a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Формируем связную речь и активируем словарь" (гр."Ручеек")

Опубликовано: 2017-01-19 13:35:28

Документы для скачивания

Консультация для родителей « Формируем связную речь и активизируем словарь ». Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.  Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют формированию связной речи. В  эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, в транспорте, на даче, перед сном и т. д. «Если бы. . . »  Предложите ребёнку пофантазировать на такие темы, как: " Если бы я был волшебником, то. . . " , " Если бы я стал невидимым. . . " , " Если весна не наступит никогда. . . " «Рассказы по картинкам»  Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала( вроде «Веселых картинок») . Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок- возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом. «Оживи предмет»  Предложите выбрать объект на картине для обсуждения. Ребёнок определяет его характер, рассказывает о его возможных поступках и мыслях. Например, ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта. «Кто о чем говорит? »  Предложите ребёнку выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем составить диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит». «Расскажи, какой? » Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например: мяч – большой, резиновый красный, легкий; огурец – длинный, зеленый, хрустящий. Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет. «Опиши игрушку» Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик. «Угадай кто? »   Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь. «Сравнение» Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их. Например:   мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос; у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые; у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие. «Автобиография» Вначале кто- то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой- либо предмет или явление. Например, " Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения я погибаю, и становится темно не только в душе" ( Лампочка) . " Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался" ( Воздушный шарик) . «Если вдруг» Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например, Если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы; все ножницы; все спички; все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить? Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д. » Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была: Живая вода; цветик- семицветик; сапоги- скороходы; ковёр- самолёт и т. д. «Чем закончилось? » Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика! Памятка для родителей Как учить с ребенком стихи. Путешествие в Мир Поэзии  можно начинать  с самого рождения. Поэзия — это ритм, а все ритмичное нравится малышам.   Поэтому, не случайно, традиционные формы для самых маленьких представлены в виде стихов.   Это —   колыбельные песни, прибаутки,   потешки, пестушки, скороговорки.  Они хотя и  просты по содержанию,   но в то же время  эмоциональны по форме обращения к ребенку. Именно  эти  фольклорные формы позволяют  осуществлять эмоциональное сближение матери и ребенка, так необходимое в наш век излишнего рационализма и постоянной нехватки времени. С самого раннего возраста необходимо знакомить ребенка с мелодией стихотворения. Читайте стихи, пойте колыбельные своему малышу, соблюдая правильную интонацию и ритм. Все это будет способствовать развитию памяти естественным путем – как базы для дальнейшего успешного запоминания. Ну, а начинать учить стихи  лучше с возраста от 3 до 5 лет, ведь именно в этот период  память малыша развивается особенно быстро. Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком. 1 этап.  Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку  прочувствовать настроение и характер стихотворения.  2 этап.   Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?  3 этап.   Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.    4 этап.   Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза( вслух и шепотом)    5 этап.   Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.   Здесь можно   придумать любые движения, чтобы сработала  двигательная  память и  ребенку легче будет запомнить порядок строк.  Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при  заучивании.   Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.    6 этап.   Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к  тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.    7 этап.   Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.   Если фраза длинная, то можно разбить ее на части.  Заучивание совмещать с  показами  картинок и движениями.   Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.    8 этап.  Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.   Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну- ка,  расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.   Можно попросить малыша, чтобы он  выучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой- нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т. д.   Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету,  и с удовольствием будут рассказывать и  вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.    9 этап.  Повторите стихотворение через день,   через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.   Вот и все. Если вы пройдете эти  8- 9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека( слуховую,   зрительную,   образную память включаем,  кинестетическую – движения)   и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи. Если Вы будете  учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.

Оставить комментарий: