Конспект урока музыки в 3 классе " Портрет в музыке"
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ВЕРХОРЕЧЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАЗРАБОТКА УРОКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « ПОРТРЕТ В МУЗЫКЕ» УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ Мухина Людмила Алексеевн Музыка. 3 класс Тема урока: Портрет в музыке Художественное название урока: " Человек в зеркале искусства » Цель урока: знакомство с жанром живописи « портрет», с выразительными и изобразительными средствами музыки на примере произведений С. С. Прокофьева. З адачи: образовательные: познакомить с музыкальным и литературным содержанием произведений: «Болтунья» С. Прокофьев, слова А. Барто; балет « Золушка» по одноименной сказке Ш. Перро; продолжить работу над русской народной песней « Ах вы, с ени »; изучить новые понятия: выразительность и изобразительность в музыке; ин тонация, скороговорка, контраст, понятие « портрет»; - изучать интонационно- образную природу музыкальных образов, взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке; развивающие: - развивать духовно – нравственные потребности каждого ребенка путем его приобщения к духовным ценностям пос редством музыкального искусства; формировать певческие навыки, исполнительскую и слушательскую культуру; воспитательные: прививать любовь к народным истокам, воспитывать интерес к различным видам искусства. Планируемые универсальные учебные действия: Предметные: наличие интереса к предмету « Музыка », умение тактировать простые песенки, владение музыкальными средствами изобразительности; работа над вокальн о- хоровой работой; Метапредметные: умение строить речевые высказывания музыке, осуществлять поиск необходимой и нформации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; Личностные: положительное отношение и интере с к урокам музыки, связывать пол ученные знания на уроках музыки; учиться делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях, сравнивать, делать выводы; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации и ее обобщение и оценка; Регулятивные: понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Музыкальное содержание: С. С. Прокофьев « Болтунья», фрагменты балета « Золушка», русская народная песня «Ах вы, с ени ». Произведения ИЗО: портреты художника В. Серова, картины на сказочные сюжеты В. М. Васнецова, портрет С. Прокофьева художника П. Кончаловского. Ресурсы: портрет композитора, раздаточный материал, видеофильм ы – « Болтунья» и фрагменты из балета « Золушка» Тип урока: комби нированный Учебник Музыка 3 класс авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, Москва «Просвещение» 2014г. Ход урока « В каждой интонации спрятан челове к» І. Организационный момент. Музыкальное п риветствие ІІ. Актуализация темы Уч итель. Посмотрите на репродукции, кого они изображают. ( изображают детей) . Как называется вид живописи, который изображает человека? ( портрет) . Эти портреты создал русский художник к 19 – н. 20 века Валентин Серов. Задание. Мы – композиторы, муз ыку какого настроения выберем к этим портретам( словарь эстетических эмоций) Учитель. И так, мы создали какой портрет? ( музыкальный) . Давайте сформулируем тему нашего урока. ( Портрет в музыке) Учитель. Человек издавна являлся главной темой искусства. Почему? Вспомните уроки предмета « Окружающий мир ». Человек – это тот, кто…( мыслит, воображает, помнит) . А без воображения нет чего? ( творчества) . Слушая любое произведение я про сила вас определить какое настро ение передает музыка, какие чувства. А как вы думаете, музыка может только выражать чувства или она может еще и изображать? ( ответы) Художник, чтобы нарисовать кар тину может пользоваться чем? ( красками) : масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными- это средства музыкальной выразительности. И целью нашего урока будет: узнать, какими музыкальными красками( средства музыкальной выразительности) пользуется композитор в изображении человека. На доске вы видите клеточки фамилии композитора, который создал много портретов в музыке. Почтальон принес несколько писем, в которых зашифрованы буквы ф амилии композитора. Откройте, решите задание, определите букву и впишите свою букву в определенную клеточку. ( Вопросы – Приложение) Открывается фамилия ПРОКОФЬЕВ. ( учитель демонстрирует портрет С. Прокофьева, который нарисовал П. Кончаловский) . С музыкой этого композитора мы уже знакомились в предыдущих классах. Дети отвечают( симфоническая сказка « Петя и Волк», кантата « Александр Невский», пьеса « Сказочка») Учитель. Послушайте отрывок музыкального произведения? С кем мы познакомились. ? Учитель показывает фрагмент песни « Болтунья». Дети. Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала. Здесь композитор использовал выразительность или изобразительность? ( изобразительност ь- девочка очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться, посещала все кружки в школ е и только Вовка называл ее болтуньей) Учитель. К омпозитор для этого произведения выбрал стихи детского поэта Агнии Барто. Какой прием она выбрала для характеристики Лиды? ( скороговорку) . Прокофьев сохраняет этот литературный прием? ( да) Просмотр видеофильма « Болтунья» Дети. К омпозитор показал нам Болтунью( музыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда) . Настроение- м узыка звучал а легко, весело, шутливо. Учитель. Все мы – разные. Одни – молчуны. Другие- любят поговорить, иногда на них говорят: «Болтуны». Есть ли у вас такие ребята в классе? ( ответы произвольные) . ІІІ. Вокальная работа. Читаем эпиграф урока. Что такое интонация? ( небольшой музыкальный оборот, по которому мы можем определить образ) Откроем учебник на стр. 26. и найдем ответ на вопрос. Только ли человека может показать интонация? ( зверей и птиц) . Учитель играет фрагменты русских народных песенок «У кота», « Скок, скок, поскок». Эти песенки создал …( русский народ) . Каким он был внимательным и любознательным, чтобы в таких маленьких песенках нарисовать образ кота, и птицы. Пение народных песенок( учащиеся руководят классом- дирижирование) Эти песенки народные. И песню « Ах, сени»- сочинил какой народ( русский) . Пение по партиям. В старину песни сопровождали народными инструментами. Какими? ( балалайкой, рубелем, ложками, звоночками) . Пение песни в сопровождении ложек. І V. Слушание музыки Уч итель. Жил и- были – этим зачином начинаются… сказки. Какие сказки вы знаете? ( ответы детей) . Сказочником в живописи был русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Перед вами картины на сказочные сюжеты. К каким сказкам они относятся. Каких героев по характеру нарисовал художник( добрые и злые, отважные и мягкие, жестокие и нежные) . А чему сказки нас учат? ( быть добрыми, уважать старших) . В детстве Сергей Прокофьев тоже любил слушать сказки. Эту любовь он сохранил на в сю жизнь, создавая сказочные музыкальные произведения. Уч итель. Когда Сергей Сергеевич работал над новым балетом по сказке «Золушка» французского сказочника Ш. П ерро, с тояла замечательная погода. В ближнем болотце лягушки каждый вечер распевали романсы. Птицы не уступали лягушкам в изобретательности… В комнату вбежала жена сторожа и взволнованно спросила: - Это правда, что на нас немец напал? На отрывном календаре было 22 июня 1941 года. Началась война. Над дачным посёлком с воем проносились немецкие самолёты. Они направлялись бомбить столицу. А композитор задумал написать оперу по роману Л. Толстого «Война и мир». Победили Наполеона, значит, одолеем и Гитлера. И работу над «Золушкой» композитор продолжал. Как вы, ребята, думаете, почему? Дети. Потому, что сказка – о борьбе добра и зла. Уч. Музыкальные портреты каких героев сказки показал композитор? ( Золушка, мачеха с дочерьми) . Какие они по характеру? ( Золушка – обиженная и счастливая. А Мачеха и её дочери – злые, жестокие, кривляки, злюки…) . Они разные. В музыке такое противопоставление называется КОНТРАСТ. Сейчас послушаем темы: тему Золушки и музыкальную характеристику Мачехи и её дочерей, а вы попытайтесь угадать, какому образу относится музыка. Слушание фрагментов из балета « Золушка»( Галоп и Вальс) Д е т и отвечают, аргументируя свои ответы. Музыку Золушки хочется напевать, летать, а музыка Мачехи и дочерей – танцевальная, неуклюжая. П росмотр фрагментов балета. Учитель. Попросим девочек изобра зить движениями образ Золушки. V. Рефлексия. О чем мы с вами узна ли на уроке? ( о портрете в музыке С. С. Прокофьева) . Каких героев показала нам музыка С. С. Прокофьева( девочку Лиду, Золушку и злую мачеху с дочерьми) . На столах у ва с лежат солнышк и, поднимем вверх и подвигаемся в такт вальса Золушки. Уч итель. Ч то вы думаете о СОЛНЦЕ? – спрашивал знакомых юный Серёжа Прокофьев и заносил их ответы в специальный альбом. Ему очень нравились строчки любимого поэта Бальмонта, который призывал: «Будем как СОЛНЦЕ! » А что связывает композитора с Солнцем? ( ответы детей) И Музыку Прокофьева можно назвать солнечной. Она нас у чит добру, любви, учит нас воображать, творить. Сергей Прокофьев очень любил Россию – свою Родину, когда он возвратился из- за границы, то написал много прекрасных произведений. Споем песню «Я люблю тебя Россия» с чувством любви, гордости V І. Оценивание. Домашнее задани е. Прочитать сказку Ш. Перро «Золушка», стихотворение А. Барто « Болтунья» и нарисуйте свои варианты портретов героев музыки С. С. Прокофьева. Приложение 1. Первые духовые оркестры были созданы по приказу царя…( Петра 1) Первую букву вставляем в 1 клетку. 2. Какое слово общее для этих слов: природа, родина, народ? ( РОД) Первую букву вставляем во 2 клетку. 3. Ударный инструмен т- символ России. ( КОЛОКОЛ) Гласную букву, которая повторяется 3 раза, запиши в 3 и 5 клетки. 4. Хвалебная песня времен Петра 1 – это …( КАНТ) Первую букву вставляем в 4 клетку. 5. Назови инструмент, который происходит от двух динамик Тихо- п иано и громко – форте. ( фортепиано) . Первую букву вставляем в 6 клетку. 6. Небольшое музыкальное произведение для фортепиано называется …( пьеса) Вторую б укву слова вставляем в 7 клетку. 7. Что является душой музыки? ( МЕЛОДИЯ) Вторую букву слова вставляем в 8 клетку. 8. какое старинное русское слово обозначает « да здравству е т»( ВИВАТ) Первую букву вставляем в последнюю клетку