Проект "Люблю березку русскую"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно – эстетического направления развития воспитанников
№ 4 «Уголек»
Люблю березку русскую
Экологический проект
Автор: Чумак Ю.В.
Мыски 2016
Содержание
- Актуальность ………………………………………………………...……….. 3
- Цель проекта …………………………………………………………...…….. 4
- Задачи проекта …………………………………………………………...…… 4
- Участники проекта ………………………………………………………...…. 5
- Сроки реализации проекта……………………………………………..……. 5
- Тип проекта ……………………………………………………………...……. 5
- Подготовка проекта …………………………………………………..……… 5
- Мероприятия проекта ………………………………………………………... 5
- Этапы реализации проекта ………………………………………………..… 6
- Формы предъявления результатов проекта……………………………..….6
- Предполагаемые результаты деятельности проекта……………………..... 6
- Планирование и организация деятельности проекта ……………………....7
- Список литературы ……………………………………………………...….11
- Приложение 1 …………………………………………………………...….12
- Приложение 2 …………………………………………………………..….. 18
- Приложение 3 …………………………………………………………..…... 25
- Приложение 4 …………………………………………………………..…...30
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. О ней поётся в народных и авторских песнях, рассказывается в сказках и былинах. Русские поэты, писатели и музыканты посвятили ей много прекрасных, взволнованных слов. Белая берёза стала поэтическим олицетворением нашей Родины. И это должны знать и почувствовать дети. Береза приносит людям радость и свет! В каждом человеке ощущение природы и всей её красоты сливается с радостью активной деятельности и творчества. Это настроение воплощается и находит своё выражение в праздниках, прославляющих красоту природы. Экологические праздники оставляют глубокий эмоциональный след в душе каждого ребёнка, насыщают его интеллектуально-духовную сферу незабываемыми впечатлениями красоты, радости, любви к природе. Забота об окружающем, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы.
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
- Цель проекта:
Формирование экологической культуры дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность, воспитание бережного отношения к природе.
- Задачи проекта:
- Формировать представления детей о жизни берёзы, как живого существа, символа страны.
- Развивать проектно-исследовательские умения старших дошкольников, приучать самостоятельно искать решение, анализировать результат своей деятельности.
- Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. Формировать новое экологическое мышление «Мы дети Земли» - часть природы.
4.Формировать у детей стремление к здоровому образу жизни, заботливое отношение к своему здоровью с помощью системы знаний о роли березы в жизни человека.
- Воспитывать у детей чувство «прекрасного», умение ценить красоту природы, её неповторимость, хрупкость. Учить детей эмоционально выражать чувство любви к природе через доступные творческие проявления: восприятие музыки, исполнение песен, танцев, чтение стихов.
- Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.
- Сроки реализации проекта: краткосрочный с марта по сентябрь.
- Тип проекта: познавательно-исследовательский.
- Подготовка проекта:
- Определение темы исследовательского проекта: Почему береза растет только в России? Что можем ещё узнать о ней?
- Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса: Какого дерева нет на картинах других стран? Почему?
- Сформулировать проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».
- Разработка учебных вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»
- Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».
- Сбор материала о дереве – берёза, перерабатывание его в доступную для детского понимания форму, то есть, изготавление наглядно - дидактических пособия, разрабатывание конспектов занятий, наблюдений, праздников.
- Выбор березы для наблюдений на участке детского сада.
- Мероприятия проекта:
- Вечер хороводных игр «Солнечный хоровод у березки».
- Конкурс рисунков и поделок березы в разных техниках изготовления.
- Конкурс «Читаем стихи о березе».
- Фольклорный праздник «Праздник русской березки».
- Оформление «Паспорта дерева».
- Создание центра « Береза – символ России».
- Акция «Посади березку».
- Выступление на педсовете «Экологическое воспитание дошкольников».
- Этапы реализации проекта:
1-подготовительный. Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.
2- основной. Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.
3-заключительный. Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта. Выступление на педсовете по обмену опытом «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
- Формы предъявления результатов:
- Оформление фотоальбома «Белоствольная красавица».
- Оформление альбома детских рисунков «Наша березка».
- Оформление «Паспорта дерева».
- Создание мини-энциклопедии «Береза – символ России моей».
- Создание в группе центра « Береза – символ России».
- Выпуск экологической газеты «Сбережем березку».
- Проект, выступление на педсовете по обмену опытом «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
- Предполагаемые результаты проекта:
В результате реализации проекта ожидаю, что дети овладеют нормами поведения по отношению к природе, у них появится желание сохранить ее и при необходимости оказывать помощь деревьям. Они узнают о лечебной пользе березки и запомнят, что можно сделать из дерева. Дети своими руками посадят дерево и будут за ним ухаживать. Познакомятся с картинами известных художников и научатся сами рисовать березку. Выучат стихи, песни, хороводы, научатся играть на музыкальных инструментах в оркестре. Все это поможет воспитать гуманность, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом. А также повысить экологическую культуру не только детей, но и их родителей.
- Планирование и организация деятельности проекта:
Работа с детьми:
Образовательная область «Познание»:
- Оформление уголка «Береза – символ России».
-Проведение познавательных занятий: «О пользе берёзового сока», «Люблю березку русскую»
- Беседы на тему: «Красота природы бесценна», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Какую пользу приносят деревья?», «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?», «История происхождения слова берёза », «Целительные свойства берёзы».
- Рассказ воспитателя «Воспетое дерево», «Как берёзу использовали в древности?».
- Наблюдения в природе: « Берёза красива во все времена года», «Растения вокруг берёзы », «Для чего нужны почки», «Почему ветки разной длины?»
-Опытно-исследовательская деятельность: рассматривание бересты под лупой, опытов - «Плавает или тонет», «Клейкие листочки», «Этот удивительный запах», «Почему желтеют листья?», «Почему опадают листья».
- Экскурсии: по территории детского сада, к «нашей» берёзке в разные времена года.
- Проведение дидактических игр: «Найди лист березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом» и др.
- Посадка саженцев березки на участке группы.
- Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды».
Образовательной область «Чтение художественной литературы»
- Чтение: К.Паустовского «Подарок»», « Берёзка» Л.И. Горошкина, «Росла берёзка у дороги на Силач…» В.А. Злоказова, «Ода берёзе» Н.И. Птухина, «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова, «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина, «Три берёзки под окном» Г.Н. Рахимов, Б.Заходер «Почему деревья не ходят», Е.П. Железнова «Как дружили листок и ветерок», В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», Е. Тимошенко «Ёлочки метёлочки», В.Рождественский «Береза».
- Ознакомление с загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о березе.
- Разучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза», Г. Демченко «Березонька», А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую».
- Составление рассказов, «рекламы» о берёзе .
Образовательная область «Физическая культура»
- Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».
- Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Напои березку».
Образовательная область «Художественное творчество»
- Конструирование «Березовая роща» (из конуса), поделок из бересты, берёзовых спилов, засушенных листьев берёзы.
- Создание панно «Березка» (из природного материала).
- Рисование: «Белая береза» (использование различных техник).
- Аппликация «Красавица березка» (с использование шерстяных ниток, рваной бумаги).
- Оформление газеты «Сбережем березку».
Образовательная область «Коммуникация»
- Беседы: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".
- Проведение фольклорного праздника «Праздник русской березки».
Образовательная область «Музыка»
- Слушание «Ах ты, берёза» Раухвергера.
- Пение «Песня о родине» слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.
- Хороводы «В золоте берёзонька» слова и музыка Г. Вихаревой, «Ай, да берёзка» музыка Т. Попатенко, «Во поле береза стояла» р.н..
- Пение без сопровождения р. н. м. «Во поле берёзонька стояла».
Образовательная область «Труд»
- Акция «Посадим березку на своем участке», «Помоги берёзке».
Работа с родителями:
- Участие в подборе художественной литературы о березе, иллюстраций, репродукций картин, информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т.д.
- Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям, при сборе информации о березе. Вместе с родителями определить тему индивидуального участия в проекте: рассказ о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий. Изготовление поделок, рисование, и т.д.
- Участие в изготовлении дидактического материала, составление с детьми рассказов о березе, экологической газеты «Сбережем березку».
- Изготовление вместе с детьми различных поделок.
- Участие родителей в проведение дома с детьми опытов, индивидуальных исследований.
- Подбор фотографий для фотоальбома «Белоствольная красавица».
- Доставка посадочного материала для природоохранной акции «Посади берёзку».
- Пошив костюмов к фольклорному празднику «Праздник русской березки».
- Посещение родителей мероприятий в рамках проекта.
- Помощь в оформлении: «Паспорта березы», центра в группе « Береза-символ России», мини-энциклопедии «Береза – символ России моей».
- Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».
Литература
- Воронкова, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст] / О.А. Воронков. - С- Пб.: Детство – Пресс, 2003. – 56 с.
- Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 235 с.
- Интернетресурсы: http://festival.1september.ru/articles/626164/
- Корнилова, В.М. Экологическое окно в детском саду [Текст] / В.М.Корнилова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 123 с.
- Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / Л.М. Молодова. - Минск: Аксар, 1999. – 89 с.
- Шорыгина, Т.А. Деревья. Какие они [Текст] / Т.А. Шорыгина. - Изд.: Гном и Д, 2011. – 64 с.
Приложение 1
«Праздник русской березки»
Фольклорный праздник
Цель: формирование интереса детей к родной природе. Расширение представлений детей об образе берёзы через поэзию, музыку, русские народные игры.
Задачи: развивать у детей чувство «прекрасного», умение ценить красоту природы, её неповторимость, хрупкость. Учить детей эмоционально выражать чувство любви к березе через доступные творческие проявления: исполнение песен, танцев, чтение стихов. Воспитывать бережное, заботливое отношение к березе.
Образовательные области: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, социализация.
Предварительная работа: разучивание стихов о березе, песен, русских народных игр «Плетень», « Золотые ворота» и др. Наблюдения на прогулке за березой, беседы. Изготовление березки из природного материала, рисование, аппликация. Составление рассказов из личного опыта детей на тему «Березка-русская красавица».
Оборудование: запись фонограммы «Во поле береза стояла», «Ай, да березка», к игре «Золотые ворота», «Плетень». Для танца девочек: веночки, ленточки, платочки.
Действующие лица: ведущий и ребенок, Баба Яга.
Ход праздника:
Под фонограмму русской народной песни «Во поле береза стояла» плавным хороводным шагом, взявшись за руки, дети вместе с воспитателем в русских народных костюмах выходят, и образуют хоровод вокруг березки на участке детского сада.
Ведущий: Собирались у околицы девицы, да молодцы,
Русскую природу воспевать, да себя показать.
Ребёнок: К нам собирайся народ,
Сегодня много интересного ждёт.
Весёлые пляски и шутки,
Игры, песни, прибаутки.
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о родной русской природе, о красавице берёзке. Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Со времён древней старины вошла в нашу жизнь берёзка. Это любимое дерево всех русских людей. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту и за пользу, которую она приносит. Берёза – это символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. Давайте, послушаем, как в своих стихах русские поэты говорили о березе.
Дети читают стихи:
«Березонька»
Березонька-беляночка,
Красавица лесов,
Проснулась спозараночку
От птичьих голосов.
К воде пошла, умылася,
Обсохла под лучом,
Над речкой наклонилася
Березовым плечом.
С березкой рядом рощица,
Семья ее подруг,
И так узнать ей хочется,
Что нового вокруг? В. Боков
***
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы,
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. Вс. Рождественский
***
Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчике,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Люблю её нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую, она всегда с подружками,
Под ветром сильно клонится, и гнётся, да не ломится. А. Прокофьев
***
На лугу зелёная берёзка стояла и ветвями детям берёзка кивала.
Мы стоим внизу, подставляя ладошки:
Брось скорей, берёзка, всем детям серёжки.
Мы берёзке белой платочком помашем,
У берёзки белой мы сегодня спляшем.
Ведущая: Березонька-подруженька,
Немного отдохни
И хоровод «Березка»
Ты с нами посмотри.
Ребенок: А-у! А-у! А-у-ка-ем,
По сырым борам приаукиваем
К березке пойдем, хоровод заведем!
Хоровод «Ай да Березка», муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой.
Ведущий: Ребята, а кроме стихов народ придумал еще много загадок о березе. Попробуем их разгадать?
1.Зеленая, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова?
2.Она весну встречает, сережки одевает?
Накинута на спинку зеленая косынка?
3.Ее узнаешь ты, по простой примете, нет дерева белей на свете?
4.Стоят столбики белы, на них шапочки зелены?
Воспитатель: Молодцы! Вам нравится наша березка? Сейчас еще послушаем стихотворение о березке.
Ребенок читает стихотворение:
Береза моя, березонька,
Береза моя, белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья, зеленые
Под тобой, березонька,
Травка шелковая
Близ тебя, березонька,
Красны девушки венки плетут.
Ведущий: А сейчас давайте поводим хоровод вокруг нашей березки.
Хоровод «Во поле береза стояла», русская народная мелодия.
Ведущий: Мы тебя, берёзонька, чествуем, величаем, красоту твою воспеваем.
Девочка 1: Ты лучиной избу освещала, из печи всех жаром согревала.
Девочка 2: А ещё люди сок берёзовый пьют, его в жару на стол подают.
Девочка 3: Берёзонька-красавица, эта песня тебе понравится.
Девочки гуляют врассыпную, поют:
Вокруг берёзоньки хожу, вокруг беленькой хожу.
Я не знаю, чем берёзку наряжу,
Что я, белой, да кудрявой подарю.
Девочка 1: Подарим берёзке ленты алые! (Несколько девочек прикалывают берёзке ленточки)
Девочки гуляют врассыпную, поют:
Вокруг берёзоньки хожу, вокруг беленькой хожу.
Я не знаю, чем берёзку наряжу,
Что я, белой, да кудрявой подарю.
Девочка 2: Подарим берёзке платочки шёлковые! (Несколько девочек прикалывают берёзке платочки)
Девочки гуляют врассыпную, поют:
Вокруг берёзоньки хожу, вокруг беленькой хожу.
Я не знаю, чем берёзку наряжу,
Что я, белой, да кудрявой подарю.
Девочка 3: Украсим берёзку веночками разноцветными! (Несколько девочек прикалывают берёзке веночки)
Слышится громкий стук, девочки убегают врассыпную.
Ведущий: Грохот, шум, тарарам… это кто стучится к нам?
(Вбегает в зал Баба Яга с метлой)
Это бабушка Яга…
Баба Яга: Я летела на метле, очутилась на земле.
Долго к вам я собиралась, так старалась, наряжалась…
А вы меня к себе не звали, вы меня совсем не ждали.
Вас за это накажу, всех вас праздника лишу.
Я берёзку обломаю, веточек насобираю.
Чтобы новая метла в небеса меня несла.
Ведущий: Веточки ломать не надо, лучше уходи из сада.
Мы берёзку защитим и в обиду не дадим.
(Предлагает детям взяться за руки и встать перед берёзкой, защитить её)
Игра «Не выпустим» (наоборот)
Ведущий: Бабушка Яга, ты на нас не серчай, лучше с нами поиграй.
Баба Яга: А меня вы не боитесь? Ну, тогда скорей сюда, крепче за руки беритесь, начинается игра.
Игра «Рыбаки и рыбки» (с метлой).
Баба Яга: Как у нашего двора заплетать плетень пора!
Проводится р.н. игра «Плетень».
Баба Яга: Я загадок много знаю, их сейчас вам загадаю.
Отгадаете, тогда, будет новая игра.
- Она весну встречает, серёжки надевает,
Накинута на спинку зелёная косынка,
А платьице в полоску, ты узнаёшь? (Берёзку)
- Как называется место, где растёт много берёз? (Берёзовая роща)
- Какие грибы растут в берёзовых рощах? (подберезовики)
Баба Яга: Молодцы! В круг вставайте, детвора, будет новая игра!
Игра «Золотые ворота».
Баба Яга: Славно мы повеселились, поиграли, порезвились.
Мне идти уже пора, до свидания, детвора. (Уходит с метлой)
Ребенок: Будем берёзку любить, охранять,
Будем мы взрослым во всём помогать.
Реки, поля и леса сбережём.
Помним о том, что природа - наш дом.
Ведущий: Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
Ребёнок: И берёзку молодую, и кустарник, и траву –
Беззаветно всё люблю я, всё я Родиной зову.
Ведущий: Вот и закончился наш праздник, скажем березке до свидания.
Приложение 2
«Березка – белая подруга»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Цель: ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой.
Задачи: познакомить детей с березой, ставшей символом России, рассказать о том, какую пользу приносит это дерево людям. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому, видеть и наслаждаться красотой русской берёзки.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Предварительная работа: знакомство с художниками: Шишкин, Грабарь, Левитан. Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе. Взаимодействие с родителями: «Какую пользу приносит берёза?» Просмотр презентация «Берёза». Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.
Оборудование: картины и иллюстрации с изображением берёзы в разное время года; фонограмма музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня»; 10 «березовых бревнышек», березовый веник, береста, веточка с почками; мяч;
«волшебная палочка», березовый сок. Альбомные листы на каждого ребенка, краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход:
Воспитатель загадывает загадку:
«Стоит в поле молода, кудрява и стройна,
Как снег бела, как луг зелена.
Летом прохлаждает, зимой согревает,
А настанет весна - потёчет слеза» (берёза).
-Берёза - самое любимое и родное для каждого русского человека дерево.
Ах ты, белая берёзонька!
Распустила свои косоньки,
Косоньки свои кудрявые,
Зелёные да шелковистые.
Как краса твоя, берёзонька,
Всем нам дорога.
На тебя мы не насмотримся,
На тебя не налюбуемся.
-Берёза - красавица русских полей. Символ земли русской. Шумит она своей листвой, украшает лес, нашу прекрасную землю, а иногда грустит, как будто жалуется на кого-то.
-Березку можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (берёзовая роща).
-Берёза – это очень красивое и необычное дерево. А чем оно необычно? (белый ствол с чёрными пятнами).
- Да, это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют белоствольной, а белую кору берёзы – берестой. Береста – это защитный покров дерева. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные чёрные пятна и чёрточки, идущие по стволу. Это – чечевички, через них берёза дышит. Мало того, эти чёрные чёрточки – чечевички являются и своеобразным украшением.
-Много стихов, песен сложено о ней, написано картин.
Стихотворение «Люблю березку» А. Прокопьева (читает ребёнок).
-Ребята, а оказывается, берёзы тоже плачут. Хотите знать почему?
-Ранней весной с наступлением первых тёплых дней берёза просыпается после долгого глубокого зимнего сна. Что это значит?
- Корни высасывают из почвы влагу с растворёнными в ней питательными веществами. Эта влага несёт к кроне всё, что необходимо для набухания почек, из которых потом, что появляется? (листочки).
-Эту влагу и называют берёзовым соком. Он насыщен разными витаминами, которые очень полезны для человека. Из-за него люди и наносят раны берёзе, и она начинает плакать.
-Да и как же иначе? Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители, и часто берёза погибает.
-Что же делать? И сок нужен, берёзу жалко…(высказывание детей)
-Оказывается, можно добыть сок, не причиняя берёзки вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку - и к утру в неё наберётся берёзовый сок.
-И ещё ребята запомните: срезать ветки можно только с больших берёз, а потом это место обязательно залепить глиной или варом.
-Берёзовый сок очень полезен, и его используют, как лекарство при разных заболеваниях, как витаминное средство.
Благодатная береза –
России символ, красоты,
Неподвластная невзгодам
Ты кладезь сил и доброты.
-Берёзу не зря называют символом России. Далёкие предки славян ласково называли её «весёлкой». От этой белоствольной красавицы словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе.
-Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила.
-Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры - берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили вёдра - туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.
Береста пригодна в деле:
Плели корзинки и ковры,
Туеса и туфли смело
(Кто в чем нуждался) – всё могли.
Из берёзы – поварешки,