Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФГОС
Документы для скачивания
«Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФГОС » Старший воспитатель Е. В. Хоружая М КДОУ Митрофановский детский сад Впервые в истории дошкольное образование стало самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной социально развитой личности. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 64 « Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста ». Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( ФГОС ДО) , который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. в ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является сотруднич ество Организации работы с семье й, и является основой для оказания помощи родителям( законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из требований к психолого- педагогическим условиям является требование обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Родители( законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов. В соответствии с ФГОС детский сад обязан: • информировать родителей( законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; • обеспечить открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей( законных представителей) в образовательной деятельности; • поддерживать родителей( законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями( законными представите лями) детей вопросов, связанных с ее реализацией. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направлени я работы детского сада с семьей. Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие задачи: • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; • объединение усилий для развития и воспитания детей; • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; • активизация и обогащение воспитательных умений родителей; Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование «Что вы ожидаете от сотрудничества с ДОУ», которое помога е т правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, которые отходят на второе место в первую очередь, активно используются новые формы и методы работы: - " Круглый стол" по любо й теме- тематические выставки по итоговым дням, совместным проектам, праздникам. - по запросам родителей консу льтации специалистов( логопеда, медсестры, муз. руководителя) п о интересующим их вопросам, - семейные спортивные встречи. в которых принимают участие папы, стали интересными не только для родителей, но и для детей; - открытые занятия для просмотра родителей; - день открытых дверей, где родители вовлечены в проведении образовательной деятельности с детьми совместно с воспитателями, - « Семейные посиделки » – совместные с родителями праздники. - Еще хочется отметить, что вошло в практику и является успешным привлечение родителей к проведению праздников, утренников, где родители являются участниками сценария. - газета « Наши новости», в которой для родителей предоставляется много полезной информации по оздоровлению детей, их развитию и воспитанию, а также родители узнают все новости детского сада; - сайт ДОУ Для родителей важно индивидуальное внимание к каждому ребенку, доброжелательность. Немаловажное значение здесь играют зрительные( наглядные) подтверждения внимания к ребенку – оформление информации на стенде для родителей: 1. Высказывания детей в рубриках: «Какие мы разные»; « Говор уш ки »; «Устами младенца». 2. Достижения каждого ребенка в виде персональных, стилизованных значков( ладошки, фигурки детей, кораблики и т. п. – ежедневные записи родителей и в оспитателей о новых приобретениях ребенка) : «Я умею! »; «Я могу»; «Я люблю»; «Вот чему я научился! » 3. Персональные листы( «Про меня») с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми( могут быть помещены на лестничных клетках, на стенах коридоров, прилегающих к группе) . 4. Записи вопросов, высказываний, рассуждений детей о том, что их интересует, тревожит, занимает. 5. Информация об умениях, достижениях, интересах детей, полученных в ходе наблюдений. 6. Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам или знакам зодиака. 7. Плакаты ко дню рождения( «Звезда недели», «Наша звездочка») , где помещено интервью с ребенком, пожелания детей, родителей, воспитателей. 8. « Мы вас ждем! »- график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка на участие в работе группы. 9. Объявления для родителей. На шкафчиках для одежды: плакетки с именами ребенка и именем – отчеством родителей( фотография, рисунок- автопортрет) Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Каковы же критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей? - Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. - Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. - Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. - Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. - Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.