Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в мир литературы»
Конспект занятия
по ознакомлению с художественной литературой
«Путешествие в мир литературы» для детей
среднего дошкольного возраста.
Цель: Развитие представлений о разных жанрах литературы. Знакомство с загадками.
Задачи: Способствовать усвоению содержания знакомых литературных
произведений.
Развивать связную речь, чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к книге.
Средства: «Книговик» с подбором иллюстраций к русским народным сказкам, стихами, загадками. Набор героев к сказке «Теремок». Стихотворение «Помощница» А.Барто в аудиозаписи.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание детских стихотворений.
Словарь: Иллюстрация.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Солнце утром рано встало,
Всех ребяток приласкало (руки вверх, ладони скрещены)
Дружно к солнышку тянитесь
И друг другу улыбнитесь (руки через стороны вниз, улыбнуться)
Солнца лучики поймайте
Всем вокруг скорей раздайте.(руки вперед, к себе резким движением, снова вперед)
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие по интересному миру литературы. Мы с вами побываем в стране сказок, загадок и в мире стихов. А путешествовать нам поможет, угадайте кто.(читаю загадку)
- Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.
Правильно, конечно же, это книга. Из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги с самого раннего возраста становятся нашими друзьями. И сегодня к вам в гости пришел мой друг Книговик. Надеюсь, вы с ним тоже подружитесь, потому что все кто любит книги становятся его друзьями.
Но Книговик – это не простая книга, а необычная. Страницы у него не сшиты, а складываются как в коробочку, поэтому их можно пакапливать много- много. Давайте посмотрим, что же сегодня Книговик приготовил нам для нашего путешествия в мир литературы. ( Достаю первую страницу).
Ребята, Книговик принес с собой наши любимые сказки. Но он хочет, чтобы вы ему напомнили, что же такое эти сказки (ответы детей). Правильно,сказка это то, чего не бывает на самом деле, в сказках бывает волшебство, звери в сказках умеют разговаривать. Хорошо, что такое сказка мы с вами вспомнили. А теперь пора заглянуть в гости к сказкам. Для этого послушайте строчки из сказок и угадайте, про какую сказку идет речь, а тот, кто узнает сказку, пойдет и подберет иллюстрацию к ней. А для того, чтобы очутится в сказке нужно произнести волшебные слова. Физкультминутка: Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик.
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы ногами топ-топ.
Раз-туда, два-туда,
А потом вокруг себя.
Чтобы в сказке очутится,
Надо низко поклониться.
( проводится Д/и «Угадай сказку».)
- Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти, маленькие дети? (козлята из сказки « волк и семеро козлят»).
- Маша в коробе сидит
Далеко она глядит
Кто несет ее ответь , быстрыми шагами?
А несет ее медведь вместе с пирогами. ( «Маша и медведь»).
- У Аленушки -сестрицы
Унесли братишку птицы.
Далеко они летят,
Далеко они глядят. ( «Гуси-лебеди»).
- Ах, ты Петя-простота
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. ( « Кот, лиса и петух».)
- В этом домике на тесно,
Всем зверушкам хватит места.
Что за дом среди дорог?
Этот домик…. («Теремок».)
Воспитатель: Правильно, это теремок, только зверушек в нем я что-то не вижу. Кто нам поможет? (Книговик.) Ребята, а Книговик мне сказал, что вернуть зверушек в сказку нам помогут загадки о них. Только некоторые слова в них потерялись, и если мы найдем это слово, то отгадаем загадку. (Достаю страницу с загадками.)
- Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла-чудеса
Где ты, рыжая … (лиса)
- Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха.
В зайцах с детства знает толк
Злой, зубастый, серый… (волк)
- На лугу по кочкам
Прыгают листочки.
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки,
Кто это… (лягушки)
- Всех важней она в загадке.
Хоть и в погребе жила.
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (мышка)
- Кто большой и косолапый
Мед достал из улья лапой?
Скушал сладость и реветь
Как зовут его… (медведь)
- В стайке живет, корову мамой зовет? (бычок)
Воспитатель: Молодцы, всех героев отгадали, никого не забыли? Давайте еще раз вспомним всех героев, только называть их будем ласково как в сказке. Кто же первый прибежал в теремок? Правильно, мышка.
- Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить, да поживать
Да жильцов к себе пускать.
А потом прискакала лягушка. Как ее в сказке называют? (лягушка-квакушка)
Прискакал и зайчик, зайчик-побегайчик. Ребята, а зайчика то у нас нет.Я забыла про него загадку, может вы мне поможете?( дети придумывают загадку про зайчика).
- Кто всегда грызет морковку
Прыгает и скачет ловко?
Быстрый маленький трусишка
Это серенький … (зайчишка).
А потом пришла лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь и бычок. ( Дети замечают, что бычка в этой сказке нет.)
Воспитатель: А что же нам теперь делать? Давайте отправим бычка в свою сказку «Бычок - смоляной бочок», наверное, в этой сказке ему будет неуютно. (Дети подбирают иллюстрацию к сказке и помещают бычка.)
Книговик хвалит детей, какие они молодцы, сколько сказок знают, умеют отгадывать загадки.
Воспитатель: Конечно, наши ребята молодцы. Но они еще и сами умеют загадки загадывать. (Ребенок читает загадку в стихах).
А, сейчас послушайте, куда же еще Книговик предлагает нам отправится. (звукозапись стихотворения А.Барто «Помощница».)
- Что вы сейчас прослушали? Правильно, стихотворение. Стихи бывают коротенькие, например такие стихи вы рассказывали, когда были совсем маленькие. А бывают большие стихи, как только что вы прослушали. В стихах некоторые последние слова созвучны, или мы их называем слова-друзья. Стихи в книжках очень легко узнать, они записываются в столбик. Рассказывать стихи нужно громко, с выражением.
( Дети читают стихи).
Воспитатель: Молодцы, замечательно читаете стихи. Но я открою вам небольшой секрет, стихи можно не только рассказывать, но используя их можно поиграть в пальчиковую игру. (проводится пальчиковая игра по стихотворению И. Токмаковой «Мы на пальчиках считали».)
А теперь давайте вспомним еще знакомые стихи , но только слова из них выпали, помогите мне их вставить.
( Д/и «Вставь слово».)
- Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался… (вскачь)?
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и громко… ( топал)
- Маша варежку надела:
Ой, куда я пальчик… ( дела )?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … (попал )
- Мама спит, она устала
Ну, и я играть не… ( стала)
Я волчка не завожу,
А уселась и … (сижу ).
Воспитатель: А сейчас давайте еще поиграем в подвижную игру со стихами.
Проводится подвижная игра на стихи:
- Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть, который час.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мыши вон.
( Дети в соответствии со стихами сначала идут как мышки, на цыпочках, затем бегут на место.)
Воспитатель: Вот наше путешествие заканчивается. Вам понравилось? А посмотрите, какая улыбка у нашего друга Книговика. Он очень рад, что мы выполнили все его задания. Он хочет, чтобы вы еще раз вспомнили, где сегодня побывали. ( В стране сказок, загадок и в мире стихов). Как мы узнавали сказки? ( По строчкам из сказок, по иллюстрациям). Что помогло нам вернуть героев в сказку «Теремок»? ( Загадки.) А во что мы так весело играли? (В игру с пальчиками и подвижную игру). А что помогло нам в них играть? (Стихи). А как вы думаете играть в игры интереснее со стихами или без них? Конечно же, со стихами. Замечательно. Книговик говорит, что вы стали его самыми лучшими друзьями и приглашает вас в круг:
- Собрались все дети в круг,
Я твой друг, а ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!