a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ЗВЕЗДОЧКА образовательная программа

Опубликовано: 2017-01-20 09:03:51

Документы для скачивания

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» пгт. Немак Немского района Кировской области Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю: к реализации в 2016- 17 уч. г. Директор МКУ ДО ЦДОД пгт. Нема Педагогический совет № 1_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Л. В. Чеченова От 30. 08. 2016 г. Приказ № Дополнительная общеразвивающая программа « Звездочка» социально- педагогической направленности Срок реализации: 2 год а Возраст детей: 5- 7 лет Составитель программы п еда гог дополнительного образования Шведчикова Татьяна Павловна пгт. Нема 2016 год Пояснительная записка: Актуальность: Самыми заметными нарушениями речи являются неправильное звукопроизношение, неправильно изменение слов по родам, числам, падежам. Но даже самые простые нарушения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом. Ребенок, имеющий речевые нарушения с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок( это называется дислексией и дисграфией) . Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам. Ребенок с нарушениями речи выглядит инфантильным, кажется меньше своих лет, часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. Дополнительная общеразвивающая программа « Звездочка»» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 Уставом МКУ ДО ЦДОД пгт. Нема Немского района Кировской области При разработки программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми ОНР: дополнительная образовательная программа по коррекции речи «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» Т. ф. Филичевой, Г. В. Чирковой; «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте» Т. А. Летуновская, В. В. Сеничкина, методические пособия по коррекции общего недоразвития речи О. Н. Лиманская Новизна данной программы заключается в том, что автоматизация звуков, включение их в активную речь идет в ходе занятий по декоративно- прикладному творчеству. Цель программы: устранение речевых недостатков у детей среднего и старшего дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Задачи: - совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения; - развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно- акустическим характеристикам; - формировать практические умения и навыки п ользования исправленной речью; - развивать психические функции; - развивать общую и мелкую моторику. Под теоретическую и методологическую основу программы   заложены   положения, разработанные в Л. С. Выготским, Р. Е. Левиной, В. И. Лубовским и др. Принцип развивающего обучения( формирование «зо ны ближайшего развития») ; П ринцип единства диагностики и коррекции отклоне ний в развитии; Принцип генетический, раскрывающий общие законо мерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза; Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в за висимости от структуры и выраженности речевого на рушения; Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и лично стное развитие ребенка с отклонением в речи; Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. При разработке программы учитывалось, что процесс нормализации речи детей должен осуществляться с учётом  общедидакт ических и специальных принципов. 1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. 2. Принцип коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи. 3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. 4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 5. Комплексность воздействия на ребенка. 6. Воздействие на все стороны реч и 7. Опора на сохранные звенья. 8. Учет закономерностей онтогенеза. 9. Учет ведущей деятельности. 10. Учет индивидуальных особенностей ребенка. . Возраст детей: Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраст с 5 до 7 лет. В кружок принимаются дети имеющие дефекты речи. Срок реализации: программа рассчитана на 2 года Особенности работы по программе: Работа по данной программе ведется индивидуально с каждым ребенком. Выбор индивидуальной формы занятия обусловлен специфическими нарушения звукопроизношения у каждого ребенка. Именно индивидуальная форма занятия позволяет подобрать упражнения и методику работы по коррекции конкретного речевого нарушения. На 2 и 3 этапах допускается работа с подгруппой детей имеющих сходные проблемы. Коррекция ведется на основании речевых карт обследования каждого ребенка. На 1, 2, 3, 4 этапах работа ведется по расписанию. Данная п рограмма не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.   Дополнительно к программе составляется план работы с родителями. ( Подробно приложение № 1) Ведущей идеей программы является подготовка детей к успешному обучению в школе. Только правильная, грамотная во всех отношения речь даст возможность ребенку успешно осваивать школьную программу, комфортно общаться с окружающими и в полной мере реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Ожидаемые результаты. К концу освоения образовательной программы, обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, предусмотренными программой. У дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко- слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков. Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе. Примерные сроки устранения речевых нарушений ФНР – 6 месяцев ФФНР – 1 год ОНР – 2 года Первый блок- коррекция звуковой стороны речи Этапы реализации первого блока 1 этап( диагностический) «Диагностика сенсорных и речевых процессов у детей» 2 этап( установочный, проведение инструктажей) «Я хочу научиться красиво говорить» 3 этап( подготовительный) «Выполняем артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, развиваем мелкую моторику- развиваем речь» 4 этап( индивидуальный) Индивидуальная работа по индивидуальным коррекционным программам. 5 этап( заключительный) Оценка качества и устойчивости результата коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно- образовательной перспективы ребенка. ( Решение о завершении или продолжении коррекционной работы с детьми по звуковой стороне речи) ( Подробно в Приложении №2) Второй блок – коррекция грамматического строя речи Дан ная работа ведется параллельно с автоматизацией и дифференциацией речевых нарушений. 1. О бучение фонематическому синтезу: Цель: Научить составлять слова из заданного количества звуков: ( К, О, Т. ; М, А, К. ; Д, О, М. ; С, О, К. ) составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: ( А, Р, Ш. Д, М, Ы. А, Р, К. ) ; определять из скольких звуков состоит слово, выделять одинаковые звуки в двух названиях слов, определять место звука в слове, определять последовательность звуков в слове, определять из скольких звуков состоит слово, 2. Обучение фо нематическому анализа: Цель: Научить определить место звука в слова. Работа по обогащению словаря существительных, глаголов, прилагательных, наречий, 3. Об учение словоизменениям: Цель: Научить изменять существительные по падежам, прилагательные по родам, подбирать глаголы к существительному, изменять существительные женского, среднего, мужского рода по числам, согласовывать существительные с числительными, изменять глаголы по временам 4. Обу чение словообразованиям: Цель: Научить образованию новых глаголов от глагольных основ с помощью приставок, образованию глаголов с противоположным значением с помощью приставки, образованию существительных с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса, образованию прилагательных от существительных 5. Обучени е самостоятельной речи: Цель: Научить составлять предложения по картинкам, составлять рассказы по серии картинок, составлять пересказы текстов. ( Подробно в приложении № 3) \ Методическое обеспечение программы Занятия Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие длительностью 25 минут. Методы организации занятий- словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, игровой, интеграционный, психологический и социологический Оборудование: Комната для индивидуальных занятий, стол с зеркалом для занятия педагога с ребенком, наглядный демонстрационный материал, методическая литература. Наглядно- иллюстративные и дидактические материалы: Наглядные пособия: художественные альбомы, журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, видео кассеты, компакт- диски, методические разработки: пособия, тесты, кроссворды, логические игры…, словесные игры, пальчиковые игры. Мониторинг В мониторинге учитываются следующие показатели усвоения детьми программы: чистота звукопроизношения; автоматизация звуков в речи; умение строить предложения; умение произносить монолог, чётко высказываться; умение вступать в диалог. Цель мониторинга: выявление и отслеживание уровня развития речи детей. Виды мониторинга: - Предварительный контроль( проводится в первые дни обучения и выявляет исходный уровень развития речи и дефекты произношения воспитанников; позволяет скорректировать учебно- методический план и программу; определить направления и формы индивидуальной работы) - Текущий контроль( определяет степень усвоения воспитанниками учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям; цель контроля повысить ответственность и заинтересованность воспитанников в усвоении материала; обеспечить ритмичность и организованность учебной работы; своевременная коррекция планов с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения) - Итоговый контроль( проводится с целью определения степени достижения результатов воспитанниками, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее самостоятельное обучение; получение сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения) Формы мониторинга: Диагностики( подробно приложение №4) Игры( помогают закрепить и расширить предусмотренные программой ЗУН) Тестовые задания по «Логопедическому альбому» О. Б. Иншаковой Список л итература для педагога: О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда» Е. М. Косинова «Домашний логопед» Н. С. Жукова «Уроки логопеда» О. А. Степанова «Дошкольная логопедическая служба» Е. А. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия» Т. Ю. Бардышева «Логопедические занятия в старшей группе детского сада» В. И. Руденко «Логопедия. Практическое пособие» М. А. Полякова «Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство 9. А. Герасимова «Уникальное руководство по развитию речи» 10. А. Тер «Популярная логопедия» 11. И. Ю. Кондратенко «Произносим звуки правильно» 12. н. Бабкина «Занимательные игры со словом» 13. Серия «Солнечные ступеньки»- логопедические тетради 14. З. А. Арефьева «Работа логопункта в дошкольном образовательном учреждении» 15. Е. С. Бабина «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе» 16. Л. А. Боровцева «Документации учителя- логопеда» 17. Г. А. Каше «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи( в подготовительной к школе гр1) Список литературы для детей: 1. Доктор Айболит. ( в прозе) К. Чуковский   2. Бибигон. К. Чуковский   3. Летающий на стрекозе П. Катаев( про Бибигона)   4. Умная собачка Соня. А. Усачёв( простенько и с юмором)   5. Домовёнок Кузька Т. Александрова   6. Пять робинзонов П. Катаев( не совсем из нашего времени, там про пионеров есть некоторые эпизоды, мы их пропускали) .   7. Девочка и Белочка П. Катаев   8. Буратино. А. Толстой   9. Не буду просить прощения. С. Прокофьева   10. Поучительные истории про мальчика Яшу. Э. Успенский( с юмором)   11. Денискины рассказы. В. Драгунский   12. Подружки идут в школу. Л. Воронкова   13. Рассказы. Н. Носов   14. Рассказы о животных. В. Бианки   Приложение №1 План работы с родителями воспитанников объединения «Звездочка» № Наименование Сроки Ответственный Общее родительское собрание Сентябрь, Май Т. П. Шведчикова Индивидуальные консультации с каждым родителем по речевым картам обследования детей. Начало года, конец года Т. П. Шведчикова Индивидуальные консультации По необходимости Т. П. Шведчикова Открытые занятия для родителей по теме «Артикуляционная гимнастика» Сентябрь Т. П. Шведчикова Статьи в районную газету по теме «Развитие речи детей» В течение года Т. П. Шведчикова Участие в творческом отчете ДДТ в Доме культуры Май Т. П. Шведчикова Участие в праздничных утренниках и развлечениях в детском саду В течение года Т. П. Шведчикова

Оставить комментарий: