Кл.час к Дню Конституции , учитель Давиденко Н. Ф.
Документы для скачивания
Сценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция- основной закон государства» Главная цель государства- не создать рай на земле, а не допустить ада Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско- правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли. Сценарий разработан для обучающихся 10 класса. Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства исполняется 23 года. Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать. ( Звучит Гимн Российской Федерации) Права, свободы человека — Таков приоритет страны. Мы Конституции навеки Канонам следовать должны. Мы честь отчизны охраняем, Мы все едины, мы — народ! Россия, матушка родная, Тебя спасем от всех невзгод. Нам Конституция дана, Чтобы понять, в чем ее суть. У нас прекрасная страна, А вместе с ней и весь наш путь! Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране- России! Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико- правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? ( Чтобы был порядок. Н е будет закона, будет много преступлений. ) Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам. . Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека. 10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов. В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик. Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена В торым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции. Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма. С начала 90- х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах. Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия. День Конституции — это день закона, Права и защиты наших граждан! Его мы встретим с почестью сегодня, Для России — день из самых важных! Поздравляем всех, от мала до велика, Богатеет пусть и пусть цветет страна! Конституция людей любых религий Единит и бережет всегда! В день Конституции Российской Федерации Я от души хочу вам пожелать, Лишь счастья, независимо от нации, И чаще толерантность проявлять. В России нашей множество народностей, Так пусть же между нами будет мир! Освободиться нужно от условностей, Чтоб всех нас флаг РФ объединил! 1 конкурс. Разминка: блиц- вопросы по Конституции РФ- Когда отмечается день Конституции? ( 12 дек. ) - Что такое референдум? ( Всенародное обсуждение) - Кто является гарантом Конституции РФ? ( Президент) - Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? ( Народ) - Кто несёт ответственность за образование ребёнка? ( Родители) - Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? ( Да, обратившись в представительство или посольство РФ) - Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? ( Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства. ) - С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. ( С 18 лет) 2 конкурс. Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах. - прав о- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство; - мораль- совокупность представлений людей о добре и зле; - демократи я- власть народа; - амнисти я- частичное или полное освобождение от наказания; - кодекс- единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений; - свидетель- очевидец преступления; - адвокат- защитник; - преступлени е- особо тяжкое противоправное действие; - закон- нормативно- правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством; - гражданин- лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством; - импичмент- особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента; - суверенитет- независимость. 3. Конкурс" Конституционные термины" . По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак: 1 термин: ( конституция) - русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта, - одно из значений- построение; - в биологии- индивидуальные физиологические и анатомические особенности; - на латинском- установление; - в политике- основной закон государства; 2 термин: ( государство) - имеет свою структуру; - имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий; - появилось в глубокой древности; - из- за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме; - оно различается по форме правления, по способу осуществления власти 3 термин( республика) - возникла в Древней Греции; - на латыни- общественное дело; - ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам; - это форма правления; - бывает парламентской и президентской; 4 термин( налог) - устанавливает государство; - в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок; - при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами; - идёт на содержание госструктур, армию, образование; - по статье 57 Конституции каждый обязан их платить. Конкурс капитанов. - Кто является президентом РФ? ( В. В. Путин) - Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ? ( Президент) - Форма правления в России? ( Республика) - Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? ( до 18 лет. ) - Как правильно называется наше государство? ( Российская Федерация или Россия) - Назовите основные символы государства. ( Герб, гимн, флаг. ) - Кто из граждан РФ обладает большими правами? ( Никто, все граждане равны в правах. ) 4. конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники? » Соотнесите название государственных праздников с их датами: 1. Новый год А. 23 февраля 2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января 3. День защитника ОтечестваВ. 9 мая 4. Рождество Христово Г. 1 мая 5. День Победы Д. 4 ноября 6. День народного единства Е. 7 января 7. День независимости России Ж. 8 марта 8. Международный женский день З. 12 июня «Вопрос – ответ»- дополнительный материал. Вопросы. 1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? ( На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках) . 2. Объясните, что такое гимн? ( Торжественная песня) 3. На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? ( Святой Георгий- Победоносец) . 4. Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие- то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? ( На герб петровских времен) . 5. Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? ( В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года) . 6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России( Красный, синий, белый; Белая- свобода, откровенность, благородство. Синяя- Богородица, верность, честность. Красная- державност ь, мужество, смелость, любовь) . 7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания «Определи статью» Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. ( Кража) Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой- то товар и бросился бежать. ( Грабёж) Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. ( Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что- то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений. ) Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. ( Заведомо ложное сообщение об акте терроризма) Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. ( Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия. ) Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. ( Вандализм) Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. ( Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. ) «Моя родина- Россия». Учащимся класса предлагается ответить на большее количество вопросов за ограниченное время. ВОПРОСЫ: Что такое символ? ( условный знак, обозначение) . Какие символы России вы знаете? ( герб, флаг, гимн) . Что такое герб? ( эмблема государства) . Где можно увидеть герб? ( на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах) . Что такое флаг? ( прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов) . Где можно увидеть флаг? ( на кораблях, правительственных зданиях и т. д. ) . Что такое гимн? ( торжественная песня) . Где ее можно услышать? ( на соревнованиях, встречах президентов и т. д. ) . Символом чего является белый цвет флага? ( чистота) . Символом чего является синий цвет флага? ( вера в постоянство) . Символом чего является красный цвет флага? ( энергия, сила) . Что означает слово «герб»? ( наследство) . Старинное русское название флага? ( стяг) . Деревянная игрушка – символ России? ( матрешка) . Кто является главой Российского государства? ( президент) . Когда отмечается День принятия конституции РФ? ( 12 декабря) . Назовите автора стихов гимна РФ. ( С. В. Михалков) . Назовите государственный язык нашей страны. ( Русский) . Назовите денежную единицу России. ( Рубль) . Назовите растение – символ России. ( Береза) . Назовите столицу России. ( Москва) . Какое место в мире Россия занимает по площади? ( Первое) . Как называется основной закон РФ? ( Конституция РФ) . Что при вступлении в должность президент приносит народу? ( присягу) . Когда россияне отмечают день государственного флага? ( 22 августа) . Какой царь официально ввел бело- сине- красный флаг? ( Петр 1) . А напоследок хочется сказать, Что Родина- это как вторая мать. Ее не выбирают и не губят, А просто берегут и любят. Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!