Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»
Семинар-практикум для родителей.
« Пальцы помогают говорить»
Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики;
обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;
научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
План проведения:
1.Вступительное слово-загадка. Обобщающие проблемы.
2.Практическая часть: игры и упражнения.
3.Принятие решения собрания.
Подготовительный этап:
1.Оформить плакаты с мудрыми высказываниями:
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» (В. А. Сухомлинский)
«Рука-это своего рода внешний мозг» (Э. Кант)
«Рука -это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
тазик с горохом; зубные щетки, мячи- ежики, грецкие орехи
листы бумаги с надписями:
«Удачным сегодня было...»
«Я задумалась....»
«Мне бы хотелось в следующий раз....»
«Мои предложения и рекомендации....»
Форма проведения: семинар-практикум.
Ход собрания:
Ведущий:
Пять да пять — родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
Ответ родителей и детей: Пальцы.
Ведущий: Правильно, речь идет о пальцах. Тема нашего собрания -практикума посвящена как раз им, а точнее - развитию мелкой моторике рук у ребенка. Почему именно этому? Вы узнаете.
Родители читают: « Развитие речи и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки как орган речи» .
Ведущий: Но прежде чем начать работу практикума , давайте поприветствуем друг друга . Взрослые бросают мяч друг другу и говорят
комплимент.
Игра-приветствие.
Ведущий: На примере игры можно увидеть, как связаны процессы: вы ловите мяч — работают пальцы, это сопровождается речью — комплиментами. А прежде чем сказать комплимент необходимо оформить фразу - задействовалось мышление.
Ведущий: Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое развитие
находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает , то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть в норме. Дети совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук , развиваются в речевом отношении быстрее других . Если специально тренировать кисть , развитие речи ускоряется. Разрешите задать вам вопросы:
1 . Занимались ли ваши родители с вами для развития кисти и пальцев?
Ответы родителей
2 . Как?
Ответы родителей....
3 . Как вы занимаетесь пальчиками ваших детей ?
Ответы родителей....
4 . Для чего вы это делаете?
Ответы родителей.....
5 . Что дает занятие с пальчиками детям?
Ответы родителей.....
Ведущий: Развивая мелкую моторику вы развиваете речь , работоспособность головного мозга , мышление , внимание , память , воображение. Мелкая моторика лучше развивается в игровой форме. Сейчас мы будем играть и пальчики развивать.
Каждый день мы играем в пальчиковые игры. Ребята, давайте покажем вашим родителям игру « Матрешка».
Ведущий: Пальчиковые игры возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулирует развитие речи. Дети учатся концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также взрослым и ребенком. Пальчиковые игры увлекательные, эмоциональные. Они как бы отражают реальность окружающего мира. Это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев.
Ведущий: Очень полезно предоставлять ребенку возможность проводить самомассаж в «сухом бассейне».
Ребята опустите кисти рук в «бассейн» и помешайте гречку (фасоль, горох).
Одновременно сжимайте и разжимайте пальцы рук и говорите вместе со мной:
« В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили»
Ведущий: Массировать пальчики можно зубной щеткой. Уважаемые родители помассируйте пальцы рук ребенка, начиная с большого и до мизинца. Растирайте сначала подушечку пальца, затем медленно опускайтесь к его основанию.
« Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорее,
Пальчики - удальчики».
Ведущий: Массировать поверхности ладоней можно мячиками-ежиками. Помассируйте ладони детям
« Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад- вперед его качу.
Вправо – влево - как хочу.
Сверху - левой, снизу - правой
Я его катаю, браво»
Ведущий: А сейчас дети сами будут массировать себе ладошки грецкими орехами (каштанами). Катайте два ореха между ладонями.
« Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать»
Ведущий: Для развития мелкой моторики успешно используется пальчиковый театр. Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей. Вашему вниманию предоставляется сказка « Репка, в исполнении ваших детей.
Ведущий: А сейчас предлагаю родителям поиграть еще в одну игру «Закончи предложение» (Родителям раздаются листочки с началом предложения:
« Удачным сегодня было …..
« Я задумалась …..
« Мне бы хотелось в следующий раз …
«Мои предложения и рекомендации....
Ведущий: Закончить нашу встречу хочется словами Сеченова: «Движения руки человека наследственно не определены, а возникают в процессе воспитания и обучения...»
Подведение итогов. Решение родительского собрания:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях , используя рекомендации воспитателей.
2 . Заботиться, чтобы деятельность детей была успешной - это будет подкреплять их интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.
Приложение
« В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили»
Игры с прищепками
Пальчиковые игры с детьми и родителями
Пальчиковый театр