a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект урока по истории "Внутренняя политика Николая 1", 8 класс. Учитель Парти З. И.

Опубликовано: 2017-01-12 13:07:16

Документы для скачивания

Тема урока: Внутренняя политика Николая I Задачи: - Образовательные: познакомить с внутренней политикой Николая I. - Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление, монологическую речь. - Воспитывающие: воспитывать патриотизм, познавательный интерес. Тип урока – комбинированный Методы: информационный, репродуктивный, частично- поисковый Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал. Ход урока. Организация начала урока. Слайд 2 Вступление на престол этого императора не предполагалось. Но волей судьбы он правил Россией 30 лет. Его внутренняя политика не была такой активной, как внешняя, но тем не менее, именно при нем завершился промышленный переворот в России. Тема нашего урока – Внутренняя политика Николая I. 2. Актуализация знаний Индивидуальный опрос по вопросам: Возникновение тайных обществ Восстание декабристов Фронтальный опрос по вопросам: - В чем причины зарождения движения декабристов? - Каковы их главные цели? - Почему восстание декабристов произошло 14 декабря 1825г? - Почему декабристы потерпели поражение? 3. Изучение нового материала. Слайд 3 Будущий император   Николай I, третий сын императора   Павла I   и императрицы Марии Федоровны, родился 6 июля( 25 июня ст. ст. ) 1796 года в Царском Селе( г. Пушкин) . В детстве Николай очень любил военные игрушки, а в 1799 году впервые надел военный мундир лейб- гвардии Конного полка, шефом которого числился с младенчества. Служить, по традициям того времени, Николай начал с полугодовалого возраста, когда получил чин полковника. Его готовили, прежде всего, к военной карьере. Образование Николая было ограничено, главным образом, военными науками. Тем не менее, император с юных лет неплохо рисовал, имел хороший художественный вкус, очень любил музыку, неплохо играл на флейте, был тонким ценителем оперного и балетного искусства. Слайд 4 Женившись 1 июля 1817 года на дочери прусского короля Фридриха- Вильгельма III немецкой принцессе Фридерике- Луизе- Шарлотте- Вильгельмине, принявшей православие и ставшей великой княгиней Александрой Федоровной, Николай жил счастливой семейной жизнью. У императора было семеро детей: император   Александр II; великая княгиня Мария Николаевна, в замужестве герцогиня Лейхтенбергская; великая княгиня Ольга Николаевна, в замужестве королева Вюртембергская; великая княгиня Александра Николаевна, супруга принца Фридриха Гессен Кассельского; великий князь Константин Николаевич; великий князь Николай Николаевич; великий князь Михаил Николаевич. Кумиром Николая I был   Петр I. Крайне неприхотливый в быту, Николай, уже будучи императором, спал на жесткой походной кровати, укрываясь обычной шинелью, соблюдал умеренность в еде, предпочитая самую простую пищу, и почти не употреблял спиртного. Слайд 5 Внутренняя политика Николая I Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся" собственной канцелярии" царя. Она возникла еще при Павле I в 1797 г. При Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже в первой год своего царствования существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего органа управления государством. Прежняя канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. 31 января 1826 г. было создано II отделение" для совершения уложения отечественных законов" , получившее название" кодификационного" . 3 июля 1826 г. создано III отделение( высшая полиция) . В 1828 г. к ним прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими" благотворительными" учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны( матери царя) , а в 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение. Наконец, в 1843 г. появилось VI, временное, отделение для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Наибольшее значение имели II и III отделения императорской личной канцелярии. Слайд 6 Еще в начале царствования Александра I действовала Комиссия для составления законов под руководством графа П. В. Завадовского. Однако ее 25- летняя деятельность оказалась бесплодной. Вместо нее было учреждено II отделение во главе с профессором права Петербургского университета М. А. Балугьянским. Практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в" помощники" . Сперанский подал императору четыре записки со своими предложениями о составлении Свода законовНиколай I, согласившись на проведение двух этапов кодификации, отверг третий- как вв едение нежелательных" новшеств" . Кодификация законов при Николае I играла огромную роль в упорядочении российского законодательства и в обеспечении более твердой и четкой юридико- правовой основы российского абсолютизма. Однако она не меняла ни политической, ни социальной структуры самодержавно- крепостнической России( да и не ставила этой цели) , ни самой системы управления. Сл айд 7 Печально знаменитую известность получила деятельность III отделения императорской канцелярии. При нем был учрежден корпус жандармов, состоявший сначала из 4, а позже из 6 тыс. человек. Во главе III отделения поставлен фаворит Николая I генерал А. Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а позже на 8 жандармских округов во главе с жандармскими генералами. В губерниях жандармами командовали штаб- офицеры. Герцен назвал III отделение" вооруженной инквизицией, полицейским масонством" , поставленным" вне закона и над законом" . Прерогативы его были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически" неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о" расколе" , наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей" ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений по своему ведомству, перлюстрацией частных писем. III отделение имело свою сеть тайных агентов. В 40- х годах оно создает тайную агентуру за рубежом для слежки за политической русской эмиграцией. Слайд 8 Крестьянский вопрос был одним из острейших в правительственной политике второй четверти XIX в. Само крестьянство напоминало об этом возраставшими с каждым десятилетием бунтами. " Крепостное право- пороховой погреб под государством" , - писал в одном из своих годовых отчетов шеф жандармов А. Х. Бенкендорф и предлагал приступить к постепенной ликвидации крепостной зависимости крестьян: " Начать когда- нибудь и с чего- нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа" . Сам Николай I признавал, что" крепостное право- зло" , и заявлял, что он" намерен вести процесс против рабства" . Однако отменить крепостное право в данный момент он считал еще" большим злом" . Опасность этой меры он видел в том, что уничтожение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опиравшееся на нее. Характерно заявление Николая I о помещиках как о своих" ста тысячах полицмейстерах" , охраняющих" порядок" в деревне. Самодержавие боялось, что освобождение крестьян не пройдет мирно и будет сопровождаться народными волнениями. Слайд 9 В сфере экономической политики правительство оказалось более последовательным и шло значительно дальше, нежели в вопросах политики социальной. Сами процессы экономического развития страны заставляли покровительствовать промышленности, сельскохозяйственному предпринимательству, торговле, т. е. в конечном счете способствовать развитию буржуазных отношений. Более того, самодержавие не без успеха использовало новые явления в экономике в своих интересах. Военные затраты и расходы на растущий бюрократический аппарат требовали новых источников денежных поступлений. Отсюда проведение поощрительных мер для предпринимателей: принятие покровительственных тарифов, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок. При Николае I в России завершался промышленный переворот. О строительстве железных дорог вы узнаете, просмотрев отрывок из документального фильма «Романовы» Просмотр видеофильм а- слайд 10, слайд 11 lefttop При Николае I большое внимание уделялось профессиональному образованию. В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лесной, Межевой институты и др. В Москве действовали ремесленное училище и земледельческая школа. К началу правления Николая 1 в России было 49 гимназий, а к концу – 77. Главное место в правительственной идеологии занимала «Теория официальной народности». Немалую роль в ее разработке сыграл граф С. С. Уваров. Он сумел доказать Николаю I, что науки при опоре на исконные русские начала – просвещение, самодержавие и народность – станут надежной опорой власти. Правительством были приняты меры для прекращения связей русских людей с Западной Европой. Иностранцам фактически запретили въезд в Россию, а русским- за границу( за исключением особых случаев с разрешения центральных властей) . Начальству предоставлялось право увольнять подчиненных, признанных" неблагонадежными" , без объяснения причин увольнения; при этом не принимались во внимание жалобы увольняемых на произвол вышестоящих чиновников. Суровым ограничениям подверглось высшее образование. Был сокращен контингент студентов( не более 300 человек для каждого университета) , усилен надзор за студентами и профессорами; некоторых из них уволили и заменили более" благонадежными" ; отменено преподавание государственного права и ненавистной для Николая I философии. Итоги внутренней политики Николая  I.   Бросается в глаза совершенно формальное отношение правительства и всего чиновничества к государственным делам. Ничего удивительного в этом нет. Министры, бюрократия рассматривались лишь как исполнители верховной воли. Зачастую Николая  I  упрекают за нерасположенность к переменам. Беда же заключалась в обратном, император брался за многие нововведения, не вникая в их суть, и старался лично, но лишь формально руководить каждым из них. В этом стремлении самодержца, даже при его прекрасной памяти и огромной работоспособности, таилась слабость государственного управления во второй четверти  XIX  в. Недостаточная компетентность Николая  I  имела в данном случае отнюдь не решающее значение. Опасно было то, что чиновники, получая задания и оценку своей деятельности от монарха, оказывались в положении слепых и нерассуждающих исполнителей. Подобная работа не требует ни особого профессионализма, ни заинтересованности в ней. Более того, оценка сделанного чиновником мало зависела от конечного результата его деятельности. Николай  I, естественно, не мог проследить за ежедневной работой государственного аппарата, поэтому он был вынужден удовлетворяться докладами министров, отчетами ведомств и т. п. Все это приводило к припискам, грубому обману, фанфарности отчетов. Россией начинал править не только Зимний дворец, но и бюрократия, точнее, ее среднее звено, поскольку об истинном положении дел в стране знали не министры, а столоначальники. Безнаказанность и круговая порука еще больше развращали государственный аппарат. Закрепление. Фронтальный опрос: - В чем состояли причины преобразований, осуществленных при Николае I? - Каково было отношение Николая I к крестьянскому вопросу? Какие меры были приняты для его решения? - Почему, несмотря на неограниченную власть императора, Николай I не мог решить крестьянский вопрос, хотя понимал пагубность сохранения крепостного права? Какие реформы были осуществлены при Николае I в сфере финансов? - Как развивалось образование при Николае I? - В чем суть теории «официальной народности»? Работа с документом «Из апологии Л. В. Дубельта, управляющего III Отделением в 1839- 1856 гг, в защиту отечественных устоев» Вопросы к документу: - На основании документа охарактеризуйте аргументы в пользу теории «официальной народности», которые высказывали ее сторонники. - Как вы думаете, для чего автор документа написал его? 4 Домашнее задание: параграф 55, используя дополнительную литературу, написать биографический очерк об одном из государственных деятелей времен Николая I.

Оставить комментарий: