Памятка для молодых воспитателей
Документы для скачивания
Памятка для молодых воспита телей" Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ" Старайтесь: Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела. Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом. Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным. Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное. Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья. Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным. Помните: " Терпение – дар Неба" . Обладающий терпением не унизится до раздражения. Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам. Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию. Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно. Не скупитесь на похвалу. Не создавайте конфликтных ситуаций. Следите за внешностью и поведением. Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания. Воспитывая детей, стремитесь: Любить ребенка таким, каков он есть. Уважать в каждом ребенке личность. Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу. Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития. Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания. Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном. Поощрять стремление ребенка задавать вопросы. В детском саду запрещается: Кричать и наказывать детей. Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение. Приходить к детям с плохим настроением. Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка. Оставлять детей одних. Унижать ребенка. Наше педагогическое кредо: Щедрость души, чуткость, доброта, искренняя заинтересованность в успешной судьбе ребенка. Признание равенства педагога и ребенка в правах как основы эмоционально- психологического контакта. Признание права ребенка на индивидуальность. Всесторонняя диагностика воспитательно- образовательного процесса. Личностно- ориентированный подход в развитии и воспитании ребенка. Развитие первоначального успеха каждого ребенка. Заповеди воспитателя Заповедь 1. Люби воспитанника, доверенного тебе родителями, всей душой, сердцем и разумом. Заповедь 2. Старайся видеть в каждом своем воспитаннике полноправную, уникальную личность, достойную признания и уважения. Заповедь 3. Осознавай в полной мере ответственность за каждого вверенного тебе ребенка: за его физическое состояние и эмоциональное благополучие. Заповедь 4. Отдавай ежедневно детям все, что знаешь и умеешь сам, развивай их способности, выбирая самые прогрессивные методы обучения. Заповедь 5. Помни, что знания без чувств, добрых дел и чистых помыслов, не окрыляют, а отягощают и разрушают любого человека, в том числе, ребенка. Заповедь 6. Твердо знай, что любое осуществляемое тобой насилие над личностью( физическое или моральное) , независимо от его цели, ставит под вопрос твое звание «педагог». Заповедь 7. Оценивай поступок, а не личность, и никогда не предпринимай воспитательных воздействий в дурном настроении. Заповедь 8. Воспринимай родителей своих воспитанников как первых союзников в деле развития детской личности. Заповедь 9. Славь профессию свою праведным педагогическим трудом во благо будущих поколений. Заповедь 10. Дорожи детским садом как своим родным домом, даже если в нем иногда протекает крыша. Содержание обучения в детском саду. Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе. В детском саду проводятся 2 – 3 НОД в день длительностью от 10 до 30 мин в зависимости от возрастных особенностей ребенка, как правило в первой половине дня. структура НОД- организационный момент; - начало НОД( установки к ходу НОД) ; - ход НОД; оценка деятельности детей, подведение итогов( конец НОД) . В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Е. И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. При организации обучения детей в ДОУ и проведении НОД педагогам необходимо учитывать следующие требования: • Не следует смешивать процесс обучения с игрой, т. к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения. • НОД должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания. • Широко использовать в целях обучения дидактические игры( настольно- печатные, игры с предметами( сюжетно- дидактические и игры- инсценировки) , словесные) и игровые приемы, дидактический материал. • НОД в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям. • НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей( знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности) . • В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные НОД. Структура непосредственно образовательной деятельности Начало НОД предполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность( последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты) Ход( процесс) НОД. Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения( минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение) . Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Окончание НОД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности. Триединая цель непосредственно образовательной деятельности( НОД) ? Образовательная: повышать уровень развития ребенка Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности- речь, память, внимание, воображение, восприятие. НОД пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует. Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность( НОД) ? Шпаргалка для воспитателя Как подготовить НОД I. Определение темы и ведущих понятий. 1. Четко определить и сформулировать тему. 2. Определить место темы в учебном плане. 3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное НОД. 4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других НОД II. Определение целей и задач Определить целевую установку НОД— для себя и для детей, понять, зачем данное НОД вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД. III. Планирование учебного материала 1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. 2. Подобрать учебные задания, целью которых является: · узнавание нового материала, · воспроизведение, · творческий подход к заданию. 3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: · подводящие детей к воспроизведению материала, · способствующие осмыслению материала, · способствующие закреплению материала. IV. Продумывание «изюминки» НОД Каждое НОД должно содержать что то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для раннего или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. V. Группировка отобранного материала Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового. VI. Планирование контроля за деятельностью детей Продумать: · что контролировать, · как контролировать, · как использовать результаты контроля. Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе. VII. Подготовка оборудования Сос тавить список необходимых наглядных- дидактических пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает. После того как воспитатель провел НОД необходимо провести самоанализ так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД. Проведение самоанализа НОД 1. Определить место НОД в теме и общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после НОД. 2. Охарактеризовать триединую дидактическую задачу НОД, как заранее спланированный результат и соотнести поставленные цели для детей и педагога с достигнутыми на НОД, определить причины успеха или неудачи. 3. Определить уровень формирования НОД( логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений( соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма) . 4. Ответить на вопрос, что нового дало НОД для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интересов к данному НОД. 5. Подумать, насколько оптимально было выстроено НОД: соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям? 6. Оценить степень активности детей на занятии: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к НОД? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность. 7. Каким был темп НОД? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых НОД, а до чего додумались сами дети? 8. Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал? » 9. Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано? 10. Охарактеризовать психологическую атмосферу НОД, степень доброжелательности, взаимо заинтересованн ость всех участников процесса. 11. Эмоциональное состояние педагога до НОД и после него: изменилось ли оно? В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в НОД? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус? При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику НОД в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении. Какова форма проведения НОД? ( Комбинированное, НОД отчет, КВН и т. д. ) Обоснуйте выбор формы НОД. При анализе деятельности детей и педагога пп. 5 и 7 необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались, какова форма работы детей на НОД( коллективная, групповая, индивидуальная) . На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из НОД, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу НОД, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп НОД, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения. Критерии оценки НОД Шпаргалка для начинающего воспитателя Обучение должно быть: 1) научным, 2) проблемным, 3) наглядным, 4) познавательным, 5) доступным, 6) систематическим и последовательным, 7) прочным, 8) развивающим, 9) воспитывающим: · внимание, · память, · мышление, · эмоции, · воображение. В ходе НОД применяются методы: 1. Объяснительно- иллюстративные. 2. Репродуктивные. 3. Частично- поисковые. 4. Исследовательские. Организаторская деятельность воспитателя. 5. Готовность педагога к НОД. 6. Целевая установка НОД. 7. Санитарно- гигиенические нормы. 8. Индивидуальная работа. 9. Нормы оценки знаний. 10. Наличие обратной связи. 11. Рациональность использования времени. 12. Организация рабочего места. 13. Практические навыки и умения. 14. Самостоятельная работа. 15. Самоконтроль и самооценка. 16. Коллективная, индивидуальная, групповая работа. 17. Развитие речи, качество ответов детей. Данная система построения, проведе ния и анализа НОД помогает педагогам работать, а малышам — получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат. Десять секретов при проведении родительского собрания Родительское собрание является необходимым атрибутом дошкольной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему воспитателю. 1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п. 2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями. 3. Особое внимание обратите на размещение родителей на собрании. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга. 4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга. 5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение( мнение) , необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д. 6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением. 7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей. 8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая. 9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета. 10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения. Правила поведения воспитателя на родительском собрании 1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями. 2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним. 3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у детского сада и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети. 4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех воспитанников- и благополучных, и детей группы риска- ушли с собрания с верой в своего ребенка. 5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь. Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание. Родительские собрания могут быть; организационными; текущими или тематическими; итоговыми; обще дет садовскими и групповыми. Родительское собрание закономерно считается не менее сложным" жанром" , чем проведение НОД. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители- для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны- детей. Этапы родительского собрания. 1 этап. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания. 2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания- предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов; - Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. - Ознакомление родителей с состоянием социально- эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление" детских грехов" . Психолого- педагогическое собрание. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого- педагогической компетентности родителей- одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д. Обсуждение организационных вопросов( экскурсии, приобретение пособий и т. д. ) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: " Я вас понимаю! " , " Я с вами согласен! " . 3 этап. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это в последствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации. Работа с родителями. Организация взаимодействия с коллективом группы требует от педагога соблюдение определенных правил общения с семьями детей. Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен; Общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку; Изучение семей детей должно быть тактичным и объективным; Изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. Изучая семьи детей, педагог должен обратить внимания на следующую информацию о семье ребенка: общее сведения о родителях или людях, их заменяющих; жилищные условия и семьи и ее материальная обеспеченность; образовательный уровень семьи, интересы родителей к детскому саду и к жизни ребенка в детском саду; уровень педагогической культуры родителей; авторитарность семьи в глазах ребенка; степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка: семейные традиции, обычаи и ритуалы; положение ребенка в семье( благоприятное, неблагоприятное) ; воспитательные возможности семьи. Изучение семей позволяет педагогу ближе познакомиться с самим ребенком, понять уклад жизни его семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Чтобы вас услышали. Главная задача любого информатора- сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов. Начало разговора. Главное требование- начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию. Вот несколько советов. Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2- 3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения. Правильно представитесь( если это первая встреча) . Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.