a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников

Опубликовано: 2014-09-08 08:58:35

Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников

К концу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это во многом происходит благодаря чтению детям произведений художественной литературы, которая обогащает речь ребятишек, делает её насыщенной, яркой, красочной.

Среди ряда произведений художественной литературы именно русская народная сказка выступает как прекрасное средство формирования образности речи. Сказки оказывают сильнейшее воспитательное и обучающее воздействие на ребёнка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развиваются все психические процессы, в особенности мышление и воображение.

Читая сказки, мы взрослые оказываем реальную помощь, потому что именно сказки способны раскрыть перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. Часто, читая сказки, в самом начале происходит повторение выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка – «море синее», «дремучий лес» - и ребёнок, когда слышит в тексте сказки постоянно эти выражения, он делает их достоянием собственной речи.

Ни для кого не секрет, что народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат поставленную, грамотную, интонационно окрашенную речь взрослого: произношение рассказчика должно быть правильным, чётким, ясным, взрослые не должны забывать о необходимых паузах, ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки.

Для лучшего усвоения прочитанной детям сказки необходимо провести беседу о прочитанном, выделив тем самым самые нужные, интересные, познавательные, духовные моменты.

Педагогам в своей работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи можно использовать целый ряд приёмов:

1) Педагог, задавая вопросы, должен думать о их разнообразности по своей направленности. Педагог может выступать как помощник, который всегда напомнит малышу какой-либо эпизод сказки, обратит внимание ребёнка на отдельное слово, фразу, поступок героев произведения.

2) Рассматривание иллюстраций помогает накапливать у дошкольников представления о том, что и для чего рисовал художник, что этими иллюстрациями он хотел сказать.

3) Педагог предлагает создать словесные зарисовки детям, где ребёнок воображает себя художником-иллюстратором, создающим картинки к сказкам.

4) По обращению детей может быть организовано повторное чтение отрывков из полюбившейся сказки, при таком чтении дети полнее воспринимают художественные достоинства произведения, подмечают сравнения, эпитеты, а также другие средства выразительности.

5) Самый увлекательный момент-это драматизация полюбившихся отрывков, которые наиболее интересны в плане обогащения и активизации словаря.

Подводя итог, можно отметить, что сказки приоткрывают детям дверь в удивительный мир волшебства, где они учатся использовать богатый опыт, накопленный предыдущими поколениями в виде фольклора, помогают улучшить качество речи и значительно разнообразить словарный запас детей.

 

Оставить комментарий: