Бавыкина Ю.В. Психологическая готовность ребенка к школе
Уважаемые родители! Давайте попробуем разобраться, что должен уметь ваш ребенок, чтобы он был готов к школе. Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимый продуктов, без которых нельзя приготовить определенное блюдо.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности». Это, прежде всего, мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
А теперь давайте попробуем разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, а уже тогда вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка. Начнем по порядку.
1.Мотивационная готовность, то есть желание учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это совсем не так, прежде всего желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, детей привлекает все новое, а в школе все – и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми.
Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо почетнее, чем дошкольника. Ваш ребенок стремится в школу, потому что он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой. Если он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», о которой мы с вами только что говорили и которая является основой готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он будет стараться выйти любой ценой из этой непонятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к одноклассникам и учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его не готовили к занятиям дома.
2.Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок при подготовке детей к школе и разочарований при поступлении ребенка в школу
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это соответствие уровня развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления и восприятия) возрастной норме.
- Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Здесь речь идет не столько об умении детей слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
- Двигательное развитие. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. У него должна быть сформирована зрительно-двигательная координация (согласованность действий глаза и руки). Поскольку ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает.
Вот все составляющие психологической готовности ребенка к школе. Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает «Ваш ребенок не готов к школе»? Родитель видит в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребенок плохой» или «Ваш ребенок недоразвитый». А ведь на самом деле все просто: С ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ НАДО ПОВРЕМЕНИТЬ, ваш ребенок, всего навсего, еще не доиграл.