a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Пальчиковая гимнастика

Опубликовано: 2017-01-11 15:15:16

Документы для скачивания

МОЯ СЕМЬЯ   Этот пальчик- дедушка,   Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, Этот пальчик- я, Вот и вся моя семья! Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком. ПРЯТКИ В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках. УЛЕЙ Вот маленький улей, где пчелы спрятались, Никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз! Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками- пчелы улетели. ЧЕРЕПАХА Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, то высовывает голову. Когда хочет спать, то прячет её обратно.   Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно. Пять малышей Один малыш качается в саду,     показать указательный палец( вверх) , опустить вниз, покачать туда- сюда Два малыша купаются в пруду,     показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца Три малыша ползут к дверям в квартире,    показать три пальца, имитировать ползание постучать правой рукой в ладонь левой,   А в это дверь стучат еще четыре. показать четыре пальца ладонь с растопыренными пальцами С пятью другими тоже все в порядке:   закрыть ладонями глаза руки в замок,   Им весело, они играют в прятки. Где притаились, ясно и ежу, большие пальцы на отлете – “нос”, пальцы одной руки –вверх( будто иголки) Но я глаза зажмурил и вожу:   закрыть глаза ладонью поочередно разгибать пальцы “Один, два три… Два, три, четыре, пять… Ну, берегитесь: я иду искать! ”    погрозить пальцем, имитировать движения, будто ловим КАПУСТКА Мы капустку рубим рубим, Мы капустку солим солим, Мы капустку трем трем, Мы капустку жмём жмём. Маслом поливаем, А потом съедаем!   Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки. ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! МЫ РИСОВАЛИ Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.   Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями. ПОВСТРЕЧАЛИСЬ Повстречались два котенка: " Мяумяу! " , Два щенка: " Авав! " , Два жеребенка: Игого! " , Два тигренка: " Ррр! " Два быка: " Муу! " . Смотри, какие рога.   На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. Раз, два, три, четыре, пять!   Разгибаем из кулачка пальчики по очереди Вышли пальчики гулять!   Раз, два, три, четыре, пять!   Прячем в кулачок по очереди В домик спрятались опять.   РЫБКИ Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом. ЛОДОЧКА Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там.   На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова" паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. ДРУЖБА Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. Соединить пальчики обеих рук, начиная с   большого. Затем соединять, начиная с мизинца Раз, два, три, четыре, пять!   Вышли пальчики гулять!   Этот пальчик- гриб нашел,   Этот пальчик- чистит стол,   Этот- резал,   Этот- ел.   Ну, а этот лишь глядел!   МЫ ПИСАЛИ Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. ритмично сжимать и разжимать кулаки. Вы скачите, пальчики, пальчики  " скачут" по столу Как солнечные зайчики. указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.   Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок. пальчики" скачут" по столу. Ветер травушку качает, Влево вправо наклоняет. -   легкие движения кистями рук вправо влево Вы не бойтесь ветра, зайки, погрозить пальчиком. Веселитесь на лужайке. На последнюю помахать пальцами обеих рук ЗАМОК На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать Кто его открыть бы смог?  " замочком" впередназад Мы замочком повертели,   Повертеть" замочком" Мы замочком покрутили   Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга. Мы замочком постучали,   Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга. Постучали, и открыли!   Показать ладошки. ЗАЙЦЫ Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка другой.   Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку- ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку- ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку- указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. С ДОБРЫМ УТРОМ! С добрым утром, глазки!   Вы проснулись? Указательными пальцами поглаживать глаза Сделать" бинокль" посмотреть в него С добрым утром, ушки!   Вы проснулись? Ладонями поглаживать уши   Приложить ладони к ушам" Чебурашка" С добрым утром, ручки!   Вы проснулись?   Поглаживать то одну, то другую ручки Хлопки в ладоши С добрым утром, ножки!   Вы проснулись?   Поглаживание коленок Потопать ногами С добрым утром, солнце!   Я- проснулся!  ( проснулась)   Поднять руки вверх, посмотреть на солнце  ( посмотреть вверх) НА ПОСТОЙ  ( Русская игра) Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы- дети( говорят тоненьким голосом) . Безымянные пальцы- мама( говорит обычным голосом) . Средние пальцы- папа( говорит низким голосом) . Указательные пальцы- солдаты( говорят басом) . Скрещенные большие пальцы- порог избы. Ночь, в избе все спят. Раздается стук. Солдаты: Туктук!   Указательные пальцы постукивают друг о друга. Дети: Кто там?   Постукивают друг о друга мизинцы Солдаты: Два солдата пришли переночевать!   Постукивают указательные пальцы Дети: Спросим у мамы. Мама!   Постукивают мизинцы Мама: Что дети?   Постукивают безымянные Дети: Два солдата пришли переночевать!   Постукивают мизинцы Мама: Спросите у папы.   Постукивают безымянные Дети: Папа!   Постукивают мизинцы Папа: Что, дети?   Постукивают средние пальцы Дети: Два солдата пришли переночевать!   Постукивают мизинцы Папа: Впустите!   Постукивают средние пальцы Дети: Входите!   Постукивают мизинцы Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать!   Указательные пальцы" пляшут" совершая перекрестные движения Солдаты: Войдем!   Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед. МАЛАНЬЯ У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Жили в маленькой Избушке Сложить руки углом показать избушку.   Семь сыновей,   Показать семь пальцев. Все без бровей, Очертить брови пальцами.   Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам.   Вот с такими носами Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные" гусарские" усы. Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.   Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту" чашку" , другой ложку" . На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.   И все делали вот так. . . Дети показывают загаданные действия ГОСТИ( Русская игра)   Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки. - Мама, мама!   Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга. - Что, что, что?   Три раза постукивают друг о друга указательные пальц ы. - Гости едут!   Постукивают мизинцы. - Ну и что? П остукивают указательные пальцы. - Здрасьте, здрастье!   Средний и безымянный пальцы дважды   перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева. - Чмок, чмок, чмок! ( Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки. БРАТЦЫ Засиделись в избушке братцы. Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты. Захотел меньшой прогуляться Отвести вбок мизинец( строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2- 3 секунды. Да скучно ему гулять одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию. Зовет он братца вдвоем прогуляться. Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2- 3 секунды. Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию. Зовут братца втроем прогуляться. Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2- 3 секунды. Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.   Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется. Этот пальчик хочет спать,   Этот пальчик- прыг в кровать,   Этот пальчик прикорнул,   Этот пальчик уж заснул.   Встали пальчики- " Ура! "   В детский сад идти пора! Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил,   А со Средним кашу ел,   С Указательным запел.   А Большой меня встречал И конфетой угощал.   Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой.   Средний брат несет рюкзак,   Безымянный ходит так,   А Мизинец стал играть:   Братьев слушать приглашать.   Правый же Большой плясал.   И на танец приглашал.   ЛАДУШКИ- ЛАДОШКИ Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки. Вот какие ладушки, Ладушки- ладошки! Наварили кашки   Помешали ложкой.   Вот какие ладушки, Ладушки- ладошки!   Строили ладошки   Домик для матрешки. Вот какие ладушки,   Ладушки- ладошки! Курочке Пеструшке   Накрошили крошек.   Вот какие ладушки,   Ладушки- ладошки!   Хлопали ладошки   Танцевали ножки.   Вот какие ладушки,   Ладушки- ладошки!   Прилегли ладошки   Отдохнуть немножко.   Вот какие ладушки, Ладушки- ладошки! Ивану- большаку- дрова рубить,   Ваське- указке- воду носить,   Мишке- среднему- печку топить,   Гришке- сиротке- кашу варить,   А крошке- Тимошке- песенки петь.   Песни петь и плясать, Родных братьев потешать!   Ветер дует нам в лицо  ( руками машем себе в лицо) Закачалось деревцо( руки вверх и качаемся) Ветерок все тише, тише( медленно приседаем) Деревцо все выше, выше( медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх) игра “Дом на горе” На горе мы видим дом( сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”) Много зелени кругом( сделайте волнообразные движения руками) Вот деревья, вот кусты( изобразите деревья и кусты) Вот душистые цветы( сделайте из ладоней “бутон”) Окружает все забор( изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию) За забором – чистый двор( погладьте ладонями стол или воздух) Мы ворота открываем( изобразите открывающиеся ворота) К дому быстро подбегаем( пальцы “побежали” по столу) В дверь стучимся: ( кулаками по столу) тук- тук- тук. Кто- то к нам идет на стук? ( приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь) В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли( вытяните руки вперед, как будто что- то несете) массаж- игра “На блины” Стала Маша гостей собирать( хлопайте в ладоши) И Иван приди( кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца) , И Степан приди, Да и Андрей приди, Да и Матвей приди, А Митрошечка Ну, пожалуйста! ( указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки) Стала Маша Гостей угощать( хлопайте в ладоши) И Ивану блин( левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди) И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке Мятный пряничек! ( большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза) Стала Маша Гостей провожать( хлопайте в ладоши) Прощай, Иван! ( по очереди загибайте пальцы на левой руке) Прощай, Степан! Прощай, Андрей! Прощай, Матвей! “Котятки” Все котятки мыли лапки: Вот так! Вот так! ( изображаем мытье рук) Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так! А потом они устали: Вот так! Вот так! Сладко- сладко засыпали: Вот так! Вот так! ( имитируем все указанные в стихотворении движения) игра “Наши пальцы” Дружно пальцы встали в ряд( покажите ладони) Десять крепеньких ребят( сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка( покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка( продемонстрируйте средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны( покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца- коротышки( вытяните мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них( покажите большие пальцы) Два больших и удалых( остальные пальцы сожмите в кулак) “Птички и ветер” Маленькие птички, Птички- невелички, По лесу летают, Песни распевают. ( машем руками, как крылышками) Буйный ветер налетел, ( руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло( приседаем на корточки, закрываем голову руками) Там не тронет их никто. Едет белка на тележке,   массируем ножку( ручку)   Раздает она орешки: ( массируем подушечки у основания пальцев)   Мишке толстопятому( массируем пальчики по очереди)   заиньке усатому Лисичке- сестричке,   Воробью, синичке,   Кому в роточек, ( массируем опять подушечки у основания пальчиков) Кому в зобочек, А кому и в лапочку! ( проводим по внешнему краю стопы, пальчики рефлекторно растопыриваются    ) “Угощение гномов”  ( сжимаем кулачки на обеих руках) Стали гномы гостей приглашать. ( отогнем по очереди пальчики) Стали гномы гостей угощать. ( надавим последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем) Каждому гостю досталось варенье. ( так же последовательно проведем указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика) Пальчики склеило то угощенье. ( пусть малыш тесно прижмет попарно друг к другу подушечки пальцев, если он не справляется, помогите ему сделать это) Плотно прижалась ладошка к ладошке. ( прижимаем ладонь к ладони) Гости не могут взять даже ложки! ( попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки? изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны) “Гроза” Закапали капли( постучать двумя пальцами каждой руки по столу) Идет дождь( постучать четырьмя пальцами) Он льет как из ведра! ( стучим сильнее) Пошел град( косточками пальцев выбиваем дробь) Сверкает молния( шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе) Гремит гром! ( барабаним кулаками или хлопаем в ладошки) Все быстро убегают домой( прячем руки за спину) А утром снова ярко светит солнце! ( описываем руками большой круг) “Заяц и кочан капусты” Встал зайчишка рано( кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши) Вышел на поляну. По опушке к лесу шел( идем пальцами по столу) И большой кочан нашел( кулак другой руки) Стал зайчишка с хрустом Грызть кочан капусты: Хруст- хруст, хруст- хруст…( “заяц” грызет кулак и причмокивает) Съел, свалился под куст И уснул. Проснулся…   Сладко потянулся( c усилием растопыриваем все пальцы) А домой добрался – долго отдувался! ( показываем, как заяц движется по столу) / / Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. “Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать”, 1997, Ярославль, “Академия развития” читаем стихотворение вслух, показывая и слегка потряхивая каждый пальчик Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы мы считать, Пять на правой, пять на левой, Знают это Таня с Севой. Вместе будет их десяток, Дружных, крепеньких ребяток. Дел у каждого – сполна! Мы дадим им имена. Вот – большой, или Большак. Помогать он всем мастак! Живет отдельно от других. Работать может за троих! За ним стоит Указка. Его конёк – подсказка. Он нам без промедленья Укажет путь к варенью. Вот – Середняк, или средний, Он третий, не последний. Спокойный, очень сильный, Как богатырь былинный. Четвертый – Сиротинка, Без имени детинка, С наперстком оловянным Зовется безымянным. А пятый – Коротышка, Проказливый мальчишка, Шалун и привереда, Мизинчик- непоседа! Как на горке снег, снег  ( встаем на носочки, руки вверх) И под горкой( приседаем) И на елке( встаем, руки в стороны) И под елкой( обхватываем себя руками) А под снегом спит медведь( пальчик к губам) Тише, тише, не шуметь( шепотом, поворачиваясь в разные стороны) “Идем в гости” К Жене гости прибежали. ( пальчики “бегут” по столу) Все друг другу руки жали. ( делаем несколько дружеских рукопожатий) Здравствуй, Жора! ( большие и указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки) Здравствуй, Жанна! ( соединяются подушечки больших и средних пальцев) Рад, Сережа! ( соединяем в приветствии большие и безымянные пальчики) Рад, Снежана! ( приветствуют друг друга большие пальчики и мизинчики) Не хотите ль пирожок? ( ладошки соединяются в виде пирожка) Может, коржик? ( показать раскрытые ладошки) Иль рожок? ( сожмем кулачки на обеих руках) Вот драже вам на дорожку. ( малыш раскрывает ладошки, а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже) Все берите понемножку! ( малыш щиплет свою ладошку, как бы собирая драже) С ручек все стряхнули крошки. ( энергично трясем кистями рук) И захлопали в ладошки… “Поиграем в пальчики” Большаку дрова рубить, А тебе воды носить, А тебе печь топить, А тебе тесто месить, А малышке песни петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. ( загибать по очереди все пальцы на обеих руках. на последние строчки – шевелить пальцами обеих рук) “О левой и правой руке” Смотрите- ка, вот две руки: Правая и левая! ( вытягиваем руки вперед, показывая) Они в ладоши могут бить – И правая, и левая! ( хлопаем в ладоши) Они мне могут нос зажать –   И правая, и левая! ( по очереди зажимаем нос правой и левой рукой) Ладошкой могут рот прикрыть-   И правая, и левая! ( прикрываем рот той и другой) Дорогу могут показать –   И правая, и левая! ( показываем направление то правой, то левой рукой) В носу умеют ковырять –   И правая, и левая! ( хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой) А если кто- то завопит, И правая, и левая Помогут уши мне заткнуть! ( затыкаем уши) С руками я всегда дружу –   И с правою, и с левою! ( дружеское рукопожатие) И могут ласковыми быть   И правая, и левая! Обнимут вас, ко мне прижмут –   И правая, и левая! ( обхватываем себя руками – “обнимаем”) “Четыре братца” Идут четыре братца навстречу старшему. - Здравствуй, большак! - Здорово, Васька- указка, Мишка- середка, Гришка- сиротка, Да крошка- Тимошка! ( на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим все остальные пальцы) “Мышиная семья” Это папа- мышь. ( показываем большой палец) Он красивый, как все мышки: У него мягкая шкурка( гладим одной рукой кисть другой руки) У него большие уши( рисуем пальцем в воздухе уши) У него острый носок( складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу) А хвост – во- о- о- о- от такой! ( показываем руками отрезок ок. 30 сантиметров) Это мама- мышь. ( показываем указательный палец) Она красивая, как все мышки: У нее мягкая шкурка( гладим одной рукой кисть другой руки) У нее хорошенькие ушки( рисуем пальцем в воздухе уши) У нее острый носок( складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу) А хвост – во- о- о- от такой! ( показываем руками отрезок ок. 20 сантиметров) Это брат- мышь. ( показываем средний палец) Он красивый, как все мышки: У него мягкая шкурка( гладим одной рукой кисть другой руки) У него чумазые уши( рисуем пальцем в воздухе уши) И острый нос( складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу) А хвост – во- о- от такой! ( показываем руками отрезок ок. 15 сантиметров) Это сестра- мышь. ( показываем безымянный палец) Она красивая, как все мышки: У нее шелковистая шкурка( гладим одной рукой кисть другой руки) В ушах сережки( рисуем пальцем в воздухе уши) У нее острый носок( складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу) А хвост – во- о- от такой! ( показываем руками отрезок ок. 10 сантиметров) А это мышка- малышка. ( показываем мизинец) Она совсем не похожа на других мышей! Шерстка у нее гладкая( гладим одной рукой кисть другой руки) Ушки маленькие( рисуем пальцем в воздухе уши) Носик остренький( складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу) А хвост – во- от такой! ( показываем руками отрезок ок. 5 сантиметров) “Кошка и горшок с молоком” В кухне нашей под столом Стоит крынка с молоком. ( складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок) К крынке кошка подошла( “идем” указательным и средним пальцами правой руки) Сверху сливки попила( указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок) Глубже сунулась в горшок: - Молочка напьюсь я впрок! ( засовываем палец глубже в кружок- горшок) Что случилось? Ой- ой- ой! Кошка крутит головой( крутим головой) Налакалась молочка –   Не уйти ей из горшка! ( пытаемся вытянуть палец из кружка) С головы горшок не слез. С ним и убежала в лес! ( топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала) “Цветок” Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки.  ( руки вверх, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, слегка округлить их. на вторую строчку развести пальчики. на третью – ритмичное движение пальцами “Руки в стороны” Руки в стороны, в кулачок, Разожми и на бочок. Руки вверх, в кулачок, Разожми и на бочок. Руки вниз, в кулачок, Разожми и на бочок. “Прогулка” Пошли пальчики гулять, А вторые – догонять. Третьи пальчики – бегом, А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал.  ( пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. на вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики, на третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности стола) “Дом и ворота” На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем.  ( пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – “крыша”. на вторую строчку – большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. на третью строчку ладони поворачиваются параллельно друг к другу. на четвертую – то же, что на первую) “В гости к пальчику большому” В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинчик- малышок Постучался об порог. Вместе пальчики- друзья, Друг без друга им нельзя. ( 1строчка- выставляем вверх большие пальцы 2. соединяем под углом кончики пальцев обеих рук 3. поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. 6. кулачки стучат друг о дружку. на последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках) “Раз, два, три, четыре, пять” Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать! Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хотя не очень… чистые.  ( на первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке. на следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. на шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке. на последние строчки – помахать пальчиками обеих рук) “Мои веселые пальчики” Мои пальчики расскажут, Все умеют, все покажут. Пять их на моей руке. Все делать могут, Всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Они считают, Щиплют, ласкают, Мои пальцы на руке.  ( на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее по тексту)   Маленький мизиньчик   Горько- горько плачет, ( пальцы в кулачке, демонстрируем мизинчик)   Безымянный говорит: ( показываем по очереди все названные пальчики)  " Что все это значит? "   Средний палец очень гордый   Разговаривать не хочет.   Указательный спросил:  " Может кушать хочет? "   А большой бежит, бежит,   Тащит риса ложку,   Говорит: " Не плачь, малыш,     На, поешь немножко" . ( " кормит" мизинчик, соединяем мизинчик и боьшой) “Не плачь, куколка моя” Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, Постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку.   К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Утюгом туда- сюда Белье быстро глажу я. Поработали вдвоем, А теперь и отдохнем.  ( на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени) ПАУЧОК Руки скрещены. Пальцы каждой руки" бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил,     Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение( дождик) . Паучков на землю смыл.     Хлопок ладонями по столу/ коленям. Солнце стало пригревать,     Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками( солнышко светит) Паучок ползёт опять,     Действия аналогичны первоначальным А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.   " Паучки" ползают по голове. ЧЕРВЯЧКИ Л адони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь( движение ползущей гусеницы) . Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает     Идём по столу указательным и средним пальцами( остальные пальцы поджаты к ладони) Головой она кивает,    Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз Каркает: " Вот и обед! "    Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх Глядь-    разводим руками а червячков уж нет!    Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди. ВЕТЕР Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены( крона пальмы) . Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены( клешни) . Шевелим ими. А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит, А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. Чайка над водой летает Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны( крылья) . " Машем" ими в воздухе. И за рыбками ныряет, Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения. Чайка над водой летает И за рыбками ныряет. А под пальмой. . . Под водой на глубине Крокодил лежит на дне. Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты( зубы) . Лёжа на тыльной стороне одной из рук, " открываем и закрываем рот" крокодила. Под водой на глубине Крокодил лежит на дне. Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения. А под пальмой. . . МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА Маленькая мышка По городу бежит,     Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям. Глядит ко всем в окошки,     Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него. И пальчиком грозит:   Грозим пальчиком" А кто не лёг в кроватку?     Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе( коленях) . А кто не хочет спать?     Переворачиваем руки на другой" бок" . Такого непослушного Я буду щекотать! "     Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку. ПЯТЬ УТЯТ Одна из рук- " мама утка" . Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука- утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от" мамы- утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят( постепенно пальцы загибаются) . Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт,    " Киваем" кистью руки( " мамой- уткой" ) Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. Четверо утят плывут. . . Трое утят плывут. . . Двое утят плывут. . . Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, И сразу пятеро утят Вернулись к мамочке назад. ПАЛЬЧИКИ В соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем- сжимаем и разжимаем кулачки. Вот это самый толстый пальчик у меня,       Сгибаем и разгибаем большой палец Вместе с ним танцуют все его друзья.     Сжимаем и разжимаем кулачки Этот самый ловкий пальчик у меня      Указательный палец И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. Вот этот самый длинный пальчик у меня,   Средний палец Вместе с ним танцуют все его друзья, А вот этот пальчик лодырь у меня,    Безымянный палец Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. А этот пальчик- мальчик лучший у меня,      Мизинец Вместе с ним танцуют все его друзья. Все мои пять пальцев дружная семья,      Выполняем движение" фонарики" И, когда они танцуют, танцую с ними я!     Хлопки в ритме текста. РЫБКИ Ладони сомкнуты, чуть округлены. Пять маленьких рыбок играли в реке,     Выполняем волнообразные движения в воздухе. Лежало большое бревно на песке,    Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок. И рыбка сказала: " Нырять здесь легко! "     Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими" ныряющее" движение. Вторая сказала: " Ведь здесь глубоко. "     Качаем сомкнутыми ладонями( отрицательный жест) . А третья сказала: " Мне хочется спать! "     Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук( рыбка спит) . Четвёртая стала чуть- чуть замерзать.     Быстро качаем ладонями( дрожь) . А пятая крикнула: " Здесь крокодил! Запястья соединены.   Ладони раскрываются и соединяются( рот) . Плывите отсюда, чтоб не проглотил! "    Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями( уплывают) . ПЧЁЛКИ Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены( ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо( улей) . " Улей" прижат к" ёлке" . Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки?    Заглядываем в" улей" . Надо в дом постучать,    Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга. Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки?     Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки Стали вдруг вылетать:    Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими( пчёлки летают) Раз два, три, четыре, пять! ШЛА КУКУШКА Шла кукушка мимо рынка,     Идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах( остальные поджаты) . У неё была корзинка,    Ладони соединяются" ковшом" ( корзинка) . А корзинка на пол- бух!      Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/ коленям, разъединяем руки. Полетело десять( девять, восемь) мух!    Разводим руки в стороны, шевеля пальцами( летящие мухи) . Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту. УЛИТКА Одна из рук- " цветочек" . Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка- чашечка цветка. Вторая рука- улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд( рога улитки) . В домике она сидит,    " Улитка" раскачивается истороны в сторону. Рожки высунув, молчит. Вот улиточка ползёт     Ползёт вперёд по столу, Потихонечку вперёд. На цветочек заползёт     " Улитка" заползает на" цветочек" Лепесточки погрызёт.    " Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы( лепесточки) второй руки( цветочка) . Рожки в голову втянула,     Рука" улитка" " втягивает рожки" ( сворачивается в кулак) В домик спряталась, заснула.    " Цветочек" ( вторая рука) закрывается, пряча" улитку в бутоне" Колечки( вепсская игра)   Вариант первый  - потешка.   Усадив малыша на колени, врослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении. Чуть подросший малыш( в 1, 5- 2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.   Вариант второй. Дети 6- 7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: " Без среднего! - и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: " Без мизинца! " и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.   Вариант третий.   Развлечение подростков: самый сложный вариант игры- обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен и старшим дошкольникам. Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая- большой и мизинец. В такт счету, левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая, соответственно, с безымянным, сред ним и указательным. Затем осуществляет движения в противоположном направлении. ДЕЛАЕМ ФИГУРКИ ИЗ ПАЛЬЦЕВ Кольцо   Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.   Дом   Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх( труба) , кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.   Чтобы дом построить новый,   Запасают лес дубовый,   Кирпичи, железо, краску,   Гвозди, паклю и замазку.   А потом, потом, потом   Начинают строить дом.   Очки   Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.   На коне верхом   Сидит Пахом,   Книги читает,   А грамоты не знает.   Флажок   Четыре пальца( указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.   Горит на солнышке флажок,   Как будто я огонь зажег.  ( А. Барто)   Лодка   О бе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик.   Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.   Пароход   Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты( как ковшик) , а большие пальцы подняты вверх.   Паровоз   Без колес!   Вот так чудо- паровоз!   Не с ума ли он сошел-   Прямо по морю пошел!   Стул   Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок( большим пальцем к себе) . Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет" раз" .   Есть у него спина,   А не лежит никогда,   Есть четыре ноги,   А не ходят и три.   Но всегда он стоит,   Всем сидеть велит.   Стол   Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет" раз" .   В лесу родился,   В лесу вырос,   В дом приходил,   Всех вокруг себя посадил.   Грабли   Ладонь вниз, пальчики согнуты, " гребут" .   Листья падают в саду,   Я их граблями сгребу.   Цепочка   Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.   Пальчики перебираем   И цепочку получаем.   Скворечник   Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты( как лодочка) , а большие пальцы загнуты внутрь.   Скворец в скворечнике живет   И песню звонкую поет.   Шарик   Все пальчики обеих рук сжаты в" щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух" выходит" , и пальчики принимают исходное положение.   Шар надутый две подружки   Отнимали друг у дружки-   Весь перецарапали!   Лопнул шар, а две подружки   Посмотрели нет игрушки,   Сели и заплакали. . .  ( А. Шибаев)   Елка   Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой( ладони под углом друг к другу) . Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.   Весной цветет,   Летом плод дает,   Осенью не увядает,   Зимой не умирает.   Корзинка   Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.   В лес корзинку я беру   И грибы в нее кладу.   Колокольчик   Т ыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает.   Колокольчик голубой   Поклонился нам с тобой.   Колокольчики- цветы   Очень вежливы. . . А ты?   Собака   Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.   Четыре четырки,   Две растопырки,   Седьмой вертун,   А сам ворчун. ЧАСЫ Дети сидят на полу( на коленях) .  " Бегут" пальчиками от пола до макушки. Мышь полезла в первый раз Посмотреть который час. Вдруг часы сказали: «Бом! »,   Один хлопок над головой Мышь скатилась кувырком.   Руки скатываются на пол Мышь полезла второй раз Посмотреть который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом! »   Два хлопка Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз… ПЕРЧАТКА Весёлая мышка перчатку нашла, Л адонь раскрыта, пальцы растопырены( перчатка)   Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.   Гнездо в ней устроив,   Ладони смыкаются" ковшом" мышат позвала.   Ладони раскрываются,   с мыкаясь боковыми сторонами Сгибают- разгибают пальцы  ( " зовущий" жест)   Им корочку хлеба дала покусать,   Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.   Погладила/ отшлёпала всех   Большой палец гладит остальные( скользящим движением от мизинца к указательному.   и отправила спать.   Ладони прижаты друг другу,  кладутся под щёку( спят) . На слово" отшлёпала" - стучать( шлёпать) подушечкой большого пальца по остальным. КОТЯТА   Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу и разъединены. У кошечки нашей есть десять котят,   Покачивают руками, не Разъединяя их.   Сейчас все котята по парам стоят:   Два толстых, два ловких, два длинных,   Постукивают соответствующими   пальцами   друг об друга( от большого к мизинцу)   два хитрых, два маленьких самых    и самых красивых. ДВА КОЗЛИКА Как- то раз к кому- то в гости   На обеих руках прижать большими   пальцами средние и безымянные. Шёл козлёнок через мостик,   А навстречу шёл другой,   Держа кисти горизонтально, сближать руки. Возвращался он домой.   Два рогатых глупых братца   На первый слог каждой строчки соединять руки с размаха.   Стали на мосту бодаться,   Не желая уступить   И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами- бух!   На слово" бух" - хлопок в ладоши И с моста в водичку- плюх!   Уронить руки на колени. ЗАЙЦЫ   Руки положить на стол или колени,  пальцы расслабить. В соответствии с текстом приподнимать поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. Десять серых зайцев   Дремали под кустом, И двое вдруг сказали:   «Вон человек с ружьём» Двое закричали: «Давайте убежим! », Двое прошептали «Давайте помолчим! », Двое предложили:   «Мы спрячемся в кустах! » А двое вдруг спросили:  " Он может сделать «Бах»? " «Бах»- выстрелил охотник,   Хлопнуть в ладоши. Нажав ружья курок, И десять серых зайцев П робежать пальчиками по столу   или коленям.   Пустились наутёк ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ Двое толстых поросят   Поставить ладони ребром на стол,   как закрытые ворота, большие   пальцы приподнять. За воротами стоят.   Поросята эти ждут   Что им кушать принесут. Двое толстых поросят   Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными.   Снизу в щёлочки глядят,   Бегают туда- сюда:   Сгибать и разгибать большие  пальцы.  " Где же вкусная еда? " Двое толстых поросят   Стучать большими пальцами по ладошкам.   В дверь копытцами стучат,   Вдруг открылась эта дверь: Л адони немного раскрыть, не отрывая от стол а.  " Можно выбежать теперь! "   Двое толстых поросят   Сложить ладошки как корытце, Громко, радостно визжат: " Вот корыто, да, да, да,        шевелить большими пальцами. А в нём вкусная еда! " ДВА РЫЖИХ   Два рыжих таракана     Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены( два таракана) , крутят ими. пришли ко мне домой( 2 р. )   Уселись тараканы, Кулаки прижаты друг к другу, сгибают-     разгибают пальцы.   уселись тараканы на полочке одной.   Четыре таракана       Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.   попили киселя( 2 р. )   Весь вечер баловались,   Выполняют движение" фонарики" весь вечер баловались   и пели тра- ля- ля. И вшестером на кухню   поесть они пошли( 2 р. )   Идут по столу на прямых среднем,  безымянном и указательном пальцах   Шесть ловких тараканов,   Ползут ими по столу( остальные сжаты) . шесть ловких тараканов   под дверью проползли.   Там восемь тараканов,   Движения соответствуют 1 куплету,  но согнут только большой палец.   конфеточку нашли, ( 2 р. )   А съесть её все восемь,   а съесть её все восемь, конечно, не смогли. Когда они наелись,   пустились дружно в пляс, ( 2 р. )   Все пальцы выпрямлены, выполняют движение" фонарики"   Плясали дружно десять,   Сжимают- разжимают кулачки плясали дружно десять на кухне целый час. .   Поспать они решили,   Пальцы сомкнуты" ковошом" , лежат на столе   но мимо мышь прошла( 2 раза)   Пере6ирают пальцами по столу   И хвостиком всех сразу,   Пальцы рук расслаблены, " метут" ими по столу.   и хвостиком всех сразу   куда- то подмела.   У ЖИРАФОВ У жирафов пятна, пятна, пятна,   Хлопают по всему телу ладонями пятнышки везде. ( 2 раза)   На лбу, ушах, на шее, на локтях,   Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела   Есть на носах, на животах,   коленях и носках.   У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. ( 2 раза)   Щипают себя, как бы собирая складки На лбу, ушах и т. д. У котяток шёрстка, шёрстка,   шёрстка, шёрсточка везде. ( 2 раза)   Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку На лбу, ушах и т. д. А у зебры есть полоски,   есть полосочки везде. ( 2 раза)   Проводят ребрами ладони по телу   На лбу, ушах и т. д. ПОРОСЯТА Дети по очереди" идут" по столу каждым из пальцев обеих рук   Этот толстый поросёнок   Мизинцы   целый день хвостом вилял,   Этот толстый поросёнок   Безымянные спинку об забор чесал.   Ля- ля- ля- ля, лю- лю- лю,  " Фонарики" поросяток я люблю   Ля- ля- ля- ля, лю- лю- лю,   Сжимают и разжимают кулачки   поросяток я люблю   Этот толстый поросёнок   Средние пальцы носом землю ковырял,   Этот толстый поросёнок   Указательные пальцы что- то сам нарисовал.   Ля- ля- ля- ля … Этот толстый поросёнок   Большие пальцы- лежебока и нахал,   Захотел спать в серединке   Рука сжимается в кулак, большой палец   и всех братьев растолкал.   зажимается внутрь. ИГРА «ЛАДУШКИ»   малыш хлопает в ладоши( сначала с вашей помощью) , а вы приговариваете: Ладушки, ладушки!   Где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку! На закуску? Квас да капустку! Поели, попили, домой полетели! Полетели, полетели – на головку сели! На головку сели – ладушки запели! Или:   Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки! Маслом поливала, детушкам давала: Маше два,   Ване два( перечисляем всех членов семьи) ,   всем дала! Хороши оладушки у любимой бабушки! всеми любимая   СОРОКА- БЕЛОБОКА Сорока- белобока! ( вы водите по кругууказатлеьным пальчиком малыша по его ладошке) Где была? Далёко! Кашку варила, деток кормила. На порог скакала, Гостей созывала. Гости прилетели, На дорожку сели. Этому дала. . . ( массируем по очереди все пальчики) А этому не дала( Начинаем крутить большой пальчик малыша по часовой стрелке) Ты воду не носил, Ты кашу не варил, Тебе нет ничего! Вот он исправляется( против часовой) Дрова рубит, воду носит. . Знай- знай наперёд( раскачиваем боьлшой пальчик туда- сюда) здесь вода холодная( " шагаем" пальцами от ладошки до запястья) Здесь тёплая( " дошагали" до сгиба локтя) А здесь кипяток- щекоток! ! ! ! ( дошли до подмышки и щекотим! ) ПОТЯГУШЕЧКИ( поглаживаем тельце малыша с головы до пят, нежно приговаривая) Потягушеньки, потягушеньки! Поперёк толстунюшеньки! В ножки- ходунки, В ручки- хватунки,   В головушку – умок, А в роточек – говорок!   Потягунюшки- порастушеньки! Потягунюшки- порастушеньки! А в ножки – ходунюшки! А в ручки – хватунюшки! Поперёк – толстунюшки! А в ушки – слышунюшки! А в глазки – глядунюшки!   А носику – сопунюшки! А в роток – говорок! А в головку – разумок!   Потягушечки, потягушечки, От носочков до макушечки, Мы потянемся, мы потянемся, Маленькими не останемся. В ножки – ходунки, В ручки – хватунки, В головушку – умок, А в роток – говорок!   Расти, Маша, выше,   до хором, до крыши, Ты расти, не балуй,   маму с папой жалуй, С дом вышины да с брус толщины!   Хорошеньким – хорошок! Пригоженьким – пригожок! Стройненьким – стройняшок! А родненьким – родняшок!   Солнце светит: Где тут дети? На подушке, на простынке. Нежат розовые спинки? Ясный день пришел давно И стучится к нам в окно! Глазки открываются, Глазки просыпаются, Потягушки- ножки, Потягушки- пяточки, Ручки и ладошки, Сладкие ребяточки! Дай- ка локоточек Мама поцелует! Просыпайся, доча! Как тебя люблю я! ( Вариант для мальчиков) Дай- ка локоточек Мама поцелует! Славный мой сыночек! Как тебя люблю я! Потянушки- потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый! ( массаж ручек   – разводим ручки в стороны, потом перекрещиваем на грудке) : Батюшке – сажень! Матушке – сажень! Бабушке – сажень! ( перечисляем всех- всех родственников) А нашему малышику – долга, долга, долга! ( машем крылышками) Ещё массаж ручек: ( боксируем) Тяни холсты, Холсты просты, Тяни, тяни, потягивай, Поперёк, поперёк перекладывай! ( обхватываем тельце крест- накрест) ( сначала обхватываем, потом разводим ручки в стороны) : тоню ловлю, рыбу ловлю. Ловись, ловись рыбка Маааленкая и большая! Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком пожмём, Отдохнём совсем немножко, А потом опять начнём. Птичка- птичка, вот тебе водичка( круговые движения по ладошке) Вот тебе и крошки на моей ладошке! ( пощипать) ( массаж животика) На лугу, на лугу  ( легонько по кругу) Стоит крынка творогу. Прилетели две тетери, ( легонько поперёк живота) Поклевали, ( легонько пощипываем) Улетели. ( нежно- нежно гладим) ( массаж ножек) Едет белка на тележк е, ( разминаем стопу) Раздаёт она орешки: Мишке толстопятому, ( большой пальчик) Заиньке усатому, ( и т. д. ) Лисичке- сестричке, Воробью Синичке –   Кому в роточек, кому в зобочек, кому и в лапочку. ( массируем подушечки у основания пальчиков) Ещё массаж ножек( легонько поколачиваем по пяточке, приговаривая) : Куй, куй, каблучок! Подай, бабка, башмачок. Не подашь башмачка –   Не подкуём каблучка. ( массаж спинки) Идёт бай по стене  ( гладим вверх от попы к плечам) , Несёт лапти на спине, Детёнкам по избёнкам Дарит по лапотёнкам! Массаж рук и ног – поглаживание. ( говорим тихо, медленно, напевно, улыбаясь и подстраиваясь под выполняемые действия) . Ручки- рученьки, Да у деточки, Потягушеньки, Словно веточки, Тянем к матушке, Потянушечки, И ладошечки,   И подушечки. Раскрасивые Мои плечики, Шаловливые, Как кузнечики. Потянушечки- Локотулечки, Потягушечки У лапулечки. Ножки- ноженьки, Потягушечки, По дороженьке Побегушечки, Ножки сладеньки, Да ножулечки, Ножки маленьки, Крохотулечки. Да колешечки- Сладки ямочки, Да малешечки Любит мамочка! © 2004 Irina Gurina Массаж стоп – растирание. Пяточки- топтаточки, Шекотки- щекотаточки, Розовы, да гладеньки, Как конфетки сладеньки. Маленькие стопочки, Стопочки- топ- топочки, До чего прекрасны. Шелковы- атласны. Маленькие пальчики, Девочки и мальчики. Розовы подушечки, Крохотны ногтюшечки, Пальчики- горошинки,   До чего ж пригоженьки. Вот какие ножки Ходят по дорожке! Массаж живота  ( это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик) . Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:   Розовый животик Мурлычет, словно котик, Заурчал щеночком, Забулькал ручеечком. Ах животик ты, живот, Кто же там внутри живет? Кто мешает баиньки Маленькому заиньке? Мы погладим пузики, Толстые арбузики. Спит щеночек, спит котенок. Улыбается ребенок. Массаж спинки( поглаживание) На малышку глядя,   Спинку мама гладит: Рыбка по морю плывет, Белка хвостиком метет, Как по небу облачкá Мы погладили бочкá. Как летят снежинки,   Так мы гладим спинку! Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике   Мышки бегают по кругу: Друг за другом, друг за другом! Утащили мышки сыр,   Затевают мышки пир! Водят мышки хоровод, Делит сыр усатый кот: Вот тебе, держи, кусочек, Заворачивай в платочек! Вот тебе кусочек сыра,   Запивай его кефиром! Вот тебе, не прозевай,   Поскорее уплетай. И тебе кусок достался, Ты голодным не остался. И последний, наконец! Вот так котик, молодец С ДОБРЫМ УТРОМ! Кто, кто В этой комнатке живёт? Кто, кто Вместе солнышка встаёт? Это Машенька проснулась,   С боку на бок повернулась И, откинув одеяло, Вдруг сама на ножки встала! Мы проснулись, Потянулись, Вместе солнцу улыбнулись, Здравствуй, солнышко, колоколнышко! ! ! ЗАРЯДКА Малыши- крепыши Вышли на площадку, Малыши- крепыши Делают зарядку! Раз- два, Три- четыре! Руки выше! Ноги шире! СВИНКИ   Корней Чуковский Как на пишущей машинке   две хорошенькие свинки: туки- туки- туки- тук! Туки- туки- туки- тук! И постукивают,   И похрюкивают: «Хрюки- хрюки- хрюки- хрюк! Хрюки- хрюки- хрюки- хрюк! » ПЕСЕНКА БАБУШКИ ПРО НЕПОСЕДУ   У Непоседы ручки –   Хваталки и липучки. У Непоседы ножки –   Две шустрые рыбёшки. У Непоседы глазки –   Хитрей таёжной ласки. У Непоседы язычок Во рту стрекочет, как сверчок! АЛЁНУШКА   Е. Благинина А унас есть девочка, Звать её Алёнушка. Девочка- припевочка, Круглая гоолвушка. Целый день «уа- уа»-   Вот и все её слова. Как у нашей дочки Розовые щёчки. Как у нашей птички Тёмные реснички. Как у нашей крошки Тёпленькие ножки. Как у нашей лапки Ноготки- царапки. Ой, ладушки- ладушки, Испекли оладушки! На окно поставим, Остывать заставим.   А остынут – поедим И воробушкам дадим. Воробушки сели, Оладушки съели, Оладушки съели –   Шу- у- у! . . . и улетели. Мы не ляжем рано спать: Дочку надобно купать. Тёплую водичку Лъём на нашу птичку. Ой, с гуся вода, С Алёнушки худоба! Дайте- ка пелёнку Завернуть Алёнку. …Завтра встанет солнышко, Встанет и Алёнушка. Будет солнце греть, Будет дочка петь. Целый день «уа- уа»… Полюбуйтесь какова! ИГРА «ПО КОЧКАМ»   Возьмите малыша под мышки и легонько ритмично подбрасываем, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по маленьким вершочкам, ( меняем интонацию) в ямку бух! Провалился Вини- Пух! » и осторожненько опускаем малыша вниз. Ребёнок скоро уловит изменения в голосе и будет ждать их с восторгом, предвкушая «Бух! ! ! » Игра развивает слуховое восприятие, устанавливает взаимосвязь между движением и звуком, обучает восприятию интонационной окраски, развивает слуховую память. Варианты игры:   Еду- еду К бабе, к деду, На лошадке,   В красной шапке, По ровной дорожке, На одной ножке, В рваном лапоточке, По рытвинам, по кочкам, Всё прямо и прямо, А потом БУХ! В яму! ! ! Три- та- туш- ки!   Лагздынь Г.   Три- та- туш- ки, три- та- туш- ки, Едет Таня на подушке, На подушечке верхом. Бух! С подушки кувырком! ИГРА «САМОЛЁТ»   Лёжа на полу, держа ребёнка над собой на вытянутых руках, то отдаляя, то приближая его к себе. Обычно бурю восторга вызывает, когда удаётся стащить с мамы очки или ухватить за волосы. Можно усложнить игру: гудим, как самолёт «УУУУУ», приговариваем   Самолёт построим сами, пронесёмся над лесами,   пронесёмся над лесами,   а потом вернёмся к маме. ( А. Барто) ПОПРЫГУШЕНЬКИ   Прыг- скок, прыг- скок, Молодой груздок   По водичку пошел Молодичку нашел. Целовал- миловал Да к себе прижимал.   Скок- поскок, Молодой дроздок По водичку пошел, Молодичку нашел. Молодиченька   Невеличенька, Сама с вершок, Голова с горшок. Молодичка- молода Поехала по дрова, Зацепилась за пенёк, Простояла весь денёк.   Прыг- скок,   прыг- скок, Прямо в дверь,   Через порог. Я до мамы доскакал И не разу не упал.   Скок- поскок, Сколочу мосток, Серебром замощу, Всех ребят пущу!   Тра- та- та, тра- та- та,   Вышла кошка за кота, За кота- котовича, За Петра Петровича   Раз – подскок! Два – подскок! Высоко Потолок! Я скачу! Я- лечу! Стать Высооооким Хочу! ! !   ТОПОТУШЕНЬКИ   Топ ногой, топ другой! Я такой уже большой, И шагают сами   Ножки прямо к маме!   Ваня, Ваня маленький, Ванечка удаленький! Пойди по дороженьке, Топни, Ваня, ноженькой!   Чок- чок- чок- чок, Подломился каблучок, Подломился каблучок, Завалился на бочок.   Большие ноги   шли по дороге: Тооооп, тооооп, тооооп! Маленькие ножки   бежали по дорожке: топ- топ- топ- топ- топ- топ!   ТОП- ТОП   кабардино- балкарская песенка Встань, малыш! Ещё разок Сделай маленький шажок. Топ- топ! Ходит мальчик наш с трудом, В первый раз обходит дом. Топ- топ! Мама водит взад- вперёд, Мальчик ходит взад- вперёд. Топ- топ! Вот окошко, вот порог, Путь пока что недалёк. Топ- топ! Будет время и, малыш, Далеко ты побежишь. Топ- топ!   НОЖКИ   осетинская песенка Что за ножки, что за ножки У тебя, у нашей крошки! Ни собачке и ни кошке Не дадим мы твои ножки. Эти ножки, эти ножки, Будут бегать по дорожке!   МОЙ КОНЬ   М. Клокова Гоп, гоп! Конь живой И с хвостом, и с гривой, Он качает головой, Вот какой красивый! Я залез на коня   И держусь руками. Посмотрите на меня: Я поехал к маме!   ТОПОТУШКИ   З. Александрова Топ, топ, топотушки… Удивляются игрушки, На окошко спрыгнул кот: Оля по полу идёт! Ходит не ладошками, А топочет ножками. Маленькими ножками, Красными сапожками. И сама удивлена, Что не падает она.   ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ   В. Лунин Целыми днями, Целыми днями Мы по квартире Летаем орлами. Целыми днями, Целыми днями Плаваем мы   по паркету китами. Целыми днями, Целыми днями По коридору   скачем конями. Между столами, Между шкафами Весело скачем И машем хвостами. Воем волками, Тявкаем псами, Львами рычим   И кричим   Петухами. А вместе с нами, А вместе с нами Целыми днями Весело маме!   Считалочка для подросших малышей Зарядка в лесу Мы шагаем, мы шагаем! Выше ножки поднимаем! Через камушки и кочки, Через ямки и пенечки! Раз- два, три- четыре, Мы в лесу, а не в квартире! Распрямили спинку,   Вышли на тропинку: Ставим ножки аккуратно И идем туда- обратно! Раз- два, три- четыре, Мы в лесу, а не в квартире! В прятки с зайкой поиграем, Под кустом поприседаем. Ручки, солнышко, давай, И как зайка приседай! Сели – спрятались! Ку- ку! Встали – снова наверху! Сели- встали, сели- встали, Вот как в прятки мы играли! Раз- два, три- четыре, Мы в лесу, а не в квартире! Упираем руки в бок И лягушкой скок да скок! Мы подпрыгнем высоко,   Лес увидим далеко. Раз- два, три- четыре, Мы в лесу, а не в квартире! Мы шагаем, мы шагаем! Выше ножки поднимаем! Через камушки и кочки, Через ямки и пенечки! Попрощаемся с друзьями И домой вернемся к маме. Раз- два, три- четыре, Мы опять в своей квартире! © 2004 Irina Gurina ИГРЫ  ( легонько постукиваем кулачками малыша друг о друга) : Вьюшки, вьюшки,   вьюшки вью, Колотушки колочу, Приколачиваю!   Пришла мышка –  ( мамины пальцы «шагают» по тельцу с ног до гоолвы) Дома ли малышка? Звонит в дверку «дзинь, дзинь, дзинь»( звоночек находится за ушком малыша) Пожарнички прибегали  ( руки бегают по тельцу) кнопочки нажимали: «Пиииип! »( носик) Тушки- вьюшки- перевьюшки!  ( крутим кулачки один вокруг другого) Тимбирлим сидит в кадушке( стучим кулачками) А мы его по макушке( поднимаем ручки вверх) БАЦ- БАЦ- БАЦ! ( тихонечко по головке) Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая, за малыми ребятами! Ножками то- топ! Глазками хлоп- хлоп! Кто каши не ест, Молочка не пьет, Того коза забодает, забодает, забодает!   ЛИТОВСКАЯ КОЗА РОГАТАЯ Я козочка МЕ- ке- ке, Я гуляю на лужке, Острые рожки, Тоненькие ножки, На самой макушке – Бархатные ушки, Язык полотняный, Хвостик конпляный… Как прыгну – сразу забодаю! ! ! ! ! ! ! !   Еду, еду, ( подпрыгиваем у мамы на коленках) К бабе, к деду На лошадке В красной шапке, По ровной дорожке, На одной ножке В рваном лапоточке, По рытвинам, по кочкам, Всё прямо и прямо, А потом «БУХ» в яму!   Поехали- поехали За грибами, за орехами! Приехали, приехали С грибами, с орехами!   По гладенькой дорожке, Бежали наши ножки, По кочкам, по ямам, По рытвинам, ухабам. В ямку упали, Опять побежали –   По гладенькой дорожке…  ( подпрыгиваем на маминых коленях) Ваня- ваня, простота, Купил лошадь без хвоста, Сел задом напред И поехал в огород. В огороде пусто, Выросла капуста.   Шведская народная песенка Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. Две собачки у порога   Нам сказали очень строго: Ав- ав- ав! Гав- гав- гав!  ( хлопаем в ладоши) Мучку посеяли, Оладушки затеяли, Поиграли в ладушки, Съели все оладушки.   КОМАРИКИ Сведите вместе свой большой и указательный пальцы – это и будет «комар», который кружит над ребёнком, пока вы приговариваете: ДАрики- дАрики, Злые комарики Вились, кружились, Да в ушко вцепились –   Кусь!   Потом игра повторяется с другими частями тела СОЛНЫШКО   А. Барто( хлопаем в ладоши) Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку, Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку! ! !  ( побуждаем грозить пальчиком) Киска, киска, киска, БРЫСЬ! На дорожку не садись! Наша деточка пойдёт, Через киску упадёт.  ( показываем части тела) Кузя, Кузя, Кузя, кот, Кузя розовый живот! Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые. Придёт киска не спеша И погладит малыша: «мяу- мяу, - скажет киска, -   наша крошка хороша! »  -   Курочка- рябушечка,  ( побуждаем проговаривать вместе с мамой и пищать, как цыплятки) Куда ты пошла? - На речку. - Курочка- рябушечка,   зачем ты пошла? - За водичкой. - Курочка- рябушечка, а зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка- рябушечка, а как цыплятки просят пить? - Пи- пи- пи- пиии!  -   Кисонька- мурысенька, где ты была? - На мельнице. - Кисонька- мурысенька, что там делала? - Муку молола. - Кисонька- мурысенька, что из муки пекла? - Прянички. - Кисонька- мурысенька, с кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна! Не ешь одна! побуждаем грозить пальчиком-   Ваня, Ванечка! Куда ходил? - В лесочек! - Что видел? - Пенёчек! - Под пенёчком что? - Грибок! Хвать, да в кузовок! ( показать жестом) Шел козёл по лесу,   по лесу, по лесу, ( подпрыгиваем у мамы на коленках) Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. - Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, Ножками потопаем, потопаем, потопаем. Мы головкой потрясём и опять гулять пойдём! ( действия по словам потешки) Тушки- татушки, испекли ватрушки  ( водим ручками вверх- вниз, встречаясь ладошками) На окно поставили, ( ручки опускаются на животик) Остывать оставили( машем ручками) А пшеничный пирожок –   На опарышке взмешен( помнём- пощипаем малыша нежно от плеч до пяточек) Так высоооконько- высок! ( ручки взлетают к макушке) ЗАРЯДКА   Миронова Л.   Малыши, малыши- Дружные ребятки. Малыши, малыши Вышли на зарядку. Припев. Вот так, вот так, Вышли на зарядку. Раз- два- три, раз- два- три, Ноги поднимайте. Раз- два- три, раз- два- три, Веселей шагайте. Припев: Вот так, вот так, Ноги поднимайте. Раз- два- три, раз- два- три, Потянитесь дружно. Раз- два- три, раз- два- три, Закаляться нужно. Припев: Вот так, вот так, Закаляться нужно. Раз- два- три, раз- два- три, Сели и привстали. Раз- два- три, раз- два- три, Ноги крепче стали. Припев: Вот так, вот так, Сели и привстали. Малыши, малыши- Дружные ребятки. Малыши, малыши Сделали на зарядку. Припев: Вот так, вот так, Сделали зарядку.

Оставить комментарий: