Консультация для родителей «Психофизиологические особенности развития детей 3–4 лет»Воспитатель Копшай Анастасия Евгеньевна.
Консультация для родителей «Психофизиологические особенности развития детей 3–4 лет»
Тамара Апресян
Консультация для родителей «Психофизиологические особенности развития детей 3–4 лет»
Консультация для родителей
«Психофизиологические особенности детей 3-4 лет»
Ребенок 3-4 лет проходит важный этап самоутверждения и самосознания в окружающем мире. Позади первые годы активного физического и психологического формирования и развития. Малыш уже абсолютно самостоятельно двигается, у него активно развивается речь и мышление. Перед нами маленькая уникальная личность со своим характером, вкусами и желаниями. Его возрастные достижения удивляют и радуют семью.
Основные умения и навыки
К 3 годам малыш во многом самостоятелен. Уровень физического развития позволяет без посторонней помощи:
• двигаться (ходить, бегать, прыгать, лазать, перемещать предметы);
• пользоваться осознанной поэтапной моторикой (ударять об пол и ловить мяч, догонять и бить по мячу ногой, группировать и раскладывать по отдельным коробкам предметы и мелкие детали, ездить на велосипеде, находить и приносить необходимые вещи, целенаправленно находить и брать нужную игрушку, знать, что нужно делать, чтобы разрезать бумагу или нарисовать что-то);
• быть самостоятельным в вопросах гигиены и самообслуживания (самостоятельно ходить в туалет, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, чистить зубы, умываться, снимать - надевать одежду в нужной последовательности, самостоятельно есть, пользуясь основными приборами и салфеткой, причесываться).
Я - индивидуальность
Особенности детей 3-4 лет основываются на постоянном самоутверждении и стремлении к самостоятельности. Ребенок осознает себя как личность: свои имя, фамилию, отчество, свою кроватку, свои игрушки, своих родителей и семью, свое пространство и свои желания. К 3 годам дети прекрасно управляют силой голоса, интонациями и мимикой. Уровень развития позволяет ставить цели и выстраивать логический путь их достижения. В этом дети непроизвольно копируют взрослых, их методы достижения цели: хитрость или прямолинейность, находчивость, терпение и настойчивость или нетерпимость, требовательность и раздражительность. В 3-4 года ребятишки прекрасно улавливают фальшь и неискренность взрослых, хорошо манипулируют старшими членами семьи, пользуясь в определенной ситуации нужными приемами.
Представление о мире
Продолжается активное познание мира и осознание себя в этом мире. Накопленные информация и впечатления постепенно качественно меняют уровень развития. Возрастные представления ребенка об окружающем мире довольно обширны, за многими понятиями закреплены четкие ассоциации. Он различает и понимает особенности:
• периодов суток (ночь, утро, день, вечер);
• явлений природы (дождь, снег, ветер, солнце);
• различает основные фрукты, овощи, ягоды, грибы;
• знает деревья, кусты, цветы, траву;
• знает домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых;
• отличает материалы (твердые и мягкие, гладкие и шершавые);
• понимает отличия быстро - медленно, вверх вниз, громко – тихо, тяжело - легко.
Речь
Уровень развития речи ребенка 3-4 лет как нельзя лучше характеризует возрастные психофизические особенности его формирования. Малыш копирует не только слова, но и интонации, и жесты. Он приобретает навыки культуры общения, развивает образное мышление. Источником развития речи и мышления ребенка, по-прежнему, являются детские книжки, стихотворения, поговорки, загадки, песенки, беседы со взрослыми. Ребенок учится спрашивать и отвечать на вопросы.
Возрастные особенности речевого развития 3-4 лет:
• запоминает стихи, песни, сказки, названия;
• выстраивает и произносит простые предложения;
• группирует предметы по тематическим группам, называет главный признак предмета (животные, посуда, одежда, шапка теплая, яблоко сладкое и т. п.);
• различает основные действия (есть, бежать, стоять, ждать и т. д.).
Особенности психофизического развития
Все возрастные особенности в развитии детей 3-4 лет можно наблюдать в процессе игры детей. Игра – главный вид деятельности малышей в этот период. Игра развивает, воспитывает, обучает и проявляет психофизические особенности каждого ребенка. В беззаботной игровой форме и в условиях комфортного психологического состояния ребенок получает мощный интеллектуальный заряд. Формируется логика, усидчивость, внимание, навыки анализа и синтеза. В результате, к 4 годам ребенок должен уметь:
• собирать пазлы из 4-5 фрагментов;
• сравнивать рисунки и предметы;
• выбирать из группы предметов нужный по названному признаку;
• запоминать предложения из 4 слов;
• сосредоточенно выполнять заданное не менее 5-6 минут;
• считать до трех, показывая пальчиками количество;
• различать основные цвета;
• различать круг, квадрат, треугольник.
Развитие детей – это непрерывный процесс. Родители должны помнить, что залогом воспитания счастливого и гармонично развитого ребенка является атмосфера любви и уважения в семье. Если малыш растет в условиях психологического комфорта, то процесс обучения и воспитания проходит органично и незаметно для ребенка, доставляя ему удовольствие и радость.