Проект "Сказки дедушки Корнея"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно – эстетического направления развития воспитанников
№4 «Уголек»
Сказки дедушки Корнея
Проект
Автор Чумак Ю.В.
Мысковский городской округ 2012 год
Содержание
- Актуальность …………………………………………….. 3
- Цель проекта …………………………………………….. 5
- Задачи проекта …………………………………………… 5
- Участники проекта ……………………………………….. 5
- Подготовка проекта ………………………………………. 5
- Мероприятия проекта …………………………………….. 6
- Сроки реализации проекта ………………………………. 6
- Этапы реализации проекта ………………………………. 6
- Планирование и организация деятельности проекта …… 7
- Анализ результатов проекта …………………………….. 13
- Формы предъявления результатов проекта……………... 13
- Дальнейшее развитие проекта …………………………… 14
- Список литературы ……………………………………… 15
- Приложение 1 ……………………………………………. 16
- Приложение 2 ……………………………………………. 24
- Приложение 3 ……………………………………………... 35
- Актуальность
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И.Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша. Развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
К.И.Чуковский занимает уникальное место в жизни детей нашей страны: ведь чаще всего он - тот первый автор, произведения которого знакомят малышей с литературой вообще, и поэзией в частности. Чьи стихи лучше всего помнят из своего детства нынешние мамы и папы? - Чуковского. А бабушки и дедушки? Тоже - Чуковского. К.И.Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чем они думают, говорят, переживают, писал для них стихи и прозу. И все же главным вкладом Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самым маленьким читателям. Поэтому именно они представляют собой нечто большее, чем просто занимательные истории для маленьких детей – сказки Чуковского становятся способом познания мира. Особенности его поэтики способствуют тому, чтобы в легкой, игровой манере рассказать ребенку о серьезных и сложных вещах. Таким образом, в самом раннем возрасте знакомясь со сказочным миром Чуковского, дети получают первоначальное представление о добре и зле, о том, как устроен мир, и каким должен быть человек. Его герои: добрый доктор Айболит, герой Ваня Васильчиков, крокодил, удалой комарик – вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство.
Реализация данного проекта обеспечит психологическое формирование в дошкольнике читателя. А увлекательное общение с творчеством К.И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге. Родители наряду с детьми станут активными действующими лицами.
- Цель проекта:
-Знакомство детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
- Задачи проекта:
- Прививать любовь к творчеству Чуковского, способствовать пониманию сюжетов его сказок, развивать чувство юмора.
- Углубить знания детей о животном мире через произведения К.И.Чуковского.
- Посредством произведений К.И.Чуковского воспитывать у детей доброту, интерес и любовь к животным, сочувствие к попавшим в беду.
- Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.
- Развивать творческие способности детей.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений, расширять представления о детской литературе. Формировать устойчивый интерес к чтению.
- Участники проекта:
Педагоги и специалисты ДОУ, дети 3-5 лет и родители детей.
- Подготовка проекта:
Чтение литературы о биографии К.И.Чуковского.
Создание библиотеки его произведений.
Подборка статей для родителей об авторе.
Создание альбома «Музей Чуковского».
Подборка конспектов для работы с детьми по творчеству К.И.Чуковского.
6.Мероприятия проекта:
- Выставка поделок по произведениям Чуковского.
- Игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные, физкульминутки, сюжетно-ролевая игра по сюжетам сказок Чуковского.
- Инсценирование стихов и сказок Чуковского.
- Музыкально-литературный досуг «Сказки дедушки Корнея».
- Литературная викторина «Веселая поэзия, любимая детьми».
- Музыкально-театральное представление «Муха-цокотуха».
7.Сроки реализации проекта:
Проект рассчитан на работу с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в течение 2 лет.
8.Этапы реализации проекта:
1этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2010г.)
Исходя из интересов детей, обсудить с родителями цели и задачи проекта, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной (с октября 2010-апрель 2012г.)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный (Май 2012г.)
Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материалов проекта.
- Планирование и организация деятельности по реализации проекта
№пп |
Мероприятие
|
Цели |
Ответственные |
Сроки реализации |
|||
1 этап - подготовительный |
|||||||
1 |
«Круглый стол с участием родителей» |
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта |
Воспитатели Родители - 20 человек. |
Сентябрь 2010г. |
|||
2 |
Акция «Подари книгу детскому саду» произведения К.И.Чуковского |
Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе |
Родители - 20 человек Воспитатели |
сентябрь |
|||
3 |
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта |
Просвещать родителей, повышение своего уровня компитентности по данной теме. |
Воспитатели |
Сентябрь |
|||
4 |
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборов игрушек, масок животных, птиц, насекомых |
Создать условия для инсценировки произведений К.И.Чуковского |
Воспитатели Родители - 5 человек |
октябрь |
|||
2 этап - основной |
|||||||
5 |
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского |
Развивать у детей интерес к книгам |
Воспитатели |
октябрь |
|||
6 |
Оформление книжного уголка |
Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам |
Воспитатели |
Октябрь и далее в течение всего года |
|||
7 |
Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Федорино горе» « Айболит» «Бармалей» |
Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев. |
Воспитатели |
Ноябрь 2010-май 2012 |
|||
8 |
Чтение весёлых стихотворений К.И.Чуковского: «Барабек», «Радость», «Топтыгин и луна», «Обжора»
|
Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, развивать чувство юмора |
Воспитатели |
январь |
|||
9 |
Проведение «стиховых» игр по начальным строкам произведений Чуковского. |
Развивать память, чувство рифмы. Совершенствовать речетворческие способности детей |
Воспитатели |
февраль |
|||
10 |
Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе») |
Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок |
Воспитатели
|
Ежедневно |
|||
11 |
Просмотр видеофильмов по произведениям Чуковского.
|
Закреплять сказки Чуковского через зрительное восприятие |
Воспитатели |
февраль |
|||
12 |
«Полечи книжку» - ручной труд |
Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать бережное отношение к книгам |
Воспитатели дети |
Март
|
|||
13 |
Изготовление книги-развивашки по сказке «Топтыгин и лиса» |
Вызвать еще больший интерес к произведению, создав условия для поисково-исследовательской деятельности . |
воспитатели |
Февраль 2011г. |
|||
14 |
Игра-драматизация «Доктор Айболит» |
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных |
Воспитатели |
Март 2011г. |
|||
15
|
Выставка поделок по сказкам К.И.Чуковского |
Передавать в рисунке эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность |
Родители - 6 человек Дети |
Апрель 2011г
|
|||
16 |
Участие в конкурсе-выставке, посвященного 130-летию Чуковского. |
Развитие творческой активности. Способствовать совместной деятельности детей с родителями. |
Воспитатели Родители-14 человек дети |
Март 2012г.. |
|||
17 |
Оформление альбома «Любимые сказки Чуковского». |
Оформить рисунки к произведениям в альбом |
Воспитатели Родители - 12 человек Дети |
Март-апрель2012г. |
|||
18 |
Литературный досуг «Сказки дедушки Корнея». |
Выявить у детей знания произведений К.И.Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. |
Воспитатели Родители - 3 человека Дети |
Апрель 2011г |
|||
19 |
Создание книги «Детские высказывания» по аналогии К.И.Чуковского «от 2 до5» |
Активизировать речь детей |
Воспитатели Родители |
Май 2011г. |
|||
20 |
Лепка «Посуда бабушки Федоры». |
Воспитывать аккуратность. Учить лепить посуду разными способами и украшать ее |
Воспитатели Дети |
Февраль 2012г. |
|||
21 |
Литературная викторина «Веселая поэзия, любимая детьми» |
Познакомить детей параллельных групп с жизнью и творчеством К.И.Чуковского. Воспитывать интерес к творчеству поэта. Умение узнавать его произведения, обобщение знаний о сказках Чуковского |
Воспитатели дети родители |
Апрель 2012г.
|
|||
22 |
Музыкально-театральная постановка «Муха-цокотуха» |
Представление для детей всего сада к юбилею К.И.Чуковского |
Дети родители Воспитатели Муз.руководитель |
Апрель 2012г. |
|||
3-й этап - заключительный |
|||||||
23 |
Обработка и оформление материалов проекта |
|
Воспитатели |
Май 2012 |
|||
24 |
Анализ результативности |
|
Воспитатели |
Май 2012 |
|||
10.Анализ результатов проекта:
Во время реализации данного проекта приняли участие дети 3-5 лет в количестве 22 человек, родители – 20 человек, сотрудники ДОУ – 6 человек. Оценка заинтересованности детей отслеживается через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с ними. Участие в проекте родителей происходило через их участие в проведении совместных мероприятий, участие в конкурсах. Оценка работы педагога отмечается качеством проведенной работы с детьми в рамках проекта:
- Оформление в группе уголка К.И.Чуковского.
- Создание библиотеки произведений Чуковского.
- Создание для родителей папки,с подбором материала о биографии
писателя. Альбом «Дом-музей Чуковского».
- Оформление альбома рисунков по произведениям К.И.Чуковского.
- Оформление книги «Детские высказывания» (по аналогии Чуковского «от 2 до5»).
- Оформление фотоальбома.
- Разработка сценариев развлечений «Сказки дедушки Корнея», литературной викторины «Веселая поэзия, любимая детьми», музыкально-театрального представления «Муха-цокотуха».
- Участие в муниципальном конкурсе-выставке «Маленький художник», посвященного 130-летию К.И.Чуковского, получен диплом за персональную выставку.
11.Формы предъявления результатов:
- Сборник сценариев.
- Фотоальбом.
- Диск с записью проведенных мероприятий по творчеству Чуковского.
- Дальнейшее развитие проекта:
- Продолжить работу с детьми старшего дошкольного возраста, углубляя и расширяя представления детей о жизни и творчестве писателя.
- Музыкальная постановка «Чудо-дерево».
- Создание звукового альбома « Наш любимый дедушка Корней».
- Список литературы
1.В гостях у дедушки Корнея [Текст] Дошкольное воспитание-2007-№3-с.34-37.
2.Интернет ресурсы:
http://www.solnet.ee/parents/kn_01_19.html
Приложение 1
Сказки дедушки Корнея
Сценарий досуга, посвященного творчеству К.И.Чуковского.
Младший возраст
Цель: Ознакомление детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, развивая мышление, слуховое восприятие, память, чувство рифмы.
Задачи: Воспитывать интерес к художественному слову посредством встреч с любимыми героями: Крокодилом, Солнышком, Айболитом, Федорой. Побуждать детей поддерживать диалог с воспитателем во время игр и при воспроизведении знакомых сказок, используя проблемно -поисковую ситуацию. Упражнять в четком произношении звуков в слогах, звукоподражании.
Предварительная работа: Чтение произведений К.И.Чуковского. Просмотр видеофильмов по мотивам произведений автора. Оформление выставки поделок по знакомым сказкам Чуковского, сделанных руками родителей совместно с детьми. Изготовление крокодила.
Оформление зала: Портрет писателя, книги с его произведениями и иллюстрации к ним. Картинки на стене по знакомым произведениям ( Муха-Цокотуха, Мойдодыр и др.)
Участники: Дети, воспитатель, в роли зайца - ребенок средней группы, в роли Мойдодыра, Айболита и Федоры – родители.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда догадайтесь сами:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки, словно яблоки!
Вы догадались, из какого стихотворения эти строки?
Дети: «Чудо-дерево»
Воспитатель: Правильно. (звонит телефон, который стоит под деревом, воспитатель берет трубку) - У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Дети: Слон.
Воспитатель: Откуда?
Дети: От верблюда.
Воспитатель: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Воспитатель: А откуда вы все это знаете?
Дети: Из сказки «Телефон».
Воспитатель: Правильно, эту сказку и еще много интересного написал К.И.Чуковский. К нему мы и отправимся в гости, в путешествие по его сказкам. Посмотрите на его портрет. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детишек и сочинял для них свои стихи и сказки. И за это мы называем его «дедушка Корней» или «дедушка Чуковский». Он часто приходил в детские сады, чтобы прочитать свои веселые произведения детям. А какие сказки дедушки Корнея Чуковского вы знаете? (ответы детей)
-Вижу, любите вы книжки,
И девчонки, и мальчишки.
Все же я не очень верю
И сейчас я вас проверю.
Давайте мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок из сказки дедушки Чуковского, а вы будете подсказывать мне словечки. А если кто-то вспомнит еще и название сказки, обязательно скажите, и мы выберем иллюстрацию к ней. (проводится игра «Подскажи словечко.»)
А с ним и зайчиха- мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, …(Айболит)!» «Айболит»
А потом позвонили зайчатки:
-Нельзя ли прислать… ( перчатки)?
А потом позвонили мартышки:
-Пришлите, пожалуйста, … ( книжки)! «Телефон»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по …(дорожке). «Федорино горе»
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает…(головой). «Мойдодыр»
А сейчас мы с вами отправимся в гости к этим сказкам (проводится динамическая пауза «В гости»).
В разных местах размещены картинки с изображением героев сказок Чуковского (Мойдодыр, Федора, Муха-Цокотуха, Айболит).
Дети подходят к ним в соответствии с текстом и по показу воспитателя выполняют движения(пружинка, ковырялочка, кружение, притопы.)
Герои сказок к нам спешат,
Любимцы вечные ребят.
Дружно встаньте все за мной,
В гости к ним сейчас пойдём. (звучит музыка)
В гости к Мойдодыру все скорей спешите,
Вместе с Мойдодыром весело пляшите: ля-ля-ля-ля.
В гости к Федоре все скорей спешите,
Вместе с Федорой весело пляшите: та-та-та-та.
В гости к Цокотухе весело спешите,
Вместе с Мухой весело пляшите: па-па-па-па.
В гости к Айболиту все скорей спешите,
Вместе с Айболитом весело пляшите: ну-ну-ну-ну.
(В зале гаснет свет.)
Что случилось? Почему погас свет?
Заяц: Горе, горе, крокодил,
Солнце в небе проглотил.
Наступила темнота,
Не ходи за ворота.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Ведь кругом темнота, значит, наше путешествие по сказкам Чуковского отменяется?
Дети: Нет.
Воспитатель: Нам нужно найти солнышко и вернуть его. Но одни мы не справимся, нам нужны помощники. Ой, кто-то к нам уже идет, узнаете ли вы кто?
Всех, излечит, исцелит,
Добрый доктор…
Дети: Айболит.(Выходит Айболит)
Воспитатель: Доктор Айболит, помогите нам пожалуйста, найти солнышко.
Айболит: Конечно, помогу, но нам надо пригласить и других героев из других сказок.
Воспитатель: А за ними вдоль забора, скачет бабушка …
Дети: Федора. (Выходит Федора и плачет)
Федора: Даже блюдца, даже блюдца убежали от меня.
Воспитатель: Ребята, из какой сказки бабушка Федора?
Дети: Федорино горе.
Воспитатель: Правильно, как же ей помочь? Давайте позовём Мойдодыра. Уж он то умоет грязную Федору, научит мыть её тарелки, чашки да ложки и все-все.(Дети зовут Мойдодыра)
Выходит Мойдодыр:
Я- Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник,
И мочалок командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют
И ногами застучат…
Федора: Я больше так не буду, не буду. Я всегда буду аккуратной и опрятной, и посуду всю вымою.
Мойдодыр:
Надо, надо умываться,
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Воспитатель: Ну, что же друзья, посмотрите, сколько нас много, можно идти выручать наше солнышко. Итак, в путь! (Звучит музыкально-ритмичная музыка)
А в большой реке крокодил лежит,
И в зубах его не огонь горит.
Солнце красное, солнце краденое.
Дети и все герои вместе говорят:
Говорим тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди- поймаем!
Пополам переломаем,
Будешь ты, невежа знать,
Как наше солнце воровать! (требуют отдать солнышко)
Крокодил: Я не отдам вам солнце просто так, выполните мои задания:
1.Игра «Мешок сказок». В мешке лежат предметы, принадлежащие героям разных сказок Чуковского (телефон, воздушный шарик, термометр, муха, колобок и др.) Задача детей узнать из каких они сказок, и все ли предметы из сказок Чуковского.
2.Игра «Звукоподражание». Детям раздаются билетики, на которых изображены животные из сказки «Путаница». Задача детей произнести голосом звук животного, изображенного на их билетике.
Крокодил : Ну, что же! Вижу, вы хорошие ребята и такие умные, так хорошо знаете сказки дедушки Чуковского.
Воспитатель: Да-да, крокодил, отдавай наше солнышко, мы все твои задания выполнили.(крокодил отдает солнышко)
-Испугался крокодил, завопил, заголосил,
А из пасти из зубастой, солнце вывалилось,
В небо выкатилось! (звучит веселая музыка)
Ну, что же, ребята! Давайте скажем спасибо героям сказок Чуковского. Они помогли нам выручить солнышко, и теперь оно будет светить всем- всем на свете. Ребята, вам понравилась встреча с героями сказок? И мне тоже очень понравилась. Вы были такие умные, так хорошо справлялись с заданиями, даже не испугались крокодила. Добрый дедушка Корней знал, что детям необходимы радость, веселье, смех и дарит нам это в своих стихах и сказках. Любите сказки дедушки Корнея! А взрослым хочется сказать:
Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи-
На свете правды больше станет.
Приложение 2
Веселая поэзия, любимая детьми
Конспект литературной викторины по творчеству К.И.Чуковского.
Средний возраст
Цель: Обобщение знаний детей о содержании произведений К.И.Чуковского.
Задачи: Продолжать развивать интерес детей к творчеству писателя,
развивать чувство юмора на основе его произведений.
Закреплять у детей знания содержания произведений через чтение
стихотворных строк наизусть, развивать чувство рифмы.
Пробудить в детях радость от встречи с любимыми сказочными
персонажами, побуждать «помогать» героям в разных видах
деятельности.
Воспитывать любовь и интерес к поэзии Чуковского.
Предварительная работа: Чтение произведений К.И.Чуковского, рассматривание иллюстраций к его произведениям. Просмотр видеофильмов по его произведениям, обыгрывание отрывков из его произведений. Рисование и лепка героев его произведений совместно с родителями, оформление выставки поделок.
Оборудование: Портрет К.И.Чуковского. «Чудо – дерево» с иллюстрациями его произведений. Магнитофонная запись телефонного звонка, сигнала «скорой помощи», песни «Чунга-чанга» муз. Шаинского, песни Б. Савельев
«В мире много сказок». Персонажи – Айболит, Бармалей. Атрибуты – телефон, большой пузырек с надписью «Одобрин».
Ход:
Звучит запись песни Б.Савельева «В мире много сказок».
Ведущий: Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Но для них всего милее
Сказки дедушки Корнея.
Ребенок: Нет на свете ничего лучше сказочек его,
А кого - узнаете, лишь на фото ?