проект "Октябрь-грязник"
Документы для скачивания
Познавательн о- творческий проект « Октябрь- грязник » Участники проекта: Воспитатели групп, родители, дети –3- 7 лет Сроки реализации проекта – 05. 10- 09. 10. 2015г. Тип проекта: по числу детей – групповой, разновозрастной; по доминирующему методу – познавательный, игровой, творческий; по предметным областям – межпредметный( литература, музыка, физическая культура) ; Интеграция с другими образовательными областями: Познавательная, речевая, социальн о- коммуникативная, речевая, художественно- эстетическая, физическая культура. Актуальность. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно- нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности. Цель: приобщить детей к культуре русского народа; знакомить с народными традициями, поговорками, приметами; воспитывать интерес к народному искусству. Задачи: Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Обогащать духовный мир детей. Обобщить и закрепить знан ия детей о народных праздниках. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре- действии, приобщить всех участников к традиции провед ения капустных посиделок. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. Ожидаемые результаты проекта: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Капустные посиделки, через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории. Планирование работы над проектом: проведение в группах обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов; работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей. выбор формы реализации проекта. помощь в подборе музыкального сопровождения. разучивание песенок, пословиц, поговорок, загадок. органи зация места капустных посиделок. . Участие родителей: - выставка поделки из разного материала( подготовительная группа) - подготовка к посиделкам. - участие в капустных посиделках. - изготовление материала для «Бабушкиного сундучка». Предполагаемый результат проекта проявляют интерес к изучению русской народной культуры; Имеют представления о традициях русского народа; Осознают принадлежность к своему народу; Используют в активной речи устный народный фольклор; Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила; Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. План проведения проекта Модули( направления) Образовательные области Этапы( содержание проекта) Познание познание- Беседа «У хозяюшки в гостях»- Рассказ о народных предметах и об обычаях, связанных с месяцем октябрем. . - Рассказ воспитателя о народном празднике Покрова. - Рассматривание предметов труда и рукоделия- познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа- Рассматривание иллюстраций на тему: «Деревенская изба», «Предметы быта» Социально- коммуникативное социализация Сюжетно- ролевая игра «Веселая ярмарка»- Д/ и «Что сначала, что потом» Дидактические игры: «На что похоже», «Цветы на платке», «Пуговичная карусель», «Собери картинку». Игры: « Волшебный клубок», Сюжетно- ролевая игра. «Русская хозяюшка» Речевое Коммуникация Чтение художественной литературы - Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит»- - Рассказывание сказки « Крылатый, мохнатый да масленый»- формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их хара ктере, особенностей- Словесная игра «Устное народное творчество» Цель: пополнить багаж знаний детей о народном творчестве. - Словесная игра. «Кто больше назовёт предметов русского быта» Игра «Солим капусту» Художественн о- эстетическое развитие Художественное творчество музыка Музыка: Слушание русских народных песен « Во кузнице», «Лен зеленой» Рисование половика красками – разноцветные полоски. Ру чной труд. «Русская матрёшка» Песня- хоровод «А я по лугу» Физическое развитие Здоровье Физическая культура Подвижная игра «Карусели». Подвижная игра «ДЯДЯ ТРИФОН» Физминутка «Солнышко» Подвижная игра «Заинька» Игра «Ручеек» Подвижная игра «Медведь и пчелка» Итоговое мероприятие: « Капустные посиделки» родителям приготовить блюдо из овощей( картошка, капуста, свекла) .
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Познание» в форме занятия. Дата проведения: 05. 10. 2015г. Возраст детей: 3года и 5лет, вторая младшая и старшая группы. Воспитатель: Потапова К. М. Тема занятия « В октябре, в октябре – пахнет капустой на дворе » Характеристика темы: тема занятия связана с лексической темой « Октябрь грязник », соответствует году обучения, индивидуальным особенностям детей. Значимость расширяет кругозор детей, дает представление о том, что надо знать детям о обрядовых праздниках октября и их традициях. Тема доступна для восприятия детей. . Тип занятия: учебное занятие комплексного применения знаний, умений, навыков. Цели занятия: Дать детям представление о характерных для октября явлениях природы. Знакомство детей с календарно- обрядовыми праздниками: «Сергеев день»; «Покрова»; с предметами обихода: деревянное корытце, тяпка; использование соответствующих предметов обихода для этого периода осени; изучение песенок, пословиц, загадок, поговорок. Задачи: Образовательные: Познакомить с устным народным творчеством, закличками, загадками, пословицами; приобщение к русской народной культуре. Развивающие: Развивать чувство любознательности, память, зрительное и слуховое восприятие. Формировать нравственно- эстетический вкус. Воспитательные: Воспитывать любовь к русскому фольклору, русским народным играм. Предварительная работа: познакомить с месторасположением в русской изб е- мебели, печи, утвари; с русским народным костюмом, росписью, вышивкой. Приоритетные образовательные области: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социализация. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская. Оборудование: горница «Русской избы», обставленная мебелью, утварью. Активизация словаря: корытце, тяпка, плетень, лапти, сундук, законопатить, « весел ушка- осень ». Структура занятия: Этап занятия Время этапа Деятельность педагога Деятельность обучающихся Организация занятия 3- 4 мин Дети в русских костюмах стучатся в горницу, их встречает хозяйк а- воспитатель( одетая в русский народный костюм) , здоровается и приглашает в горницу: «Гостям мы всегда рады! ». - «Вижу с добром вы пришли, а вот с умом ли? » Отгадайте- ка мою загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья? » Ответ детей: «Осень. »- Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льется, Это время года осенью зовется. - А какой сейчас осенний месяц? Как он называется? Дети включаются в занятие. Мотивация, целеполагание 5- 7мин Дети поют закличку: « Веселушка- осень, Гости недель восемь, Со громами сильными, Со дождями- ливнями Лейка, дождик с неба- Больше будет хлеба! » Проходите, гости дорогие, в Красный угол садитесь. А скажите мне, гости дорогие, почему говорят: «Что в октябре ни на колёсах, ни на санях? » Ответ: ( Грязь) . А ещё какие вы знаете пословицы про Октябрь, Осень и Погоду? Ответы детей: «Плачет Октябрь холодными слезами. » ( Холодный дождь) . «Быстро тает октябрьский день, не привяжешь за плетень». ( День короче, ночь длинней) . Сюрпризный момент: Вдруг раздаётся стук и шорох за печью и появляется Куз я- домовёнок с волшебным сундучком. Хозяйка говорит, ч то это запечник Кузя. Он поёт песенку: «Домовой за печкой жил, С ребятишками дружил, Он хозяйке помогал- Всех гостей он развлекал, Он за печкою сидит, Иногда слегка ворчит, А вообще, он удалой, Самый лучший в мире домовой! » Дети слушают, принимают цель и мотив. Слушают стихотворение. . Организационн о- поисковый 5мин- «Кузя, а что это у тебя в руках такое красивое? » Кузя говорит: «Вот сундучок не простой, расписной с секретом. В нём нет ни злата, ни серебра, ни ленточек. А что в нём лежит, вы узнаете, когда отгадаете мои загадки: 1. «Сидит Ермошка на одной ножке, н е шиты, не кроены, а весь в рубцах. »( Капуста. ) 2. «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице». ( Морковь) . Кузя достаёт из сундучка капусту, морковь. Молодец Кузя, что принёс нам эти овощи, они нам ещё пригодятся. Кузя, а я только хотела спросить у детей: «Почему так говорят, что в октябре пахнет капустой на дворе? Какие работы выполняют люди в огороде в эти дни? Дети: «В это время люди рубят капусту в огороде, квасят на зиму, заготавливают в сыром виде, хранят в подвалах. »- «Дети на Руси в это время празднуют «Сергиевы дни»( 8 октября) . Раньше квасили капусту на зиму так: вымытую капусту рубили специальной тяпкой в деревянном корыте, пересыпая рубленной морковью и солью. Складывали в деревянные кадки под гнёта в середину вставляли деревянную палочку для того, чтобы проверить, не вытек ли сок. А как квасят капусту ваши мамы дома? ( ответы детей) . 14 октября празднуют на Руси праздник «Покров». К этому времени на Руси вся земля покрывается белым снегом. «Покро в- натопи избу без дров. » Что это значит, ребята? » Ответы детей: ( нужно утеплить избу, законопатить стены, крышу, окна, так как дома были деревянными и за лето они рассыхались, появлялись щели, через которые выдувалось тепло. ) - На Покров до обеда осень, а после обеда- зимушка- зима. Далее проводится игра «Собери невесту». ( На скамейке разложены по 2 пары бус, клипс, 2 фаты. выбираются 2 девочки подружки, которые на скорость собирают невест. ) Дети отгадывают загадки. Участвуют в игре. Физкульминутка 3мин Игра «Мы капусту рубим» Дети выпол- няют игру Закрепление знаний и способов действий, применение их в знакомой и изменённой ситуациях 10- 15 мин- Хорошо мы с вами поработали, а теперь можно и поиграть. Проводится игра «Огородник». Дети играют в игру Подведение итогов 3мин- Занятие наше подошло к концу С кажите, с какой новой кухонной утварью вы познакомились? Спасибо всем, молодцы! Дети рассказывают о своих впечатлениях.