Реализация требований Закона об образовании РФ в практике педагогического работника.
Документы для скачивания
«Реализация требований Закона об образовании РФ в практике педагогического работника».
Компетентный педагог – это не только тот, кто в совершенстве владеет теорией и практикой обучения и воспитания детей, образовательными технологиями, но также и тот, кто имеет компетенции в области современного законодательства. Основные документы, которые нужно внимательно прочитать каждому специалисту, работающему в системе дошкольного образования – это «Закон об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ) и ФГОС ДО, введенный действие 1.09. 2014 г.
Безусловно, прочитать не достаточно. Важно вникнуть, понять и осознать, какие права и обязанности устанавливает данный Закон, какие возможности для реализации профессиональных функций он предоставляет. Незнание Закона, как известно, не освобождает от ответственности и приводит к грустным результатам: педагог не ориентируется в правовом поле, не умеет отстоять своих права на ведение профессиональной деятельности, не представляет себе допустимых границ во взаимодействии с руководителями организации, а также и с родителями.
Предлагаемые материалы представляют тексты тех глав «Закона об образовании в РФ», которые непосредственно касаются профессиональной деятельности специалистов по дошкольному воспитанию. Сразу подчеркнем, что многие Статьи Закона являются открытыми (то есть их можно конкретизировать и дополнять), что и было сделано многими региональными и муниципальными службами. Поэтому каждый педагог должен иметь не только тексты настоящего Закона и ФГОС ДО, но и другие региональные документы, непосредственно касающиеся его деятельности. За дополнениями и изменениями в Законе и других подзаконных актах нужно постоянно следить - только таким образом можно оставаться в правовом поле (обычно, изучение правовых норм включено в Содержание курсов повышения квалификации).
К предлагаемым статьям дается краткий комментарий (выделено желтым цветом).
Выделение подчеркивает наиболее важные положения Закона, на которые в первую очередь следует обратить внимание.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;
8) федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания,структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация(примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;
26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
30) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;
31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
32) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;
33) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
34) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Толкование основных понятий, которые приведены в Законе – это новшество. Рекомендация для педагогов: завести свой Глоссарий педагогических понятий и терминов (не только этот, но и постепенно добавлять из других источников).
Компетентный специалист владеет профессиональной терминологией и таким образом может читать и правильно интерпретировать как законодательные документы, так и теоретическую информацию.
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
- Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Комментарий:
Данная статья приводит основные приницпы государственной политики и правового регулирования в сфере образования. Эти принципы важно знать. Поскольку они носят демократический характер и создают условия для гуманизации образовательных отношений между всеми его участниками: руководителями, педагогами, детьми и их родителями.
Важно, что в этой Статье подчеркиваются приоритеты государственной политики ( см. перечисление). Эти приоритеты могу служить основными целями и задачами образовательных программ.
Обращаем внимание также на п.6 – светский характер образования в государственных муниципальных … и др. учреждениях. Это значит, что нельзя проводить религиозную пропаганду, организовывать религиозные праздники (что иногда имеет место в детских садах). Иногда бывает не просто провести с детьми такие праздники, как Рождество, Пасху. Такие мероприятия необходимо преподносить как традиционные праздники русского народа, связывая их содержание не с религией, а только с исторической, светской основой. Не вдаваясь в подробности, рассказать детям об обычаях традиционной русской культуры, ставя акцент на музыке, песнях, хороводах, оформлении праздников, угощении, играх и др.).
Поскольку Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, важно не затрагивать религиозных чувств у воспитанников из разных семей (католических, мусульманских, иудейских и др.).
В п. 7 и 9 подчеркнуто право педагогических работников на свободу в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.
Важно этими правами пользоваться и грамотно противостоять, если вам навязывают против вашей воли использование той или иной программы или технологии, или не соответствующей формы работы с детьми (например, проведением музыкальных занятий на улице в холодную погоду). Обоснованием вашего отказа могут быть данные статья Закона.
В 10 статье подчеркивается демократический характер управления образовательной организацией, привлечение к этому важному процессу всех сотрудников.
В некоторых образовательных организациях доминирует авторитарное управление кадрами, что противоречит данной стать ФЗ.
В 11п. 3 статьи ФЗ категорично подчеркивается недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования. Это значит, что если педагогическому работнику навязывают, например, обучение на курсах повышения квалификации только в рекомендованной организации и горят, что другие Удостовреения (даже установленного образца и подкрепленные гос. Лицензией), не пр нимаются – то это является прямым нарушением 11 статьи данного Закона.
Согласно п.11 ст. 3 каждый педагог может самостоятельно делать выбор организации и образовательной программы для повышения квалификации.
Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
- Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).
- 2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
- Основнымизадачамиправового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования.
Данная статья защищает права каждого участника образовательных отношений. Обратите внимание на п.3. - создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования. Каждый педагог, устраиваясь на работу, должен конкретизировать и свои интересы, и ожидания руководителя. Если выяснится, что не получается согласовать интересы, то лучше не устраиваться в такую организации.
Не менее важно учитывать интересы детей – прежде всего, их потребности в свободном времени, играх, свободе выбора деятельности по интересам.
В современных детских садах об этом часто забывают, особенно в период подготовки к праздникам или очередным конкурсам.
Важно знать, что, попирая интересы детей, педагог нарушает Закон.
Cт./12. Образовательные программы
п.5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
П.6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Комментарии
Статья 12 снова подтверждает требование по самостоятельной разработке образовательных программ организацией. Каждый специалист должен к этому отнестись творчески и конструктивно, поскольку появилась возможность создать такой комплект документации ( учебных планов, содержания мероприятий с детьми и их родителями и др.)., который бы соответствовал возможностям данного педагога, условиям детского сада и контингенту детей. Так, например, музыкальный руководитель самостоятельно определяет. Какое количество праздников. В каких формах он планирует провести с воспитанниками детского сада.
Содержание образовательного модуля, входящего в образовательную Программу, музыкальный руководитель разрабатывает самостоятельно и представляет для коллективного согласования и утверждения.
Обращаем внимание, что в соответствии с Законом «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников (традиционного способа проведения мониторинга, который бытует до сих пор во многих детских садах), а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта.
Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.
Это значит, что ребенок может получать дошкольное образование и в семье, а специалисты детского сада должны родителям оказывать консультационную поддержку (см. следующую статью).
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления,образовательные организации оказывают помощь родителям(законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Иные права и обязанности родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
- За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В данной статье подчеркивается ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей. Детский сад, как было сказано выше, оказывает семье профессиональную помощь в воспитании и развитии ребенка.
Образовательная организация обязана родителям дать возможность познакомиться со всей документацией, содержанием программ, учебных планов, планов мероприятий и т.д. Родители вправе принимать активное участие в управлении дошкольной образовательной организацией в соответствием с Уставом.
Обращаем внимание на то, что проведение медико-психолого-педагогических обследований проводится с согласия родителей, по их желанию – в их присутствии. Это очень важное требование, которое также на практике не всегда реализуется (что может привести к нарушению прав ребенка).
Родители, согласно требованиям Закона, обязаны также «соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий…».
Другими словами, родители должны соблюдать корпоративные традиции, правила поведения на праздниках, требования по созданию условий, благоприятствующих комфортному состоянию их детей на утренниках и других массовых мероприятиях. Эти требования фиксируются в локальных нормативных актах детского сада, с которыми родителей знакомит руководитель образовательной организации.
Конкретизируя данное содержания, обратим внимание музыкальных руководителей на вечные проблемы:
- введение для родителей правил по видео и фотосъемкам детей на праздниках (упорядочить и запретить то, что мешает проведению детских мероприятий);
- ввести требования по культуре поведения родителей на детских праздниках;
- конкретизировать обязанности родителей по подготовке детей к восприятию и участию в массовых праздниках и выступлениях.
Родители обязаны ознакомиться с этими документами и поставить свою подпись.
Для педагога важно создать условия для доверительного, творческого взаимодействия с семьей. Требования данный статьи ФЗ важно использовать как основу такого взаимодействия.
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
- Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица,имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
- Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 46 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемая норма устанавливает общие образовательные требования (образовательный ценз), дающие право лицу заниматься образовательной деятельностью, на занятие искомой должности. Этот ценз определён в виде минимума - среднего профессионального или высшего образования.
Дополнительным обязательным требованием на занятие указанной деятельностью является наличие знаний и умений, перечисленных в ЕТКС и/или профессиональном стандарте.
Номенклатура должностей, то есть перечень названий руководящих работников, осуществляющих деятельность в образовательной сфере, утверждается Правительством России. Проект такого Постановления опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки. В него вошли 4 должности руководителей образовательных организаций и 28 должностей педагогических работников: воспитатель (включая старшего), музыкальный руководитель, учитель, преподаватель, тьютор (от англ. опекун, защитник, концертмейстер, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед), педагог-психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, тренер-преподаватель (включая старшего), старший вожатый, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, инструктор по труду, методист (включая старшего), педагог дополнительного образования (включая старшего), руководитель физического воспитания, мастер производственного обучения, декан факультета (директор института), заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент
Источник: zakonobobrazovanii.ru/glava-5/statya-46
В настоящее время идет подготовка к введениию Профессионального стандарта, в котором сформулированы требования к каждой педагогической специальности, профессиональные функции и обязанности.
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
- Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
- В Российской Федерациипризнается особый статус педагогических работниковв обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
- Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе