ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП
ГАЗЕТА "МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬКА"
Приозерск 2017
Группа 6 и 12
Музыкальные занятия с Вашим ребёнком проводит
музыкальный руководитель Азнаева Наталия Олеговна
Дни посещения Вашим ребёнком музыкального зала –
Вторник
Среда
Пятница
Обувь для детей – чешки.
Большая просьба не опаздывать на занятия. Этим Вы мешаете работе музыкального руководителя и отвлекаете от занятия остальных детей!
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА МУЗЫКА?
Для чего скажи, мой друг, музыка нужна?
Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья,
Чтобы в радостном порыве петь и танцевать,
Чтобы чувства, настроенье мы без слов
могли понять.
Музыка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть для ребёнка этот мир, надо развивать у него способности: музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. На Востоке о плохом человеке говорили: «Видно, ему мать не пела в детстве колыбельных песен». Чем раньше войдёт музыка в жизнь человека, тем глубже и прочнее это искусство займёт место в его душе. Д. Б. Кабалевский не раз говорил о могучем влиянии музыки на развитие детей: «Изучая музыку, ребята уже с раннего детства почувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь». Именно в раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств личности ребёнка, его интересов и способностей. Известно, что ранее многих других человеческих способностей у ребёнка выявляются, прежде всего, способности музыкальные. Два основных показателя музыкальности – эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух проявляются с первых месяцев жизни новорождённого ребёнка.
Дети третьего и четвёртого года жизни радуются пению, движениям и игровым действиям под музыку. Взрослым следует стремиться вызвать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приёмов
( жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения. Важно в работе с детьми этого возраста неоднократно повторять произведения, с которыми их знакомили ранее. Нужно вызывать радость от восприятия знакомого музыкального материала, желание дослушать его до конца.
Конечно, основные навыки дети получают в системе музыкальных занятий в детском саду, но, бесспорно, родители могут сыграть исключительно важную роль в развитии музыкальности своего ребёнка. Если ребёнка с раннего возраста приобщают к активной практической музыкальной деятельности, то происходит развитие всех его способностей ( активизируется творчество) и первоначальное
формирование музыкального вкуса. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общедуховной культуры в будущем.
Выводы о музыкальности ребёнка можно сделать лишь тогда, когда он получит правильное музыкальное воспитание и обучение.
РАЗ – ДВА, НЕ СКУЧАЙ, С НАМИ ПОДПЕВАЙ!
В музыкальной работе с детьми 5- - 6 лет пение – показатель проявления активности. В подпевании и пении ребёнок, даже неточно воспроизводящий мелодию, исполняет её сам. Вслушивается в неё внимательно, и, преодолевая трудности её исполнения, испытывает наибольшее удовлетворение.
Кроме того, подпевание и пение способствуют развитию речи, поскольку в подпевании и пении особенно полно представлено подражание слышимому. Интерес к подпеванию и пению должен поддерживаться внимательными и заботливыми взрослыми, пение можно включить в любую самостоятельную деятельность детей и, конечно же, в игру.
Дети среднего возраста очень любят песни маршеобразного характера. Можно предложить ребёнку сочить мелодию марша на заданный текст, или мелодию колыбельной песни для мишки, куклы и др.
В целом, требования к песням для детей среднего возраста такие:
- Интересный и доступный для понимания сюжет.
- Простая и привлекательная мелодия.
- Слова песни должны легко произноситься
- Не сложный для выучивания, состоящий из 2-3четверостиший текст.
- В песне должны быть повторяющиеся лёгкие отрезки мелодии с простыми словами или слогами.
БРАВЫЕ СОЛДАТЫ
Музыка А. Филлипенко, слова Т. Волгиной.
Бравые солдаты с песнями идут
А мальчишки следом радостно бегут.
Эх!Левой!Левой!С песнями идут
А мальчишки следом радостно бегут.
Хочется мальчишкам в армии служить
Хочется мальчишкам подвиг совершить.
Эх!Левой!Левой!В армии служить
Хочется мальчишкам подвиг совершить.
Храбрые мальчишки нечего тужить
Скоро вы пойдёте в армию служить.
Эх!Левой!Левой!Нечего тужить
Скоро вы пойдёте в армию служить.
- Выглянуло солнышко, блещет на лугу.
Я навстречу солнышку по траве бегу.
И ромашки белые рву я на лету.
Я веночек сделаю, солнышко вплету.
Я веночек сделаю, солнышко вплету.
Собрала в ладошки я чистую росу,
Радугу и солнышко я в руках несу!
И дразню я песенкой ветер озорной
И танцуют весело все друзья со мной
И танцуют весело все друзья со мной
- День искрится радостью, вдаль меня манит,
Надо мною радуга весело звенит,
И ромашки белые, поле и зарю –
Всё, что утром встречу я, маме подарю
Всё, что утром встречу я, маме подарю
НАУЧИТЕ РЕБЁНКА СЛУШАТЬ МУЗЫКУ
Многие родители считают, что если ребёнок не
проявляет интереса к музыке, не стоит его и
приобщать к ней. Любовь к музыке не всегда
появляется сама по себе, даже если у малыша есть музыкальные способности. Не случайно Д. Б. Кабалевский говорил, что любителями музыки не рождаются, а становятся. Поэтому любого ребёнка нужно учить слушать музыку. Очень важным элементом музыкального развития детей является совместное восприятие музыки. К сожалению, многие родители редко слушают музыку вместе с детьми.
А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Музыка помогает установке духовных контактов между ребёнком и взрослыми. Возникает вопрос: в какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Таких форм много: это и пение ребёнка для Вас по вашей просьбе, и участие ребёнка в Вашем танце ( приглашайте его вместе потанцевать, когда Вы с ним дома одни и у Вас хорошее настроение), предлагайте ему послушать мелодичную музыку.
У детей среднего дошкольного возраста уже возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми, появляется потребность в общей, сходной с родительской, оценке услышанного. Это и будет началом духовного контакта между Вами и ребёнком, первым этапом обучения ребёнка слушанию музыки.
Если Вы действительно хотите научить ребёнка слушать музыку, постарайтесь вначале самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое хотите предложить дать ему послушать. Для начала надо выбирать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением, ясной мелодией. Идеально в этом плане слушать произведения П.И. Чайковского, полонез Огинского, «Аквакриум» К. Сен- Санса из его цикла «Карнавал животных»
После окончания музыки начните беседу с малышом. Важно добиться того, чтобы произведение нашло у него эмоциональный отклик. Иногда он будет находиться в затруднительном положении, не зная как реагировать на незнакомую музыку. В этом случае для него очень важна Ваша реакция: Что скажет мама? А понравилось ли это маме? – вот что будет искать в Ваших глазах ребёнок. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии и песни. Слушайте музыку чаще, и обязательно много раз, чтобы ребёнок запоминал и узнавал её. Это доставляет ему радость и духовно обогащает его.
МУЗЫКА НА КУХНЕ.
Во время игры или самостоятельной деятельности ребёнок
пробуют извлекать звуки из тех инструментов, на которых
играют взрослые, или же пытаются подобрать для этой
деятельности «нечто подходящее» Даже кухонная утварь у них
может быть музыкальным инструментом.
Дети исполняют разученные в саду на музыкальных
занятиях песни, причём правильно передают движения взрослого исполнителя,
играющего на настоящем музыкальном инструменте – фортепиано. Это первые самостоятельные опыты со звуками надо всячески поощрять, ведь с помощью этих действий ребёнок также познаёт окружающиё его мир. И будет замечательно, если взрослые поддержат эти начинания маленьких музыкантов.
- Начнём с обыкновенных ложек, лучше взять деревянные.
Ложки зажимают между пальцами в одной руке и ударяют ими в нужном ритме
о ладонь другой руки.
- Из кастрюли, верх которой туго обтянут плотным полиэтиленом, получится барабан.
- А ещё можно подвесить на верёвке алюминиевые кастрюльки и ковшики и
бить по ним ложкой. Если не колотить, что есть силы, то получится отличный
ударный инструмент.
- Попробуйте спеть вместе с ребёнком его любимую песню в сопровождении
этих «музыкальных инструментов».
- Если Вам понравилось, то пробуйте исправить несправедливость по отношению
к другим представителям мира посуды и исполните народную песню «Светит
месяц» в сопровождении таких «музыкальных инструментов» как стаканы,
тёрки, тарелки, кастрюля с крышкой.
Кроме того, в магазинах имеются различные музыкальные игрушки, в том числе и с заданной мелодией. Разумеется, необязательно иметь у себя дома все музыкальные инструменты – игрушки, но многие дети пользуются металлофоном или барабаном, погремушками и пр.
В ГОСТИ К СКАЗКЕ.
Слушание сказок по праву занимает одно из главных моментов
в развитии и нравственном воспитании маленького человечка.
Для детей сейчас существует огромное количество аудиокассет, компакт – дисков, видеопродукции. Всё это создаёт своеобразное звуковое пространство вокруг ребёнка. И
каким оно будет, во многом зависит от выбора и решения взрослых, находящихся рядом с малышом. Резкую, громко звучащую музыку желательно вообще не предлагать слушать ребёнку. Родители, наполняя музыкальное пространство мелодичными, нежными звуками, создают условия для гармоничного развития личности своего ребёнка.
Важно помнить, что слушание музыкальных сказок, соответствующих возрастным особенностям ребёнка, очень благотворно влияет на активизацию процессов внимания, восприятия и памяти. Кроме того, русские народные сказки, а именно их и надо предлагать детям младшего возраста для слушания, как правило, имеют хорошее музыкальное оформление – в них часто звучат народные мелодии в исполнении оркестров народных инструментов и произведения композиторов – классиков. Таким образом, ребёнок получает прекрасную возможность слушать не только хорошую музыку, а ещё и музыкальную речь.
Голосами известных артистов – Юрия Яковлева, Татьяны Пельцер, Михаила Трофимова и др. ребёнку передаётся интонационный строй русской речи, он сосредоточенно воспринимает произношение тех или иных слов родного языка, а это, в свою очередь, оказывает огромное влияние на формирование в будущем фонематического слуха – важнейшего условия для грамотного письма у ребёнка в школе. Кроме того, во время предложенная малышу сказка не только порадует его, но и освободит маму для выполнения какой – либо неотложной работы по дому. Конечно, слушание сказок ни в коем случае не должно полностью заменять общение с живыми носителями языка – родителями, бабушками и дедушками. Идеально будет такое сочетание, когда мама не только пользуется аудиозаписями, но много читает и рассказывает сказки своему малышу сама.
СОВЕТЫ ДОКТОРА АЙБОЛИТА
Все процессы в человеческом организме - дыхание, биение сердца – совершаются ритмично. Важно научиться одерживать чёткость, ритм и в повседневном быту, в играх, в развивающих занятиях, еде, сне, отдыхе. Надо с малолетства приучать ребёнка к определённому распорядку дня. Сначала он будет подчиняться бессознательно, даже
неохотно, но постепенно это станет привычкой и потребностью. Нельзя, «жалея» ребёнка, разрешать то поваляться в постели, то задержаться с отходом ко сну вечером. Такие отступления от распорядка дня не проходят бесследно. Дети выбиваются из колеи, начинают капризничать, с трудом засыпают. Большая проблема детей, посещающих дошкольное учреждение – это проблема «понедельник - день тяжёлый» (и для педагогов учреждения тоже). Родители, особенно молодые, часто идут на нарушение режима дня ребёнка. Приехав поздним вечером домой из гостей, или же просто занятые какими – либо домашними хлопотами, такие родители считают, что ничего страшного не произойдёт, если малыш ляжет спать в выходные дни попозже, чем обычно. На самом же деле, ребёнок очень чутко реагирует на режимные сбои, со скандалом идёт утром в сад, плачет, капризничает, часто не может сосредоточиться на музыкальном и других занятиях.
На музыкальном занятии с детьми среднего возраста очень важную роль играют музыкально – ритмические движения.
Движения необходимо ребёнку любого возраста, это непременное условие нормального роста и развития.
Родителям надо учитывать эту потребность и в домашних условиях, не заставляя ребёнка подолгу сидеть одной позе или стоять на одном месте. Неправильно считать подвижные игры и беготню детей излишними, вредными, однако и чрезмерные движения нужно сдерживать, так как малыш ещё не научился соизмерять свои силы. Желательно, чтобы у ребёнка были мяч и санки, разные кубики. Игрушки должны соответствовать росту и физическим возможностям малыша. Например, 5- 6 летнему малышу подойдёт большой мяч (20см.) ,т к ему легче играть с ним. Нужную длину прыгалки можно определить так: положить её на пол, поставить ребёнка на середину и поднять концы верёвки или шнура. Они должны находиться немного выше уровня пояса.
Особо нужно поощрять коллективные подвижные игры. Они не только развивают ловкость, сноровку, но и воспитывают хорошие черты характера – коллективизм, товарищество, стремление к взаимной выручке.
Очень важно у детей 5-6 летнего возраста своевременно выявить речевые отклонения. У многих детей, когда ещё они только овладевают навыками речи, бывают недостатки произношения. Со временем это проходит, но всё – таки при разговоре с ребёнком нужно учитывать характер дефекта. Если ребёнок торопится, как бы проглатывает звуки, нужно говорить с ним замедленно, чуть растягивая слова; если он «смазывает звуки, надо их отчеканивать.
Особенное внимание надо обратить на тех детей, у которых к 2 годам не сформировались речевые навыки. Это – серьёзный повод обращения к врачу- невропатологу. Косвенный признак невротизации организма – ночной и дневной энурез (недержание мочи).
У некоторых детей часты заболевания горла. Это может привести к потере чистоты и звучности голосового аппарата. Надо, не откладывая, лечить горло.
Качество речи зависит не только от состояния органов, с которыми связано произнесение звуков. Огромную роль играет влияние среды. Дети невольно подражают разговору окружающих. С ребёнком надо правильно говорить и нельзя искусственно подделываться под язык малыша. Одевание, кормление, осуществление режимных моментов надо обязательно сопровождать разговорами и разъяснениями. Окрики, наказания не способствуют улучшению речи, а, наоборот, ведут к закреплению недостатков
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.
- Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать. А если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешными и неуклюжими. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
- Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелательного тормоза.
- Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?
Специалисты определяют её как комплекс способностей, позволяющий активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
Однако, главное, по мнению учёных, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное:
ЧЕМ АКТИВНЕЕ ОБЩЕНИЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА С МУЗЫКОЙ,
ТЕМ БОЛЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ ОН СТАНОВИТСЯ,
ЧЕМ БОЛЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ СТАНОВИТСЯ,
ТЕМ РАДОСТНЕЕ И ЖЕЛАННЕЕ НОВЫЕ ВСТРЕЧИ С НЕЙ.
Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно, звуки, у которых оказываются свои тайны и загадки.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Исследования известных учёных педагогов подсказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают влияние музыки на формирующийся плод в период беременности женщины и положительное её воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние времена музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка на интеллектуальное развитие. Ускоряла рост клеток, отвечающих за рост интеллекта человека. Не случайно занятия математикой в пифагорийской школе проходили под музыку, повышающую работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направить их на физическое оздоровление.
Для настоящей музыки нет ничего невозможного!
Необходимо лишь желать её слушать и уметь её слушать!
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обострённое слуховое воспитание окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части общей духовной культуры в будущем.