a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Бавыкина Ю.В. Психологическая готовность ребенка к школе

Опубликовано: 2017-01-15 13:43:01

Уважаемые родители! Давайте попробуем разобраться, что должен уметь ваш ребенок, чтобы он был готов к школе. Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень  их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимый продуктов, без которых нельзя приготовить определенное блюдо.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности». Это, прежде всего,  мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

А теперь давайте попробуем разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, а уже тогда вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка. Начнем по порядку.

1.Мотивационная готовность, то есть желание учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это совсем не так, прежде всего желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, детей привлекает все новое, а в школе все – и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми.

Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо почетнее, чем дошкольника. Ваш ребенок стремится в школу, потому что он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать,  готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой. Если он знает и принимает тот факт,  что уроки нужно делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», о которой мы с вами только что говорили и которая является основой готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он будет стараться выйти любой ценой из этой непонятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к одноклассникам и учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его не готовили к занятиям дома.

2.Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок при подготовке детей к школе и разочарований при поступлении ребенка в школу

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя,  конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это соответствие уровня развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления и восприятия) возрастной норме.

  1. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Здесь речь идет не столько об умении детей слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
  2. Двигательное развитие. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. У него должна быть сформирована зрительно-двигательная координация (согласованность действий глаза и руки). Поскольку ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает.

Вот все составляющие психологической готовности ребенка к школе. Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает «Ваш ребенок не готов к школе»? Родитель видит в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребенок плохой» или «Ваш ребенок недоразвитый». А ведь на самом деле все просто: С ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ НАДО ПОВРЕМЕНИТЬ, ваш ребенок, всего навсего, еще не доиграл.

Оставить комментарий: