Конспект по познавательному развитию «Путешествие в весенний лес»
Конспект по познавательному развитию
«Путешествие в весенний лес»
для детей среднего возраста
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе весной, на примере леса через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать представление детей о характерных признаках весенней природы.
2.Учить составлять рассказ по мнемотаблице (мнемотехника).
- Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу.
Развивающие:
1.Закреплять знания детей знакомых о деревьях, цветах, животных; расширять представления о простейших связях в природе.
- Развивать любознательность, память, умение делать выводы.
- Развивать двигательную активность детей, координацию, ориентацию в пространстве, координацию слов с движениями через использование физических упражнений, хороводной игры, пальчиковой гимнастики.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к весеннему пробуждению в природе, учить видеть красоту леса и радоваться ею.
- Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Оборудование: иллюстрации деревьев, игровые зоны «Лес», «Поляна», аудиозаписи «Голоса птиц», «Шум леса», картинки: к игре «Назови дерево», к подвижной игре « Создай лес: хвойный и лиственный», «Правила поведения в лесу».
Ход занятия6
Воспитатель:
Кто-то бросил мне в оконце.
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
От кого пришло письмо?
Воспитатель: Дети, вы поняли, от кого пришло письмо?
Дети: От кошки, воробья.
Воспитатель:
Нам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
Вам загадку отгадать.
Загадка:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: весна.
Воспитатель: Пришла к нам весёлая гостья весна
И всё пробудилось от зимнего сна.
- В письме весна нам еще прислала интересные картинки, с разными своими приметами. Посмотрите внимательно и расскажите что происходит в природе с приходом весны? (Рассматривание мнемотаблицы)
(Дети по очереди называют приметы весны)
- Ярко светит солнце;
- Набухают почки и появляются первые листочки;
- Пробивается первая травка;
- Прилетают птицы из тёплых краёв;
- Просыпаются насекомые;
- Распускаются первые цветы.
- Зайцы меняют свои шубки, у медведей появляются детеныши.
(Воспитатель обобщаю ответы детей)
Воспитатель: Сегодня весеннее Солнышко приглашает нас в лес. А раз у нас весна, то в какой же лес мы с вами пойдём? (весенний)
- Собирайтесь скорей в необычный поход,
Ждут нас тайны лесные,
В лес тропинка зовёт.
Воспитатель: Не будем терять время, отправляемся в путешествие. Идите за мной. В лесу нельзя далеко уходить от взрослых, можно заблудиться.
Прохождение пути препятствий:
- Вот узкая тропинка (ходьба по шнуру)
- Перешагиваем через пеньки (ходьба с перешагиванием через 3 кубика)
- Здесь бежит широкий ручеек (на полу лежат два шнура) Как мы его можем пройти? Мы его перепрыгнем, перешагнем (прыжки на двух ногах через препятствие).
- Вот деревья наклонились низко-низко и нам надо наклоняться (подлезание под дугу)
- Ребята, вот мы дошли до болота, на болоте нужно быть осторожными, если мы упадём в болото, то можем утонуть. Чтобы нам не упасть в болото, мы пойдём по кочкам. Идите аккуратно, осторожно друг за другом, не толкайтесь.
Воспитатель: Мы с вами преодолели все препятствия. Вот мы и очутились в весеннем лесу.
- Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок, и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои! (звучит запись шума леса)
Воспитатель: Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой.
– Назовите деревья, которые растут в лесу. (Береза, ель, сосна, рябина, клен и т.д.)
– Много разных деревьев в лесу, вы правильно назвали их. А как их отличить? (У березы ствол белый, листочки мелкие, круглые, а у рябины ствол темно-коричневый, листочки узкие, продолговатые. У елки иголки.)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки о деревьях. А отгадки вы найдете на картинках.
- Стоит в белой одёжке, на ветвях серёжки. ( берёзка)
- Что же это за девица не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.(ель) - Развесила бабуся оранжевые бусы,
прилетели свиристели, все бусы съели. (рябина) - У меня длинней иголки, чем у ёлки,
очень прямо я расту в высоту. (сосна)
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что есть у дерева»
Игра: «Что есть у дерева?» (на закрепление знаний о строении дерева)
–Есть у дерева крепкие корни, –Есть ствол, а на стволе кора,
глубоко схоронились в земле, если жара укроет она,
чтобы дерево крепко стояло, ну а если сильный мороз,
чтобы ветки и листья питало. ствол защитит, чтобы он не
замерз.
Воспитатель: Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?
Дети: Лиственный.
Воспитатель: Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?
Дети: Хвойный.
Воспитатель: Молодцы. Предлагаю поиграть в игру « Создай лес»
Игра «Создай лес»
дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.
Воспитатель: Молодцы, какой замечательный лес мы с вами посадили. А скажите в лесу можно рвать цветы, траву? (Нет) вот и на знаке нарисовано (показ знаков)
Воспитатель: А теперь пройдем на полянку.
Физминутка «Вместе по лесу идем»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте).
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны).
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой).
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх).
Отдохнуть мы все успели
И тихонечко присели.
Воспитатель: Посмотрите, какие травы вы здесь видите? (Крапива, одуванчик, лопух, мать-и-мачеха и т.д.).
– Многие растения не только украшают лес, поляну, но и приносят большую пользу людям – лечат их. Например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, тогда она быстрее заживет. Такие растения называют лекарственные.
Воспитатель:
Послушайте такую историю:
«Дождя давно не было, и цветы завяли.
Сначала опустили головки (раз), на раз -опустили головы.
Потом – листочки (два), на два- быстро опускают руки вдоль туловища
А потом и весь стебелек согнулся до самой земли (три), на три-садятся на корточки
Вдруг пошел дождь, и цветы начали оживать. Встают. Поднимают руки, голову.
Воспитатель: Что нужно цветам, чтобы они росли?
Дети: Солнце, воздух и вода.
Воспитатель: Послушайте, а что за звуки раздаются по весеннему лесу?
( звучит запись пения птиц)
В лесу всюду слышен их веселый щебет. Может, праздник, какой или что случилось?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чему радуются птицы?
Дети: Солнышку, теплу, травке, вернулись в родные края.
Воспитатель: Дети, назовите птиц, которые прилетают к нам весной? (Ответы детей). Как они называются? (перелетные)
Воспитатель: А нам пора продолжить прогулку по весеннему лесу.
Физминутка «Лес»
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы. Ребятишки.
Замедляем дети шаг.
И на месте стой! Вот так.
Воспитатель: Скажите кого можно еще кроме растений, деревьев, цветов встретить в лесу?
Словарная работа «Назови жителей леса»
Дети вспоминают названия знакомых им лесных обитателей. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк, ежик)
Воспитатель: Правильно, а если они все живут в лесу, как их можно назвать одним словом?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Весной в лесу просыпается не только природа, но и звери, которые спали зимой. В жизни животных тоже происходят изменения. Скажите, какие звери просыпаются весной? (Медведь, ежик). А где медведь спал зимой? (в берлоге). Правильно, весной у медведицы рождаются маленькие медвежата. Весной некоторые животные меняют свои шубки на более легкие, например, белка, становится серой. А какие животные еще меняют свою шубку? (заяц) Правильно. Он становится серым.
Воспитатель: Сколько интересного мы с вами увидели сегодня в весеннем лесу.
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Человек многим обязан природе, лесу.
Чем же именно дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
- Лес – это наше богатство!
- Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
- Лес – это дом для зверей и птиц.
- Лес – это кладовая, щедро отдающая свой дары: орехи, ягоды, грибы.
Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. (В. Берестов)
- Мы с вами всегда должны помнить о правилах поведения в лесу (не шуметь, не разорять гнёзда, муравейники, не ломать веточки, не мусорить и т.д.)
Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!