Консультация для родителей "Формируем связную речь и активируем словарь" (гр."Ручеек")
Документы для скачивания
Консультация для родителей « Формируем связную речь и активизируем словарь ». Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют формированию связной речи. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, в транспорте, на даче, перед сном и т. д. «Если бы. . . » Предложите ребёнку пофантазировать на такие темы, как: " Если бы я был волшебником, то. . . " , " Если бы я стал невидимым. . . " , " Если весна не наступит никогда. . . " «Рассказы по картинкам» Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала( вроде «Веселых картинок») . Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок- возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом. «Оживи предмет» Предложите выбрать объект на картине для обсуждения. Ребёнок определяет его характер, рассказывает о его возможных поступках и мыслях. Например, ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта. «Кто о чем говорит? » Предложите ребёнку выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем составить диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит». «Расскажи, какой? » Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например: мяч – большой, резиновый красный, легкий; огурец – длинный, зеленый, хрустящий. Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет. «Опиши игрушку» Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик. «Угадай кто? » Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь. «Сравнение» Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их. Например: мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос; у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые; у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие. «Автобиография» Вначале кто- то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой- либо предмет или явление. Например, " Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения я погибаю, и становится темно не только в душе" ( Лампочка) . " Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался" ( Воздушный шарик) . «Если вдруг» Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например, Если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы; все ножницы; все спички; все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить? Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д. » Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была: Живая вода; цветик- семицветик; сапоги- скороходы; ковёр- самолёт и т. д. «Чем закончилось? » Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика! Памятка для родителей Как учить с ребенком стихи. Путешествие в Мир Поэзии можно начинать с самого рождения. Поэзия — это ритм, а все ритмичное нравится малышам. Поэтому, не случайно, традиционные формы для самых маленьких представлены в виде стихов. Это — колыбельные песни, прибаутки, потешки, пестушки, скороговорки. Они хотя и просты по содержанию, но в то же время эмоциональны по форме обращения к ребенку. Именно эти фольклорные формы позволяют осуществлять эмоциональное сближение матери и ребенка, так необходимое в наш век излишнего рационализма и постоянной нехватки времени. С самого раннего возраста необходимо знакомить ребенка с мелодией стихотворения. Читайте стихи, пойте колыбельные своему малышу, соблюдая правильную интонацию и ритм. Все это будет способствовать развитию памяти естественным путем – как базы для дальнейшего успешного запоминания. Ну, а начинать учить стихи лучше с возраста от 3 до 5 лет, ведь именно в этот период память малыша развивается особенно быстро. Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком. 1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения. 2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении? 3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста. 4 этап. Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза( вслух и шепотом) 5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук. Здесь можно придумать любые движения, чтобы сработала двигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при заучивании. Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются. 6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память. 7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам. Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями. Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить. 8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну- ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили. Можно попросить малыша, чтобы он выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой- нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т. д. Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику. 9 этап. Повторите стихотворение через день, через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет. Вот и все. Если вы пройдете эти 8- 9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека( слуховую, зрительную, образную память включаем, кинестетическую – движения) и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи. Если Вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.