Занимательный магнит
Документы для скачивания
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа». Тема: «Магнит и его свойства». Цель: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». 2. Сформировать представление о свойствах магнита. 3. Пополнить знания детей об использова нии свойств магнита человеком. 4. Активизировать в речи детей слова: «притягивать», « примагничивать », «магнитные силы», «магнитное поле». 5. Продолжать учить самостоятельно принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения. . 6. У чить делать обобщения. Развивающие: 1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. 2. Развивать логическое мышление. 3. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде. 4. Развивать коммуникативные навыки. 5. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение. Воспитательны е: 1. Воспитывать доброжелательное отношение, желание приходить на помощь другим. 2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности. Оборудование: Магниты, стаканчики с водой, скрепки, тарелки с песком и в нем металлические предметы, кар точки с картинками и магнитом посередине, простой карандаш- по количеству детей; лабиринт на картоне 1 на двоих, карточки с картинками из железа и не из железа, ключи железные и из других материалов, схема для опыта с песком, мнемотаблицы, медиапроектор, презентация на диске, схема с подходящим к замку ключом, сундучок с замком, в нем- магнитный конструктор и медальки. Ход совместной деятельности: Организационный момент: Воспитатель зовёт к себе детей и говорит: - Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал. - Посмотрите, что изменилось, ( появился сундук и диск) . - Интересно от кого? ( На диске изображен Пин) - Вы узнали кто это? ( Пин) — А зачем же он к нам приходил? — Может ответ на компакт диске? Давайте посмотрим, что же нам хо чет сказать на ш друг. Включаем диск: «Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята! ». Вос. : Да, вот это задачку загадал нам Пи н. А вы знаете, что такое магнит? ( Магнит притягивает предметы. ) . Воспитатель п оказыва ет магнит. - Вот перед вами обычный магнит, Много секретов в себе он хранит. Магнит – это камень, у которого есть необыкновенная способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Эти камни нашли древние греки и стали называть их магнитами. - Г де мы его можем встретить, дома или в детском саду? ( У меня дома на холодильнике есть магнитик. У нас на доске рисунки висят на магнитах) . - Давайте сегодня вместе с вами поближе познакомимся с магнитом, его свойствами. - Возьмите магнит в руки и скажите, какой он на ощупь? –( холодный, твердый, железный, тяжёлый) . Индивидуальные ответы: - Паша, какой магнит? ( Холодный) . - Рита, как ты думаешь, какой магнит? ( Твердый) . - Теперь мы точно знаем, что такое магнит и готовы отравиться н а поиски ключа. Чтобы найти ключ, мы должны выполнить необычные задания. Основной этап: Идут к столу с первым заданием. - И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ». Опыт 1: Н а подносах лежа т ключи из различных материалов( бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, металл и т. д. ) . - Ребята посмотрите как же много клю чей, как среди них найти нужный металлический ключ? ( Н ужно взять магнит и попробовать какой ключ притянет магнит) ( Нашли нужный ключ) . - Ребята, давайте проверим, а вдруг ещё какой- нибудь ключ притянется к магниту. Возьмите каждый по ключу. ( Проверяют каждый свой ключ) - А из как ого материала твой ключ, Юля? А твой, Тихон? ( бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, металл и т. д. ) . - Ребята, какой вывод можно сделать? ( только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д. не притягиваются) . - Давайте с вами обозначим это свойство магнита с помощью мнемосхемы. ( Прикрепляется схема – магнит притягивает изделия из железа) - Молодцы, ребята, с первым заданием справились! А теперь следующее задание: у каждого из вас на листе бумаги изображены различные предметы. Вы должны определить, какой из этих предметов притянет магнит. Соедините стрелочкой магнит с этим предметом. ( дети выполняют задание) Провер им: - Какой пр едмет Егор соединил с магнитом? Почему? ( Скрепки, т. к. они железные и их притягивает магнит) - Почему Тихон соединил ножницы с магнитом? ( Потому что ножницы из железа, значит, притягиваются к магниту) - А почему не соединил Паша катушку с нитками? ( Потому что они не из железа) - Что у тебя притянул магнит, Юля? ( Кнопки) - Рита, а чашку с блюдцем магнит притягивает? Почему? ( Не притягивает, потому что они не из железа) - Итак, Даша, предметы, из какого материала притягивает магнит? ( Магнит притягивает только железные предметы) . - А сейчас давайте поиграем. Игра Воспитатель- магнит, дети- различные предметы( получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов) . При появлении магнита( воспитателя) железные предметы( дети) притягиваются( бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути) , а остальные дети( имеющие карточки с неметаллическими предметами) остаются на месте и делают наклоны в стороны. - Молодцы! Берём ключ и двигаемся дальше. Воспитатель как – будто нечаянно роняет ключ в стакан с водой. А вот и второе задание. «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА, НЕ ЗАМОЧИВ РУК? ». Опыт 2: на столе в стакане с водой лежит ключ. — Ребята, мне интересно, а можно ли достать ключ и не замочить руки. Как вы думаете – как? ( Индивидуальные о тветы детей: 1- вылить воду, 2- надеть резиновые перчатки) . - А я вспомнила один интересный способ: если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду. Смотрите, что у нас получится. - Хотите попробовать достать железный предмет из воды? ( Д а) . Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать. - Надо вести магнит по внешней стороне стакана. ( Дети выполняют) - Расскажите, что получилось? ( Скрепка следует за движением магнита вверх) . - Что же двигало скрепку? ( Магнитная сила) . - Какой можно сделать в ывод: ( Магнит очень сильный, его сила проходит через пласт ик и воду) - Давайте с вами обозначим это свойство магнита. ( Прикрепляется схема – магнит ная сила действует через пластик и воду) - Молодцы, у нас всё получилось, и мы выполнили ещё одно задание. Вперед. Ребята, посмотрите, тут ещё одно задание для нас. 3 задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕС КЕ? ». Опыт 3: Посмотрите, кроме песка на столе леж и т схем а. Давайте вместе посмотрим и подумаем, что нам нужно сделать? ( Читаем схемы: 1- нужно взять песок, 2- взять магнит, 3- провести магнитом над песком) . Молодцы, а теперь можно приступить к работе. ( Дети выполняют задание) - У всех получилось найти спрятанный предмет? - Юля, что у тебя было спрятано в песке? ( скрепка) - А у тебя, Рита? ( ключ) - А у вас что? ( гвоздь, кнопка) - Молодцы, все предметы в песке отыскали. - Какой можно сделать вывод? ( М агнитные силы свободно п р оходят через песок. ) - Давайте с вами обозначим и это свойство магнита. ( Прикрепляется схема – магнит притягивает сквозь песок) - А нам нужен ключ, берём его и отправляемся дальше. 4. А вот и новое задание «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ» Опыт 4: П осмотрите- 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Что бы выполнить данное задание, нам нужно разделит ь ся на пары. Посмотрите, что мы будем делать: на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом. Дети п роводят ключ по лабиринту. - У вас получилось пройти сложный лабиринт? Почему ключ двигался? Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения. - Давайте с вами обозначим это свойство магнита. ( Прикрепляется схема – магнит ные силы проходят через лист картона) - Итак, что вы узнали сегодня нового о магните? Помогут ответить нам наши мнемосхемы. ( Магнит притягивает железные предметы, действует через пластик, воду, песок, картон. ) - Молодцы. Возвращаемся к сундуку. - Ну вот, все задания выполнены, у нас все получилось. А знаете почему? Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу. - Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один. Как же нам выбрать ключ, который откроет замок? ( Ответы детей: пробовать всеми ключами открывать) ( на столе схема нужного ключа) - У нас есть с хема, как она нам может помочь? ( Ответы детей: приложить ключи) . - Правильно, давайте попробуем приложить ключи и найдем тот, который нам нужен. Рита, иди, попробуй приложить первый ключ, подходит? ( Дети по- очереди подходят, пока не найдется нужный ключ) . - Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим, что для нас приготовил Пин. - - Что это? ( магнитный конструктор) - Да, действительно, конструктор, и не простой, а магнитный. Вот, оказывается, из магнита ещё и конструкторы делают. Мы с вами позже сможем построить всё, что захотим. Заключительный этап: - Ну, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось? ( ответы детей) - А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните? ( ответы детей) - А в сундучке еще что- то есть – это Пин прислал вам в подарок за хорошую работу медальки. - Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит, мы узнаем в следующий раз.