a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей: «Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка»

Опубликовано: 2014-09-10 12:23:20

Документы для скачивания

Консультация для родителей: «Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка»

У ребёнка дошкольного возраста психика пластична, легко поддаётся изменению под воздействием внешней среды. Семья и детский сад – та основная внешняя среда, которая должна оказывать одинаковые по содержанию воздействия, предъявлять единые требования, чтобы уже сформированные умения перерастали в навыки. Только творческий союз воспитателя и родителей, различные формы тесного совместного сотрудничества, совместное решение проблем, постоянная связь на началах взаимного доверия и уважения могут обеспечить успешное преодоление трудностей детей.

Как привлечь родителей к работе в детском саду.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды – всё это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Можно выделить пять уровней участия родителей:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используется при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определённым навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени одни или другие члены семьи ребёнка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволяет родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определённые полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимые для воспитания ребёнка.

Тяжесть речевого дефекта детей предполагает довольно длительный срок обучения в условиях специализированного дошкольного учреждения в логопедической группе, в течение которого у них должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация словаря, идти формирование звукопроизношения, развитие связной речи и умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, уход за животными, растениями, помощь взрослым дома.

Вряд ли кто-то будет оспаривать роль семьи в воспитании ребёнка. Однако многие родители, будучи согласны с этим утверждением, не всегда отдают себе отчёт в возможных психологических последствиях дефицита родительского общения с детьми. Причиной неуспеваемости, наряду с дефектами речи, нарушениями нервно-психической сферы детей, может быть социально-педагогическая запущенность в связи с неблагополучием в семье.

При планировании прогноза коррекционной работы логопеда необходимо учитывать такие факторы, как:

- роль отца и матери, бабушки и дедушки в воспитании ребёнка;

- тип семейного воспитания.

Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определёнными знаниями и умениями, методами и приёмами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

В логопедических группах дошкольных учреждений сложилась определённая система работы педагогического коллектива с родителями, которая включает в себя:

посещение семьи на дому;

индивидуальные и групповые беседы;

родительские собрания;

конференции;

семинары;

тренинги;

консультации;

информационные выставки;

открытые занятия;

родительские уголки.

Большую помощь может оказать такая форма непосредственной работы с семьёй, как посещение ребёнка на дому. В домашних условиях успешнее налаживается контакт педагога с семьёй, беседа, в ходе которой родители делятся своими успехами или неудачами в преодолении речевых проблем ребёнка, просят конкретной помощи.

Популярной формой работы с родителями являются родительские уголки, информационные выставки, где они знакомятся с успехами детей, новыми формами работы с детьми, получают информацию по интересующим их проблемам.

Важным видом взаимосвязи в работе педагогического коллектива и родителей являются консультации. Они бывают индивидуальные и фронтальные. Фронтальные проводятся один раз в месяц, это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на весь период обучения, при необходимости она может меняться. Перед очередной консультацией за одну-две недели родители могут ознакомиться с вопросами, выносимыми на консультацию, предложить свои для обсуждения. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей один раз в неделю в определённый день. В этот день логопед работает во второй половине дня. На этих консультациях он демонстрирует успехи ребёнка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.

В течение года проводится несколько родительских занятий, тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей.

Первое собрание проводится в конце мая, после комплектования логопедических групп и ознакомления педагогического коллектива с медицинскими заключениями специалистов, обследовавших детей при поступлении в группы с речевой патологией. Логопеды в доступной форме объясняют родителям суть речевого дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому нарушению.

Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами её реализации, информируют об особенностях поведения ребёнка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают чёткое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что позитивные изменения, происходящие на занятиях с логопедом, приобретут значение для ребёнка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Родителей просят заполнить анкеты, содержащие вопросы об особенностях протекания беременности, родов, раннего речевого развития ребёнка.

Второе родительское собрание проводится в конце сентября по результатам обследования. На этом собрании родители знакомятся со знаниями, умениями детей по различным видам деятельности, а также с требованиями программы логопедической группы для детей данного возраста и с требованиями школы к умственному и психическому развитию детей к моменту поступления в первый класс.

Логопед даёт рекомендации по организации ежедневных занятий дома, по работе с индивидуальной тетрадью ребёнка. Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопедической группы.

Третье собрание проводится в январе, когда родителей знакомят с итогами обучения детей за истёкший срок. Это собрание может иметь форму деловой игры, круглого стола.

Четвёртое собрание проводится по итогам коррекционного обучения в мае, на нём даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период. В подготовке родительских собраний могут участвовать родители, воспитатели.

Родители имеют право посещать занятия логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребёнка и других детей. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребёнка.

На родительских собраниях и консультациях логопед даёт рекомендации по выполнению заданий, подчёркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляцией с предметами в домашних условиях.

Большим удобством в работе является возможность использовать карточки с заданиями, материал для которых собран в результате долгой работы. Карточки помогают родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную программу воздействия на речевой дефект. Родители в них находят домашнее задание, с их помощью выбирают наглядный материал для закрепления лексики и грамматики.

Описанные формы работы с родителями эффективно применяются логопедами в течение ряда лет, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

 

Оставить комментарий: