a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на тему: «Развитие общей и мелкой моторики»,Психолог Бакирова Т. И.

Опубликовано: 2017-01-12 15:08:01

Документы для скачивания

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Зуйская средняя школа №1» Тема: «Развитие общей и мелкой моторики» Подготовила п едагог- психолог Бакирова Т. И. 2015 год Исследования показали, что уже с первых лет жизни движения ребенка играют значительную роль в функционировании речи. Доказано, что формирование речи во взаимодействии с двигательным анализатором идет особенно успешно. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя( большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов( например, захват игрушки) до очень сложных движений( например, писать и рисовать) . Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика не является безусловным рефлексом и требует специального развития. И. М. Сеченовым( 1896) , а также современными учеными( Н. А. Бернштейн, И. С. Лопухина) и др. было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга: у подростков улучшаются внимание, память, мышление, слух и зрение. Это основное условие успешного обучения. Иначе говоря, чем лучше развиты пальцы, тем легче будет научить человека говорить, оперировать определенными понятиями.   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико- пространственное восприятие( координация) , воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развивая мелкую моторику рук, нужно помнить о распределении нагрузки. Развивая правую руку, стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, стимулируем развитие правого полушария. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.   По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случа е нельзя ребёнка заставлять. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности- руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это н аверняка проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме- это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики   Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.   Шнуровка. Для этого упражнения я использую подручные средства, которые стимулируют детей к работе. Это обыкновенная пластиковая тарелка с отверстиями и разноцветные шнурки. Процесс работы. Вот, что получилось!   2. Рисование. Зеркальное отображение. «Найди новый домик для буквы» Штриховка. 3. Собирание слов из отдельных букв. 4. Собирание объекта из отд ельных деталей. 5. Головоломки. Развитие мелкой моторики ступней. «Классики» Изготовлены из подручных материалов, наполнитель – разные виды круп. Можно прыгать двумя ногами, одной, поочередно, ходить на носочках, пяточках, и т. д. 2. Массажный коврик.

Оставить комментарий: