Внеурочная деятельность
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнеусинская средняя общеобразовательная школа» Ермаковского района Красноярского края Согласовано Руководитель ШМО_ _ _ _ _ _ _ _ _ Е. В. Федько протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ от «_ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г. Согласовано Зам. директора по УВР_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Т. Е. Евлампиева «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г. Утверждаю Директор МБОУ «Верхнеусинская СОШ»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Л. В. Сёмина Приказ №_ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ 2016 г. Рабочая программа Внеурочной деятельности «Подвижные игры» 1 класс. учителя физической культуры 1 категории Федько Е. В. 2016- 2017 уч. год Пояснительная записка Высокая интенсивность учебной и вне учебной нагрузки, эмоциональное напряжение процесса обучения отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья школьников является физическая культура, что подтверждается введением Федерального государственного образовательного стандарта( ФГОС) второго поколения. Данная программа направлена на формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Поскольку игровая деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, основу программы составляют подвижные игры. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей: их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы( умения) осуществлять физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность. Цель программы – формирование основ здорового образа жизни первоклассника, устойчивых мотивов к занятиям физической культурой, развитие творческой самостоятельности посредством освоения подвижных игр. Реализация данной цели связана с решением следующих задач: - укреплять здоровье детей на основе развития жизненно – важных умений и навыков, формирования опыта двигательной деятельности, культуры движений посредством подвижных игр; - развивать способность моделировать индивидуальный оздоровительно – образовательный маршрут с использовани ем подвижных игр; - развивать креативные способности через индивидуальную и коллективную физкультурно – оздоровительную деятельность; - обучать учащихся способам коррекции осанки, развития физических качеств. В основу отбора содержания программы были положены следующие принципы: - принцип оздоровительной направленности обосновывает применение подвижных игр для компенсации недостатка двигательной активности детей; - принцип социализации направлен на включение ребенка в групповую деятельность, воспитанию у них межличностных отношений и организационных умений; - принцип доступности предполагает подбор заданий, соответствующих уровню социального, психологического и физического развития детей; - принцип постепенности определяет необходимость построения образовательного процесса в соответствии с правилами «от известного к неизвестному», «от простого к сложному» в поэтапном освоении и переводе учебных знаний в практические навыки; - принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых видов деятельности, развития инициативы, самостоятельности и творчества в двигательном поведении. Общая характеристика программы Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» является тематической и разработана для учащихся 1 класса МОУ Яманской средней общеобразовательной школы Крутинского муниципального района Омской области. Общий объем программы – 34 часа, режим занятий по 1 часу в неделю. Срок реализации программы – один учебный год. Продолжительность занятия – 45 минут. Предусмотренные программой занятия проводятся в спортивном зале и на открытом воздухе. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий детей и родителей. Результаты решения поставленных задач определяются в игровой форме с использованием методов анкетирования, тестирования, наблюдения с привлечением классного руководителя. Данная программа составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта( ФГОС) второго поколения. - Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. - В. И. Лях, А. А. Зданевич/ Физическая культура Начальные классы. 1- 4 классы. / - М. : Издательство «Просвещение», 2012. Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий( УУД) : Личностные УУД- определять для себя смысл и значение игровой деятельности для повышения мотивации к здоровому образу жизни; - понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья; - соотносить свое поведение с предъявляемыми в определенных действиях требованиями; - активно включаться во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Регулятивные УУД- планировать свои действия с поставленной задачей; - ставить учебные задачи в соответствии с предлагаемой деятельностью; - контролировать и оценивать выполнение заданий, с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия. Познавательные УУД- находить и структурировать информацию; - анализировать игровые действия с выделением существенных признаков; - осваивать правила поведения и безопасности. Коммуникативные УУД- учитывать позицию партнера в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера в игровой деятельности. Планируемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной спортивно – оздоровительной деятельности учащихся 1 класса распределяются по двум уровням: Результаты первого уровня( приобретение школьником социальных знаний понимания социальной реальности и повседневной жизни) : приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, об оздоровительном значении занятий физической культурой, о личной гигиене, о технике безопасности на занятиях физкультурой, о видах двигательной активности в режиме дня, о российских спортивных традициях, о правилах подвижных игр и способах коммуникации со сверстниками, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. Формы достижения результатов первого уровня: практические занятия, игра – путешествие, беседы, тренинги, тестирование. Результаты второго уровня( формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) : развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре и спору, к труду, к родному Отечеству, к другим людям. Формы достижения результатов второго уровня: познавательная экскурсия, соревнование, конкурсы. Тематическое планирование Раздел 1. Игры с бегом. Тема урока №1: Вводный урок Тип урока: Ознакомление с новым материалом Элементы содержания: Игра- путешествие «Веселые подвижные игры- это наше детство». Правила техники безопасности. Требования к уровню подготовки учащихся: Вид контроля: Оснащение урока: Тема урока №2: Русские народные игры: «Дорожки», «Змейка». Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам: ознакомление с новым материалом Элементы содержания: 1. «Дорожки». Играющие бегают по дорожкам друг за другом. Делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно точно наступая на линию, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди бегущего. 2. «Змейка». Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты. Перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: На земле проводят разные по форме линии – это дорожки. Длина дорожки может быть произвольной, но не менее 3 м. Тема урока №3: Русские народные игры: «Челночок» «Пустое место». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: 1. «Челночок». Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки — это ворота. Дети из последней пары пробега ют или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами. 2. «Пустое место». Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противо положную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится, водящим. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве, овладение элементарными технико- тактическими взаимодействиями Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где можно бегать без помех. Тема урока №4: Русские народные игры «Пятнашки обыкновенные», «Пятнашки с домом». Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам: ознакомление с новым материалом Элементы содержания: 1. «Пятнашки обыкновенные». Начинают игру с выбора водящего, его называют пятнашкой. Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их дого няет. Кого он коснулся рукой, тот становится пятнашкой. 2. «Пятнашки с домом». П о краям площадки рисуют два круга —это дома. Дети, убе гая от водящего, могут забегать в дом, где пятнашка салить их не может. Если он рукой касается играющего на игровом поле, то осаленный становится пятнашкой. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: По краям площадки рисуют два круга- это дома Тема урока №5: Русские народные игры: «Прерванные пятнашки», «Круговые пятнашки». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: 1. «Прерванные пятнашки». Пятнашке в этой игре нужно громко назвать имя того иг рока, кого он хочет запятнать. Но если во время преследова ния пятнашка видит, что рядом с ним находится другой участник игры, он меняет свое решение, называет его по имени и ста рается догнать его и запятнать. Запятнанный выходит из игры. 2. « Круговые пятнашки». Участники игры встают по кругу, каждый свое место отме чает кружком. Двое играющих стоят за кругом на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он называет одного из близко стоящих в кругу по имени. Тот остав ляет свое место и бежит по кругу от пятнашки, а игрок занима ет его место. Свободный кружок может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Он дого няет игрока, выбежавшего из круга. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве, овладение элементарными технико- тактическими взаимодействиями Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Дети по кругу стоят на расстоянии одного шага друг от друга, лицом к центру. Тема урока №6: Русская народная игра: «Берегись! » Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам ознакомление с новым материалом Элементы содержания: «Берегись! ». С одной стороны площадки протягивают шнур, за ним стано вится пятнашка. Все участники игры находятся на противополож ной стороне площадки, там располагается их дом. Пятнашка громко говорит слова: «Берегись раз, берегись два, берегись три! » Играющие в это время идут через поле и. подходят близко к шнуру. С последним словом пятнашка перепрыгивает через шнур и старается догнать и запятнать кого- либо из детей. Вместе с запятнанным он быстро убегает за шнур. Игра повторяется, но пятнашек становится двое. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, перепрыгивания через шнур. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Игра проводится на большой свободной площадке. Расстояние между домом играющих и местом, где находится пятнашка, 10—20 м. Высоту шнура по ходу игры можно менять. Тема урока №7: Русская народная игра: «Филин и пташки». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Филин и пташки». Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Под ражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке. На сигнал «Филин! » все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого- то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, уметь оббегать предмет, знать названия птиц. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высо ких предметах( на пнях, скамейках и т. д. ) . Тема урока: Русская народная игра: «Лошадки». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Лошадки». Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и вниматель но смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д. На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны! » — кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера! » — они как можно быстрее на ходят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, уметь придумывать различные движения Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: При проведение игры впервые, роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения, выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок! » Тема урока №8: Русская народная игра: «Палочка–выручалочка». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Палочка- выручалочка». Дети по считалке выбирают водящего. Он отбегает от них" и встает лицом к стене. У стены лежит палочка- выручалочка. Водящий берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он ставит палочку у стены и идет искать. Заметив одного из играющих, громко называет его по имени, быстро подбегает к стене, берет палочку, стучит ею по стене и кричит: «Палочка- выручалочка нашла. . . »( называет по имени играющего) . Так водящий находит всех детей. При повто рении игры должен водить тот, кто был найден первым. Если игрок, которого нашли, добежит до палочки- выруча лочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами: «Палочка, выручи меня! » — стучит ею по стене, затем бросает ее как можно дальше и, пока ее ищет водящий, прячется. Водящий находит палочку, стучит ею, возвращается к условленному месту и громко говорит: «Палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет! » Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, уметь использовать считалку. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Обязательно нужно ограничить игровую пло щадку и показать детям несколько мест, где они смогут спрятать ся( за кусты, деревья, пеньки, в канавку, в высокую траву) . Для проведения игры нужно сделать палочку- выручалочку из дерева длиной 50—60 см, покрасить в яркий цвет, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве. Раздел 2. Игры с мячом Тема урока №9: Ру сская народная игра: «Перебрасы вание мяча». Тип урока: Урок обуче ния умениям и навыкам ознакомле ние с новым материалом Элементы содержания: 1) Познавательная экскурсия в школьную библиотек у( беседа) . 2) Обучение игре. Участники игры делятся на две группы, не более 10 человек в каждой, встают за линиями друг против друга на расстоянии от 3 до 5 м. По жребию право начать игру получает ребенок одной из групп. Он называет по имени одного из игроков и бросает ему мяч. Тот ловит и сразу же перебрасывает мяч игроку на про тивоположную сторону, назвав его по имени, Если играющий не поймал мяч, он выходит из игры, а право продолжать игру оста ется за командой, которая подавала мяч. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, уметь использовать считалку, ловить и перебрасывать мяч. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Если в игре принимает участие более 20 человек, нужно несколько мячей. Интересно проходит игра, когда при ловле или перебрасывании мяча дети по догово ренности выполняют разные задания, например: прежде чем поймать мяч, ударить в ладоши над головой, за спиной, перед грудью; ударить в ладоши 1 — 2 — 3 раза; бросить мяч от плеча, из- под ноги или руки. Тема урока №10: Русская народная игра: «Зевака». Тип урока: Комбинированный урок Элементы содержания: « Зевака». Играют в эту игру втроем: двое игроков встают за линию кона, третий идет в поле ловить мяч. Один из стоящих на кону подбрасывает мяч, второй отбивает его в поле. Тот, кто отбил мяч, оставляет лапту и бежит к линии в конце поля, забегает за нее и возвращается на кон. Полевой игрок старается запятнать бегущего. В случае промаха он быстро поднимает мяч и бросает его в бегущего еще раз. Если он запятнает бегущего, то идет на кон отбивать мяч, а запятнанный остается в поле. Если же полевой игрок не успеет запятнать бегущего, то перебрасы вает мяч на кон и игра продолжается. Игроки кона меняются местами: тот, кто отбивал мяч, подает его. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Расстояние от кона до линии в конце поля не должно превышать 10 м, иначе бегущий не смо жет вернуться на кон. Тема урока №11: Русская народная игра: «Мячик кверху». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Мячик кверху». Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: «Мячик кверху! » Играющие в это время ста раются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой! » Все должны остановиться, а водя щий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, чередование и ловли мяча с другими действиями. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Место водящего в центре круга лучше очертить небольшим кружком. Стихи- считалки, скороговорки. Тема урока №12: Русская народная игра: «Охотник». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Охотник». Одного из детей по жребию выбирают охотником, все осталь ные игроки— ди чь. Игра начинается так: охотник играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. После 3—4 упражнений он кричит: «Дичь! » Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого- то из детей. Запятнанный становится помощником охотника, остается на площадке и встает недалеко от охотника. Если близко от охотника нет дичи, он может передать мяч' своему помощнику, и тот пятнает игроков. Охотник неточно может бросить мяч, промахнуться. В этом случае играющие переходят на другие места. Охотник бежит за мячом, берет его, кричит: «Дичь! » — и все' останавливаются. Игра продолжается до тех пор, пока у охотника не появится опре деленное количество помощников( по договоренности — от 3 до 5 человек) . Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, чередование и ловли мяча с другими действиями, попадать мячом в цель, отклоняться, увертываться от мяча. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Эту игру нужно проводить на большой площадке, иначе охотник и его помощники быстро переловят дичь. Для усложнения можно разрешит ь детям увер тываться от мяча- отклоняться, приседать, подпрыгивать, но нельзя сходить с места. Тема урока №13: Русская народная игра: «Сойки». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Сойки». Дети встают у стены на расстоянии 4—5 шагов, у одного из них мяч. По сигналу он бросает мяч о стену и называет по имени одного из игроков. Тот, кого назвали, ловит мяч и бро сает его о стену, называя нового игрока, и т. д. Если игрок не поймал мяч, то он становится салкой. Ему нужно быстро под нять мяч и крикнуть: «Стой! » Так как, дети в это время все раз бегаются в разные стороны, на сигнал «Стой! » они останавли ваются. Салка пятнает ближайшего игрока, запятнанный выходит из игры. Играющие идут к стене, салка начинает игру. Если же салка промахнулся, то, пока он бегает за мячом, играющие стараются убежать как можно дальше. Салка берет мяч, кричит: «Стой! » — и вновь пятнает играющих. Игра продолжается, пока не будет осалена половина играющих. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, чередование и ловли мяча с другими действиями, попадать мячом в цель, отклоняться, увертываться от мяча, ударять мячом о стену и ловить его. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Стена на расстоянии 4—5 шагов, мяч. Тема урока №14: Русская народная игра: «Выбей мяч из круга». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Выбей мяч из круга». Дети встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки держат за спиной. Водящий встает в центр, кладет мяч на землю и, ударяя ногой по нему, старается выкатить из круга. Играющие не пропускают мяч, отбивают его ногами водя щему. Кто пропустит мяч, тот идет водить. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков обращения с мячом: отбивать и останавливать мяч ногой( внутренней стороной стопы или подошвой, приподняв носок) . Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: В игре принимают участие не более 10 человек. Детям нужно напомнить, что мяч нужно под талкивать внутренней стороной стопы или носком. Нельзя сильно ударять по мячу. Тема урока №15: Русская народная игра: «Мяч в лунке». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Мяч в лунке». Дети встают в круг, по считалке выбирают водящего, он стоит вместе с играющими. В центре круга в лунку кладут мяч. Дети, называя по имени водящего, говорят такие слова: «Коля, не спи, мяч быстрей бери! » Водящий бежит к лунке, а играющие в это время разбегаются. Берет мяч и кричит: «Стой! », называет одного из игроков по имени и бросает в него мяч. Если промахнет ся, то остается вновь королем, если попадет в игрока, то запятнан ный становится королем. Игра повторяется; мяч кладут в лунку, водящий встает вместе с детьми в круг. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков обращения с мячом: отбивать и останавливать мяч ногой( внутренней стороной стопы или подошвой, приподняв носок) , попадать в лунку. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Д ля игры в лунки выбирают ровное, хорошо утрамбованное место. Вдоль лунок с обеих сторон нужно положить палки, чтобы мяч не укатился в сторону и быстрей попал в цель. Прокатывать можно резиновые, набивные мячи, шары. Тема урока №16: Русская народная игра: «Самые ловкие». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Самые ловкие». Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга. Посередине площадки, между играющими, - проводят линию. Водящий встает на линию, по его сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто поймал мяч, быстро бросает его в водящего. Если промахнется, то встает на линию и начинает водить. Если мяч попадет в водящего, то все играющие разбегаются, а водящий старается запятнать убегающих. Тот, кого он запятнал, встает на место водящего. Если же водящий промахнулся, то встает на линию и продолжает водить. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков обращения с мячом: попадать мячом в цель, отклоняться, увертываться от мяча. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: В зависимости от умений играющих расстояние между командами может быть от 3 до 6 м. Лучше играть мячом средних размеров. Тот, кто ловит мяч, не должен стоять неподвижно. Ему нужно внимательно следить за направлением летящего мяча. Раздел 3. Игры с прыжками. Тема урока №17: Русская народная игра: «Воробушки икот». Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам: ознакомление с новым материалом Элементы содержания: «Воробушки и кот». Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий — кот встает в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерн а( внутри круга рассыпаны фишки) . Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Очерчивается круг внутри, которого рассыпаны фишки. Тема урока №18: Русская народная игра: «Мешочек». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: « Мешочек». Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре стоит водящий, он вращает по кругу шнур с грузом на конце( мешочек с песком) . Играющие внимательно следят за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кого мешочек задел, становится водящим. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Очерченный круг, шнур с грузом на конце( мешочек с песком) . Тема урока №19: Русская народная игра: «Петушиный бой»( конкурс) . Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: Конкурс. « Петушиный бой». Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущиеся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Тема урока №20: Русская народная игра: «Салка на одной ноге». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Салка на одной ноге». Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слово «Раз, два, три, смотри! » дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка? » Ребенок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка! » Участники игры, пры гая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка! » Игра повторяется. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Тема урока №21: Русская народная игра: «Здравствуй, сосед». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Здравствуй, сосед! » Играющие делятся на равные группы и встают в два ряда, лицом друг к другу, на расстоянии вытянутых рук. Первые игро ки — ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обраща ются к игроку: «Здравствуй, сосед! » Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй! » — и прыгает за ведущим. Игра заканчи вается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ве дущими. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие, прыжки на левой ноге, на двух ногах, на правой ноге, на двух ногах боком, подскоки. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: По ходу игры ведущий вы полняет разнообразные упражнения, а играющие их повторяют. Тема урока №22: Русская народная игра: «Купи бычка». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Купи бычка». На ровной площадке дети чертят круг, встают за его чер той на расстоянии шага друг от друга. Водящий — хозяин — встает в центр круга. На земле перед ним лежит маленький мяч или шар. Водящий прыгает на одной ноге по кругу, свободной прока тывая мячик, приговаривает, обращаясь к детям: «Купи бычка! » или «Купи корову! » Он старается мячом осалить кого- то из играющих. Тот, кого осалили, берет мяч, встает в центр круга на место водящего. Если мяч выкатывается за круг, никого не задев, водящий приносит его, встает в круг и продолжает водить. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие, прыжки на левой ноге, на двух ногах, на правой ноге, на двух ногах боком, подскоки. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Зимой можно играть" на хо рошо утоптанной снежной площадке, прокатывая льдинку, шар, шайбу или какой- либо другой предмет. Интересно проходит игра, когда удары мячом водящий проводит внезапно. Он прыгает по кругу то быстро, то замедляя прыжки, внезапно останавливаясь, делает обманные движения, словно бьет по мячу. Такое поведение водящего заставляет играющих подпрыгивать, отступать назад или делать шаг в сторону. Тема урока №23: Русская народная игра: «Попрыгунчики». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Попрыгунчики». Один из играющих встает в середину круга- о н « пятнашка ». По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становится « пятнашкой ». Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие, прыжки на левой ноге, на двух ногах, на правой ноге, на двух ногах боком, подскоки. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: На земле чертят круг. Величина круга зависит от числа играющих. Перед началом игры нужно договориться, как дети будут перепрыгивать через черту круга: на одной ноге( правой или левой) , прямо или боком на двух ногах. Тема урока №24: Русская народная игра: «Переселение лягушек». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: «Переселение лягушек». Играющие перед началом игры выбирают ведущего( старшую лягушку) . Все играющие( маленькие лягушки) приседают, опираясь руками о пол или землю. Старшая лягушка переводит их из одного болота в другое, где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди. Во время игры водящий изменяет положение рук: руки на колени, на поясе; прыгает корот кими прыжками, длин ными, перепрыгивает через препятствия( че рез палки) или запры гивает на дощечки, кир пичики, прыгает между предметами и т. д. Все лягушки повторяют эти движения. Прискакав в другое болото, лягушки встают и кричат: « Ква- ква- ква! » При повторении игры выбирают нового ведущего. Требования к уровню подготовки учащихся: Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие, прыжки на левой ноге, на двух ногах, на правой ноге, на двух ногах боком, подскоки. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Раздел 4. Подвижные игры народов России. Русские народные игры малой подвижности. Тема урока №25: Русская народная игра «Краски». Башкирская народная игра «Стрелок». Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам: ознакомление с новым материалом Элементы содержания: 1. Творческий конкурс. « Краски ». Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки — краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей. Покупатель стучится: «Тук- тук! » — «Кто там? » — «Покупа тель». — «Зачем пришел? » — «За краской». — «За какой? » — «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад при неси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску за бирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином по вторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают. 2. «Стрелок». Один игрок- стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинаю т перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом, тот, в кого попал, становиться стрелком. Требования к уровню подготовки учащихся: 1. Закрепление знания цветовой палитры. 2. Совершенствование навыков метания мяча в цель. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: 1. Игра проводится с детьми, как в помещении, так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отга дал цвет краски, может дать и более сложное задание, на пример: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке». Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди. 2. Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10- 15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Тема урока №26: Русская народная игра «Колечко». Бурятская народная игра «Волк и ягнята». Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам: ознакомление с новым материалом Элементы содержания: 1. « Колечко». Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте: Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто- либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, сни мает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. 2. «Волк и семеро козлят». Один игрок- волк, другой- овца, остальные- ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь? » «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь? »- «Чтобы всех вас съесть! » С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их. Требования к уровню подготовки учащихся: Совершенствование логического мышления, внимания. Закрепление понятий «право», «лево» умения выполнять команды с использованием этих понятий. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: 1. На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2—3 водящих. Тема урока №27: Русская народная игра «Летит – не летит». Дагестанская народные игра «Слепой медведь». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: 1. « Летит — не летит». Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол паль цы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего пред мета или же не поднимет при назывании летающего — платит фант. Иногда играют и так: все становятся в круг и при назывании летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нёлетающий, они стоят на месте. 2. «Слепой медведь». Игроки выбирают водящего- медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого- нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становиться водящим. Требования к уровню подготовки учащихся: Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Выбегать за линию площадки игрокам не разрешается. Тема урока №28: Русская народная игра «Телефон». Кабардино- Балкарская народная игра «Журавли- журавли». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: 1. « Телефон». Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое- то слово или корот кое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и- так до последнего играющего. После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто пер е- путал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются бли же к телефону. Каждый ребенок может исполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда. 2. «Журавли- журавли». В игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, поет или говорит речитативом следующие слова: «Журавли- журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли- журавли. Сделайтесь веревочкой». Дети быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает свои шаги по темпу песни и т. д. Требования к уровню подготовки учащихся: Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Тема урока №29: Русская народная игра «Мережка». Калмыцкая народная игра «Прятки». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: 1. « Мережка». Выбирают двух рыбаков, остальные играющие садятся в кру жок, сложив кисти рук вместе. Они изображают берег реки, а сложенные на коленях руки — мережи. Один из рыбаков ходит вдоль берега, в руках у него маленькая рыбка. Он опускает свои руки с рыбкой в мережи и незаметно кладет ее кому- то из играющих. Второй рыбак должен угадать, у кого рыбка. Если он не угадал сразу, то ему разрешается назвать имена еще 2—3 детей. Первый рыбак садится на место, второй опускает рыбку в мережу, а тот, у кого нашли рыбку, идет угадывать. 2. «Прятки». Образуется две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки меняются местами. Требования к уровню подготовки учащихся: Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Играющие оговаривают, где можно прятаться. Можно оговорить время, в течени и которого можно найти всех игроков( например досчитав до 10) . Тема урока №30: Русская народная игра «Пора, бабушка в пир! ». Игры народов Коми «Ловля оленей». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: 1. « Пора, бабушка, в пир! ». Все встают в круг, жмурка с завязанными глазами в сере дине круга. Играющие идут по кругу и говорят слова: «Бабушка, бабушка, пора в пир! » Бабушка- жмурка отвечает: «Не в чем! » — «В рогоже! ». — «Негоже» — «В лукошке! » — «Покато». — « На крылышках полетай! » При последних словах все останавливаются, а жмурка машет руками и идет в сторону играющих. Останавливается перед одним игроком и старается узнать его: руками проводит по платью, волосам( не разрешается трогать лицо) . Если узнает, то играющий становится жмуркой и игра начинается сначала. 2. «Ловля оленей». Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники- олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови! » пастухи по очереди бросают мяч в оленей, попал мяч, считается пойманным. После четырех, пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей. Требования к уровню подготовки учащихся: Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова, с помощью слуха и осязания узнавать предметы, бесшумно перемещаться. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, не после отскока. Тема урока №31: Русская народная игра «Кривой петух». Татарская народная игра «Продаем горшки» Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: 1. « Кривой петух». Одному из играющих завязывают глаза и сажают его на ска мейку. Дети подходят к нему, говорят: «Прощай, кривой петух! »— и быстро расходятся по площадке. Водящий — кривой петух встает со своего места и идет искать игроков: он широко рас ставляет руки, прислушивается к каждому шороху. Найденного игрока он старается рассмешить, чтобы его узнать. Если ребенок будет узнан, он становится водящим. 2. «Продаем горшки». Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок- хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! - Покупай. Сколько дать тебе рублей? - Три отдай. Водящий три раза( или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу( круг обегают три раза) . Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становиться водящим. Требования к уровню подготовки учащихся: Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова, с помощью слуха и осязания узнавать предметы, бесшумно перемещаться. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бегать вправо. Тема урока №32: Русская народная игра «Жмурки на местах». Якутская народная игра «Один лишний». Тип урока: Комбинированный урок. Элементы содержания: 1. « Жмурки на местах». Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается несколько раз вокруг себя. Играю щие его спрашивают: «Где стоишь? » — «На мосту». — «Что про даешь? » — «Квас». — «Ищи три года нас! » После слов участники расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки. Найденный игрок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени. 2. «Один лишний». Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становиться в середине круга. Начиная игру ведущий подходит к какой- нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда…»( указывают на более дальнюю пару) . В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся вторыми. Ведущий старается занять какое- нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Требования к уровню подготовки учащихся: Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова, с помощью слуха и осязания узнавать предметы, бесшумно перемещаться. Вид контроля: Текущий. Самоконтроль и оценка своих игровых действий Оснащение урока: Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении. Тема урока №33: Спортивный праздник. Тип урока: Итоговый. Элементы содержания: «В здоровом теле здоровый дух». Вид контроля: Коллективная рефлексия. Самоконтроль.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнеусинская средняя общеобразовательная школа» Ермаковского района Красноярского края Согласовано Руководитель ШМО_ _ _ _ _ _ _ _ _ Е. В. Федько протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ от «_ _ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г. Согласовано Зам. директора по УВР_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Т. Е. Евлампиева «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г. Утверждаю Директор МБОУ «Верхнеусинская СОШ»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Л. В. Сёмина Приказ №_ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ 2016 г. Рабочая программа Внеурочной деятельности «Футбол »( срок реализации 3 года) 2- 4 класс. учителя физической культуры 1 категории Федько Е. В. 2016- 2017 уч. год 1. Пояснительная записка Программа разработана с учетом требований к структуре программ внеурочной деятельности в соответствии ФГОС и включает в себя следующие разделы: 1. Пояснительная записка. 2. Общая характеристика курса. 3. Описание места курса в учебном плане. 4. Описание ценностных ориентиров содержания курса. 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. 6. Содержание курса. 7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности. 8. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности. Целью занятий в секции являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой игры в мини- футбол; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма. Задачи: укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к систематическим занятиям мини- футболом; обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в мини- футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами мини- футбола; участие в соревнованиях по мини- футболу; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории мини- футбола, технике и тактике, правил игры в мини- футбол. 2. Общая характеристика курса Данная учебная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Технические приемы, тактические действия и игра в мини- футболе таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. О сновой подготовки занимающихся в се кции является не только технико- тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта. 3. Описание м ест а курса в учебном плане. Программа спортивной секции « Мини- футбол » создана в соответствии с учебным планом МБОУ « Верхнеусинская СОШ » по внеурочной деятельности, реализуется, начиная со 2 класса по 4. . Программа рассчитана на 102 часа в начальных классах, по 34 часа – во 2- 4 классах. 4. Описание ценностных ориентиров содержания курса. Приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом, о принятых в обществе нормах отношения к природе. Развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе, к физкультуре и спорту. Приобретение школьниками опыта актуализации спортивно- оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта самообслуживания. Приобретение школьниками опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Личностными результатами освоения обучающимися курса являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных( нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами являются следующие умения: — характеризовать явления( действия и поступки) , давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения обучающимися курса являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; — излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; — измерять( познавать) индивидуальные показатели физического развития( длину и массу тела) , развития основных физических качеств; — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; Планируемые результаты освоения курса В результате изучения курса уч- ся научатся: выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, управлять своими эмоциями; играть в мини- футбол, а именно: техническим приемам и тактическим взаимодействиям, владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а т акже техникой ударов по воротам, владеть игровыми ситуациями на поле, основам судейства. Получат возможность узнать об особенностях зарождения, истории мини- футбола; о физических качествах и правилах их тестирования; основы личной гигиены, причины травматизма при занятии мини- футболом и правила его предупреждения; научиться организовать самостоятельные занятия мини- футболом, а также, с группой товарищей; организовывать и проводить соревнования по мини- футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и др. Примерные нормативные требования по специальной подготовке Контрольные упражнения пол Возраст, лет 8 9 10 11 Жонглирование мяча ногами( поочередно правой и левой ногой) , раз м- 6 8 12 д- 4 6 10 Жонглирование мяча головой, раз м- 5 8 12 д- 4 6 8 Бег, 30 м с ведением мяча, с м- 6, 09 6, 5 6, 3 д- 7, 2 6, 8 6, 6 Ведение мяча по «восьмерке», с м+ + + + д+ + + + Комплексный тест, с м+ + + + д+ + + + Удар ногой по неподвижному мячу в цель, число попаданий м- 2 3 3 д- 2 3 3 Вбрасывание мяча в цель, количество попаданий 1 упражнение М- - - 3 Д- - - 3 2 упражнение М- - - 3 д- - - 3 Удар ногой с полулета в цель, число попаданий М- - - 2 д- - - 2 6. С одержание курса Материал даётся в трёх разделах: о сновы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футбола( мини- футбол) , правила соревнований. В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества. В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, спос обствующий обучению техническим и т актическим приёмам игры. «Основы знаний» Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития людей. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой деятельности и защите Родины. Развитие футбола в России. Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России. Чемпионат и кубок Росси и по футболу. Правила игры в футбол. Разбор и изучение правил игры в «малый футбол». Роль капитана команды, его права и обязанности. Места занятий и оборудование. Площадка для игры в мини- футбол, её устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование: стойки для подвески мячей, щиты стационарные и переносные для ударов. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена. Использование естественных факторов природы( солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и закаливающие процедуры. «Общая и специальн ая физическая подготовка» Утренняя гигиеническая гимнастика школьника. Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом. Практические занятия. Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с различным положением рук( на поясе, за головой, вверх) . Поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в полуприседе. Переход из упора присев в упор лёжа и снова и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки. Упражнения с набивным мячом( масса 1 – 2 кг. ) Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из- за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд. Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперёд и назад в положение лёжа, прогнувшись. «Мо ст» из положения лёжа на спине. « Полушпагат ». Упражнение в висах и упорах. Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до 60 м. Прыжки с разбега в длину. Прыжки с места в длину. Метание малого( теннисного) мяча: в цель, на дальность( с места и с подхода шагом) . Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, перенос ом набивных мячей. Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощённым правилам. Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу( преимущественно зрительному) рывки на 5 – 10 м. из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа. Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении. Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе( жонглирование) , чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом». « Техника и тактика игры » Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча после удара. Анализ выполнения технических приёмов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы; обманных движений( ложная и действительная фазы движения) ; отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывание мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук. Техника передвижения. Практические занятия. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом( влево и вправо) . Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега( выпадом и прыжками на ноги) . Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру. Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий. Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость( выполняя ускорения и рывки) , не теряя контроль над мячом. Обманные движения( финты) . Обучение финтам: после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом( прямо или в сторону) : во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону. Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде. Вбрасывание мяча из- за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка( с места и с разбега) . Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке( с места и с разбега) . Бросок мяча одной рукой из- за плеча на точность. Выбивание мяча ногой: с земли( по неподвижному мячу) и с рук( с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность. Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол». Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу( поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево) : во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперёд на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади( центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных способов обводки( с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча( не менее одной по каждой группе) . Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия( удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру( после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. Учебно- тренировочная игра. Анализ проведенной игры. 7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся. 2 класс Наименование раздела, темы Количество часов Характеристика основных видов внеурочной деятельности «Основы знаний» 2 Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом. Разбор и изучение правил игры в «малый футбол». Значение правильного режима дня юного спортсмена. Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России. Правила техники безопасности при игре. «Общая и специальная физическая подготовка» 1 4 Выполнять о бщеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения с набивным мячом Акробатические упражнения. Упражнение в висах и упорах. Метание малого( теннисного) мяча. Подвижные игры и эстафеты Спортивные игры. Специальные упражнения для развития быстроты Упражнения для развития дистанционной скорости. Специальные упражнения для развития ловкости. «Техника и тактика игры» 18 Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом( влево и вправо) . Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега( выпадом и прыжками на ноги) . Выполнять у дары по мячу ногой. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения( финты) . Отбор мяча. Вбрасывание мяча Техника игры вратаря. Тактика нападения. Тактика защиты. Групповые действия. Тактика вратаря. Учебно- тренировочная игра. Анализ проведенной игры. ИТОГО 34 3 класс Наименование раздела, темы Количество часов Характеристика основных видов внеурочной деятельности «Основы знаний» В процессе занятия Повторение правил игры в «малый футбол». Правила техники безопасности при игре. «Общая и специальная физическая подготовка» 10 Совершенствование физподготовки. Выполнять о бщеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения с набивным мячом Акробатические упражнения. Упражнение в висах и упорах. Метание малого( теннисного) мяча. Подвижные игры и эстафеты Спортивные игры. Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития дистанционной скорости. Специальные упражнения для развития ловкости. «Техника и тактика игры» 24 Совершенствование техники игры в футбол. Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом( влево и вправо) . Выполнять: п рыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега( выпадом и прыжками на ноги) . Удары по мячу ногой. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения( финты) . Отбор мяча. Вбрасывание мяча. Техника игры вратаря. Тактика нападения. Тактика защиты. Групповые действия. Тактика вратаря. Учебно- тренировочная игра. Анализ проведенной игры. ИТОГО 34 4 класс Наименование раздела, темы Количество часов Характеристика основных видов внеурочной деятельности «Основы знаний» В процессе занятия Повторение правил игры в «малый футбол». Правила техники безопасности при игре. «Общая и специальная физическая подготовка» 10 Совершенствование физподготовки. Выполнять о бщеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения с набивным мячом. Акробатические упражнения. Упражнение в висах и упорах. Метание малого( теннисного) мяча. Подвижные игры и эстафеты Спортивные игры. Специальные упражнения для развития быстроты Упражнения для развития дистанционной скорости. Специальные упражнения для развития ловкости. «Техника и тактика игры» 24 Совершенствование техники игры в футбол. Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом( влево и вправо) . Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега( выпадом и прыжками на ноги) . Удары по мячу ногой. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения( финты) . Отбор мяча. Вбрасывание мяча Техника игры вратаря. Тактика нападения. Тактика защиты. Групповые действия. Тактика вратаря. Учебно- тренировочная игра. Анализ проведенной игры. ИТОГО 34 8. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. Список литературных источников Б. Г. Чирва «Футбол. Игровые упражнения при сближенных воротах для тренировки техники игры» Изд- во: ТВТ Дивизион 2008 г. Массимо Люкези «Обучение системе игры 4- 3- 3» Изд- во: ТВТ Дивизион 2008 г. Б. Г. Чирва «Футбол. Концепция технической и тактической подготовки футболистов» Изд- во: ТВТ Дивизион 2008 г. Робин Джоунс, Том Трэнтер «Футбол. Тактика защиты и нападения» Изд- во: ТВТ Дивизион 2008 г. Мартин Бидзинский « Искусство первого касания мяча. Как подготовить техничного футболиста». Изд- во: ООО «РА Квартал» Фонд «Национальная академия футбола», 2009 г Хан Бергер «Уроки футбола для молодежи 6- 11 лет. Овладеть мячом и учиться играть в команде». Изд- во: ООО «Агентство «КРПА Олимп»» Фонд «Национальная академия футбола», 2010 г. Мате риально- техническое обеспечение Спортивный зал Открытое плоскостное сооружение для футбола Комплект индивидуальной экипировки футболиста( спортивная форма соревновательная) Комплект футбольных накидок( для товарищеских игр) ; Комплект футбольных мячей( на команду) ; Набивные мячи; Скакалки; Компрессор_ для накачки мячей; Стойки и «пирамиды» для обводки; Гимнастические маты; Арки для отработки точности передач; ПРИЛОЖЕНИЕ Календарно- тематическое планирование № Тема занятия Дата По плану По факту Вводное занятие. Правила техники безопасности при игре. Повторение правил игры в «малый футбол». Инструктаж по технике безопасности. Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение упражнения «квадрат». Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол. Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль м яча». Физподготовка. Челночный бег+ удары по воротам, футбол Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы. Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. Упражнение «квадрат». Двусторонняя учебная игра. Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. Отработка паса щечкой в парах. Футбол. Полоса препятствий, удары по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, змейка+ удар. Отработка передач в движении, передача мяча на ход. Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений. Специальные упражнения. Чеканка мяча. Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Двусторонняя учебная игра. Обучение финтам, салки вокруг столба, бег в квадрате. Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра. Скоростные упражнения+ удары по мячу из различных положений. Изучение техники игры вратаря, точный бросок в цель, теннисбол. Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат. Ведение мяча+ удар по воротам. Футбол. Эстафета дриблеров, двусторонняя учебная игра. Развитие координационных способностей. Ведение+ удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. Прием мяча различными частями тела. Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника. Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага. Товарищеская игра.