"Использование ИКТ в коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога)»
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30 «Алёнушка» города Белебея муниципального района Белебеевский район РБ Сообщение на РМО Тема: «Использование ИКТ в коррекционно- педагогической деятельности учителя- дефектолога( тифлопедагога) » Подготовила: Учитель- дефектолог, тифлопедагог Михальчук О. П. МАДОУ №30 «Аленушка» «Использование ИКТ в коррекционно- педагогической деятельности учителя- дефектолога( тифлопедагога) » В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей- информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно- образовательного процесса. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно- образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе. Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательну ю активность, развивает ребёнка всесторонне. Современные информационные технологии стали активно использо ваться и в тифлопедагогической практике. Педагогическая система коррекционных учреждений 3, 4 видов направлена на обучение, воспи тание и развитие детей с нарушениями зрения, коррекцию их недос татков, социальную адаптацию. Использование информационных тех нологий в коррекционной работе позволяет оптимизировать компенса торные организмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных у детей функций. Коррекция и восстановление зрения – вот главная задача коррекцион ных учреждений для детей с нарушением зрения. Этот процесс становится более успешным, когда в дело вступают инновационные технологии. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обра ботки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в деле коррекции зрительных функций таких, как повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, цветовосприятие, развитие бинокулярного зрения, слияния, совмеще ния. В коррекционной работе тифлопедагога с использованием ИКТ выде ляются следующие направления: - лечение зрительных нарушений, - развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, - развитие психических и речевых функций детей. Коррекционные занятия с использованием ИКТ обеспечивают: развитие мышления, памяти. в нимания учащихся; развитие зрительного восприятия; выработку умений по использованию специализированного про граммного обеспечения и работе с информационными ресур сами; совершенствование методов обучения и организации учебно- вос питательного и коррекционно- развивающего процессов. В работе с детьми с нарушением зрения разработаны и апробированы такие компьютерные программы, как программа « Relax- 2», « eye », « Плеоптика », «Луч», «А кадемик», включающий в себя про граммы «Цветок», «Чибис», « Кодинг », «Дискотека», которые способствуют лечению и восстановлению зрения, а также позволяют постепенно обучать детей самоконтролю и самокоррекции зрительных функций. Такими программами пользуются в работе с детьми ГБОУ Белебеевская КШ для слабовидящих обучающихся. В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально- технической базы. На данный момент в детском саду имеются 3 компьютера( есть возможность выхода в Internet) , ксерокс, сканер, при нтер и, мы очень надее мся что приобретём – мультимедийный проектор. Кроме этого, учите ля- дефектологи( т ифлопедагоги) используют в с в оей работе ноутбуки, планшеты, I- pad с выходом в Internet. В работе с детьми накоплен фото и видеоматериал для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения, праздн ики и развлечени я наших детей, открытые занятия. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях. Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и в интернет- конкурсах. Использование информационных технологий способствует программному обеспечению коррекционно- образовательного процесса, позволяют нам качественно изменить содержание, методы и организационные формы коррекционной и лечебно- вос с тановительной работы. В работе с детьми с нарушением зрения педагоги начинают использовать информационно- коммуникационные технологии в организации коррекционно- образовательного процесс а. Теперь на занятиях педагоги могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд- шоу. Одно из главных условий внедрения информационных технологий в работе с д етьми с нарушением зрения, во- первых: с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. В связи с этим в рамках работы РМО на новый 2015 – 2016 учебный год запланированы ряд тем теоретических и практических занятий для учителей- дефектологов( тифлопедагогов) , воспитателей спецгрупп по повышению компьютерной грамотности педагогов, в ходе которых педагоги научатся: активно использовать информационные технологии в коррекционно- образовательном процессе; владеть навыками поиска информации в Интернете; владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций, Microsoft Word- текстовый процессор, Microsoft Excel- электронные таблицы; смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства; владеть способами и методами применения ИТ в работе родителями. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить коррекционно- образовательную и лечебно- восстановительную работу с детьми с нарушениями зрения. Применение ИКТ в работе учителя- дефектолога позволяет оптимизи ровать коррекционно- педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями з рения и значительно повысить эф фективность любой деятельности. Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий д ля коррек ционно- развивающих занятий с и спользованием компьютера и муль тимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетент ности. Желание взрослого разнообразить деятельность де тей, сдел ать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Так им образом, информатизация обра зования открывает всем педагогам новые пути и средства коррекци онно- компенсаторной работы.