чувство уверенности в себе. 1 Ноябрь Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. - развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. 4 30мин 30мин Психогимнастика. - побуждать детей экспериментировать со своей внешностью( мимика, пантомима, жесты) ; развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка. 1 Чтение русской народной сказки «Теремок». Работа над речью( интонация, выразительность) . - продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным. 1 Инсценировка р. н. с. «Теремок»( пальчиковый театр) . - совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества. 1 Декабрь Знакомство с понятием «ролевой диалог». - развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность. 4 1 Техника речи. - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку. 1 Чтение р. н. с. «Лиса и журавль». - развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Игровые упражнения. 1 Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»- вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения. 1 Январь Знакомство с теневым театром. - продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности. 4 1 Показ взрослыми р. н. с. «Заюшкина избушка»( теневой театр) . - создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки. 1. Знакомство с видом театральной деятельности( мягкая игрушка) . - продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности( мягкая игрушка) ; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью. 1 Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос- развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей 1 Февраль Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. - продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру. 4 1 Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»- продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Игровые упражнения. 1 Распределение ролей( сказка Ш. Перро «Красная шапочка») . Работа над речью. - учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. 1 Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка»( настольный театр – для детей своей группы) . - учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества. 1 Март Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок. - продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес. 4 1 Чтение стихотворения В. Антоновой «Зайки серые сидят». Подготовка масок для зайчат( каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку) . - развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию. 1 Подготовка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят». - развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа. 30мин 30мин Инсценировка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят»( для детей младшей группы) . - создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность. 1 Апрель Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками. - : продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес. 4 1 Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками. - учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности 30мин 30мин Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов. - : развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа. 1 Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят»( куклы – Петрушки; показ детям младших групп) . - создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность. 1 Май Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. - развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения. 4 1 Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад». - развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас. 30мин 30мин Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад». - : развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса. 1 Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад»( для родителей) . - создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. 1