27.10.2016.Мастер-класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста».Воспититель:Ефременко Л.С.
«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста».
Введение:
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Цель: - развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
- Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
- Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
- Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Методы:
- разучивание потешек,
- использование атрибутов к пальчиковым играм,
- изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование,
- применение пальчиковых игр в познавательной, художественно – речевой, музыкально – театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.
Приёмы:
- постукивания подушечками пальцев,
- растирание,
- поглаживание основания пальцев,
- круговые движения по ладоням,
- лёгкий массаж предплечья.
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
- Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
- Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
- Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
- Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
- Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
- Используйте максимально выразительную мимику.
- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
- Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте их новыми.
- Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что – то неправильно, поощряйте успехи.
Работа с родителями:
- Мастер класс:
Тема: «Волшебные пальчики», «Пальчиковый театр своими руками», «Играем пальчиками – развиваем речь».
Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
- Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребенка.
- Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
- Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.
- Консультации: (индивидуальные и групповые)
Темы: «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги».
- Видео – презентации.
- Фото – выставки.
- Картотека пальчиковых игр (выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей – активизировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми).
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.