Психология дошкольников
Психология дошкольников
Никогда не стоит забывать о том, что психология детей, их восприятие окружающих значительно отличается от взрослого восприятия. Понять, почему ребёнок поступает так, а не иначе, помочь ему, в случае необходимости, скорректировать своё поведение в лучшую сторону, достучаться до его сознания и получать желаемые результаты от воспитания помогут материалы, собранные в данном тематическом разделе. Все публикации систематизированы по актуальным темам. Таким, как психологическая подготовка и адаптация к школе, гиперактивность, типичные детские психологические кризисы и конфликты, страхи и агрессии. Большое внимание уделено различным методам психогимнастики и снятия нервного напряжения: изотерапии, сказкотерапии, релаксации, песочной терапии, вопросам грамотного поощрения и (куда же без него!) наказания.
Полезные рекомендации от психологов.
Рекомендации психолога по преодолению упрямства у детей.
Рекомендации психолога по преодолению упрямства и капризности у детей:
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению «приступ», но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбудят.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда «приступ» ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь идет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, и когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
• достигнуто не своим трудом.
• не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
• из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
• за поступок, за свершившееся действие.
• очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
• уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
• ребёнок болен, испытывает недомогание или только оправился после болезни, т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
• когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
• во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
• после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете его за это, считая, что он виноват).
• когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.
• когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
• когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
• наказание не должно вредить здоровью.
• если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще требует наказания, т. е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
• за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
• лучше не наказать, чем наказать с опозданием.
• надо наказывать и вскоре прощать.
• если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
• ребёнок не должен бояться наказания.
Таблица правильных и неправильных поступков
Правильно Неправильно
Любить ребенка, таким какой он есть Любить ребенка за его достижения
Поощрять самостоятельность ребенка Делать за ребенка то, с чем он способен справиться сам
Дарить подарки искренне «Откупаться» от ребенка игрушками
Игнорировать истерики ребенка Превращать истерики ребенка в спектакль
Придерживаться единой тактики воспитания в семье Предъявлять к ребенку противоречивые требования
Учить ребенка соотносить свои желания с желаниями и возможностями других Стараться удовлетворять все запросы ребенка
Отказывать ребенку в приобретении новой игрушки, объясняя причину Мотивировать свои отказы «надуманными» причинами или вовсе не говорить ребенку о своих мотивах
Уважать потребность ребенка в собственном волеизъявлении Подавлять его волю для того, чтобы подчеркнуть главенствующую роль