План по самообразованию
Документы для скачивания
Воспитатель МБДОУ №6 Петрожицкая Оксана Леонидовна Начало формы Конец формы Индивидуальный план самообразования тема: « Развитие личности в процессе духовно- нравственного воспитания» В воспитании детей важную роль играет уровень подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и значимую роль в этом играет самообразование. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности воспитания. А. С. Макаренко писал, что «глубочайший смысл воспитательной работы. . . заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей». Бесспорно, дети, проживающие в детском доме, имеют потребность в создании условий для их духовно- нравственного развития. Так как речь идет о детях, с ранних лет видевших падение нравственности – проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм, бродяжничество. Такой ранний детский опыт способствует развитию искаженного представления у большинства воспитанников о нравственных ценностях, снижению уровня их духовной культуры, а также формированию одного из серьезнейших феноменов сиротства- утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к социализации. Проблема успешной социализации детей- сирот стояла перед нашим обществом всегда. К сожалению, она не разрешена и в настоящее время. Не все выпускники находят своё место в жизни. Следовательно, возникает необходимость такой системы воспитания, которая готовила бы воспитанников к успешной самостоятельной жизни. А успешно социализироваться человек может только тогда, когда он усвоит ценности общества, и будет уметь адаптироваться в этом обществе, с целью реализовать себя. Поэтому я выбрала направлением своей воспитательной работы в детском доме тему духовно–нравственное воспитание, которое основывается на общечеловеческих и отечественных ценностях. Я рассматриваю духовно- нравственное воспитание как процесс, направленный на формирование у воспитанников таких качеств и свойств, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, процесс, который противодействует явлениям духовной деградации воспитанников и обеспечивает успешную социализацию выпускников детского дома. Цели профессионального развития воспитателя 1. Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов воспитания. 2. Углубление знаний в области теории воспитания. 3. Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики. 4. Повышение общекультурного уровня воспитателя. Этапы работы над темой самообразования: « Развитие личности в процессе духовно- нравственного воспитания». Диагностический- 1- ыйЗАДАЧИ: анализирование собственных затруднений и затруднений коллег, состояния учебно- воспитательного процесса, выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации. ИТОГ: выявление проблемы, обоснование её актуальности. Теоретический – 2- ойЗАДАЧИ: изучение теории проблемы на педсоветах, заседаниях МО, семинарах, в самостоятельной работе с источниками. ИТОГ: накопление теоретического материала, конспектов. Практический – 3- ийЗАДАЧИ: совершенствовать умение представлять свой опыт в выступления на тематических педсоветах, семинарах- практикумах, представление открытых мероприятий, взаимопосещение занятий. ИТОГ: совершенствование воспитательного процесса в рамках разрабатываемого направления воспитательной работы, коррекция теоретических положений опыта с учётом практики. Обобщающий – 4- ыйЗАДАЧИ: развивать умения качественного самообобщение опыта, творческие отчёты, педагогические выставки и т. п. ИТОГ: систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта. Список рекомендуемой литературы: 1. Ганус Г. А. , С. А. Кукушкин. Наука побеждать. М. , 2003г. 2. Байбородова Л. Организация воспитательной деятельности с детьм и- сиротами. Воспитательная работа в школе. \ \ №1 2004г. 3. Джумсаи А. О. В чем смысл жизни человека. / / Познай себя. , № 3 2003г. 4. Дюйсебек А. Т. Духовно- нравственные и национально- культурные ценности как методологическая основа содержания среднего образования. / / Образование. №4, 2006г. 5. Егоров А. Верю, надеюсь. / / Духовно- нравственное воспитание школьников. , № 1, 2001г. 6. Закарьянова Ш. Н. Трудности социализации детей- сирот. – Высшая школа. 7. Каирова И. А. , О. С. Богданова. Азбука нравственного воспитания. Просвещение, 1979г. 8. Касицина Н. Педагогика поддержки. – С- П. , 2005г 9. Лопатина А. , Скребцова М. Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни. М. , 2006г. 10. Лопатина А. , Скребцова. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах. М. , 2005г. 11. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - М. , 2004г. 12. Прихожан А. М. Психология сиротства. - Питер, 2005г. 13. Селевко Г. Познай себя. М. , 2006г. 14. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье. / / Духовно- нравственное воспитание школьников. , № 1, 2001г План мероприятий по духовно- нравственному воспитанию. Тема Форма Кто проводит Срок Рождество на Руси Игровая викторина Воспитатель Музрук. 7 января Поговорим о доброте Урок доброты Воспитатель 16 апреля Спешите делать добро День милосердия Воспитатель сентябрь Под чистым небом Рождества Театрализованное представление Воспитатель. М уз. рук. 6 января Первоучители добра и просвещения- Кирилл и Мефодий Беседа- рассказ Воспитатель 24 мая В душе сохраняется свет Вечер- встреча Воспитатель б 3 декабря Духовных книг божественная мудрость( книга «Апостол») Литературный рассказ Староста храма Воскресенья 19 марта Бога прошение- души исцеление Духовное чтение Староста храма Воскресенья. 25 марта Вспоминая библейские истории Час духовности Воспитатель 6 января Жизнь великих людей- Сергий Радонежский Литературная страница Воспитатель май Спешите творить добро Урок добра Староста храма Воскресенья декабрь Подарим каждому частицу добра Информационный час Воспитатель декабрь Дарить другим тепло своей души Вечер- встреча Встреча с батюшкой храма Воскресенья декабрь Свет духовности Выставка – экспозиция Воспитатель/ март Традиции русской духовности Познавательная страница Староста храма Воскресенья. 21 июля Островок доброты Литературный остров Логопед ДОУ. 20 января Рождества святая ночь Театрализованная композиция Воспитатель. Муз. рук. 6 января Православные праздники Рекомендательный список литературы Воспитатель. 3 февраля Прекрасная страна- Любовь Игровой вечер Воспитатель. Р одители воспитанников. 14 февраля Дорого яичко к Христово Дню Познавательный вечер Воспитатель. 19 апреля Спешите делать добро Час размышления Воспитатель. 3 декабря Чужого горя не бывает День милосердия Воспитатель. 3 декабря Святые вечера Литературное представление Воспитатель. Муз. р ук. 6 января Чудный праздник Рождества Литературная композиция Воспитатель. Муз. рук. 6 января Путешествие в прошлое христианских праздников Историко- познавательный час Воспитатель. 7 января Твори добро на благо людям Урок доброты Воспитатель. январь Добрые и вежливые слова Психологическая игра Методист Доу. февраль Магия любви Вечер влюбленных Воспитатель. 14 февраля Душу исцелит добро Урок доброты Воспитатель. февраль Великая тайна любви Лирико- поэтический час Логопед. В оспитатель. февраль Пасхальная сказка Театральная миниатюра Воспитатель. М уз. рук. март Светлое Христово Воскресенье Выставка- экспозиция Воспитатель. март Приключения в стране доброты Конкурсно- игровая программа Воспитатель. март Какой ты друг Тест- игра Методист доу. 27 марта Праздник добра и света Пасхальная неделя Воспитатель. апрель Праздник праздников- Пасха Час духовности Воспитатель. 20 апреля И лик святой нам душу греет Литературная композиция к 700- летию со дня рождения Сергия Радонежского Воспитатель. М уз. рук. 3 мая В гости Пасха к нам пришла Познавательный вечер Воспитатель. 20 апреля Духовно- поэтический час Логопед. май Путешествие в страну вежливости Познавательная игра Воспитатель. май Нравственные уроки преподобного Сергия Радонежского Урок нравственности Воспитатель. май Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского Час православия Воспитатель. б май Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности Познавательный урок Детская городская библиотека. 24 мая Великий подвижник Земли русской Час истории Воспитатель. май Сергий Радонежский. Личность и эпоха Вечер- портрет Воспитатель. июнь Если добрый ты – это хорошо Беседа- совет Методист Доу. июнь «Сергий Радонежский – заступник и собиратель Русской земли» Историко- познавательный час Методист Доу. июль Личность в истории православия Литературная встреча Экскурсия в детскую библиотеку. июль За окнами август: праздничные Спасы Урок православия Воспитатель. август Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Дискуссионный час Воспитатель. сентябрь Милосердие не от милости – от сердца Благотворительный час С участием родителей. сентябрь Духовный суверенитет России Информ- минутка Воспитатель. 25 сентября Значение преподобного Сергия для русского народа и государства Урок истории Встреча с учителем истории. октябрь Игумен Земли русской Час православия Воспитатель. октябрь Великий подвижник и собиратель земли русской Час исторической памяти Воспитатель. б октябрь Исторический портрет Сергия Радонежского Литературный взгляд Встреча с учителем истории. октябрь Собиратель русских душ Час православия Староста храма Воскресенья. октябрь Православные святые и их роль в истории России Урок православия Воспитатель. октябрь Образ русского православного святого в художественной литературе и живописи Выставка- экспозиция Воспитатель. октябрь Преподобный Сергий Радонежский – учитель и устроитель России Час исторической памяти Воспитатель. октябрь Покров- Батюшка Православный час Воспитатель. 14 октября Все согрето теплом ваших глаз Вечер- чествование Воспитатель. М уз. рук. 30 ноября Милосердие – зеркало души человека Урок нравственности Воспитатель. 27 ноября Подарим лучики тепла Вечер- встреча Воспитатель. декабрь Дорогою добра День милосердия Воспитатель. б декабрь В душе сохраняется свет Благотворительный вечер Воспитатель. 3 декабря Высочайшая сила духа… Урок духовности Воспитатель 13 декабря Мы ходим в гости, гости – к нам Урок этикета Экскурсия в подготовительную группу. 19 декабря Этикету все верны – и крестьяне и цари Игровая программа Воспитатель декабрь Дорога к Храму Книжная экспозиция Воспитатель. 14 марта Ты не одинок в этом мире Вечер общения Воспитатель. 3 декабря Казанская икона Божьей Матери Час духовности Воспитатель. июль Остров доброты Урок доброты Воспитатель. ноябрь Спас нерукотворный Час духовности Староста храма Воскресенья август Совесть- внутренний судья у человека Урок нравственности Воспитатель. апрель Этикет сквозь века Историческая экскурсия Воспитатель. ноябрь В Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России указывается, что обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования даёт возможность государственным и муниципальным дошкольным образовательным организациям лучше ориентироваться в подборе материала по духовно- нравственному воспитанию, повысить значимость взаимодействия Церкви, семьи, детского сада, осуществлять непрерывность и преемственность процесса духовно- нравственного воспитания с начальным общим образованием. Задачи и принципы, Федеральных государственных стандартов дошкольного образования показывают, что духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением образования на современном этапе. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы, проектов по духовно- нравственному образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Проанализировав программы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников, проанализировав задачи и принципы ФГОС ДО, принципы обучения дошкольного образования, благословившись у батюшки, я разработал а план работы кружка по духовно- нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Духовн ое начало », основной целью которой является создание условий для осуществления духовно- нравственного воспитания, через реализацию программы «Мир Добра». Данная тема предполагает организацию работы по Духовно- нравственному воспитанию в ДОУ в рамках кружковой деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми старшего возраста. Длительность занятий 25–30 минут. Реализуя основной принцип дошкольной педагогики принцип систематичности, последовательности и постепенности тематика занятий Кружок в подготовительной группе «Ромашка» на тему: «Духовное начало». Воспитатель МБДОУ №6 О. Л. Петрожицкая. Задачи кружк а: • Заложить основы духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. • Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро. • Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа. • Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории. • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка. • Формировать художественно- речевые навыки, пополнять словарь детей. • Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка. Прежде чем организовать кружковую работу по вышеобозначенной теме, было проведено анкетирование родителей старшей группы, с целью выявления отношения к православной культуре и наличия необходимых знаний о духовно- нравственном воспитании дошкольников. Результаты анкетирования показали, что основная часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако имеет слабое представление о том, что такое духовно- нравственное воспитание. Большинство опрошенных родителей хотели бы привить детям основы духовно- нравственного воспитания и познакомить их с православной культурой. В сентябре 2015 года проведена первичная диагностика, которая позволила определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре. Задачи первичной диагностики: 1. Определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках; 2. Выявить наличие интереса к культуре и традициям своего народа; 3. Выявить наличие семейных традиций и обычаев. Результаты первичной диагностики: • Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа. • Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости. • Никто из детей не смог спеть колыбельную и русскую народную песню, закличку, вспомнить считалку или назвать народный праздник. Для реализации вышеобозначенных задач в течение 2015- 2016 учебного года была организована и проведена работа кружка « Духовное начало ». Основной формой реализации кружковой работы являются занятия, организованные в традиционной и нетрадиционной форме. На них воспитанники получили основные понятия о традициях русского народа, о нравственных качествах личности человека, расширили представление о своей малой Родине. Кроме этого, для реализации кружковой работы использовались такие формы и методы организации работы с воспитанниками и родителями как: Работа с воспитанниками: беседы, тематические праздники и развлечения, экскурсии; Работа с родителями: консультации, выставки совместных с детьми работ, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений. Также в ходе реализации кружковой работы были применены разнообразные средства эмоционального общения с воспитанниками: музыка, живопись, игры, сказки. Детские впечатления обсуждались в диалогах, задушевных беседах с педагогами и родителями. Одной из самых ярких и запоминающихся форм, используемых в работе, являются праздничные мероприятия, которые позволяют воспитанникам не только закрепить полученные знания, но и проявить свои творческие способности. Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с такими праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания. Например, к празднику Рождества Христова начинаем готовиться заранее. Вначале проводим беседы: Что такое праздник? Какие праздники мы празднуем? Дети слушают историю события Рождества, рассматривают ( рисунки, фотографии) . А после уже начинаем учить колядки, праздничные рождественские песенки, обязательно готовим рождественский спектакль. Дети вместе с родителями оформляют выставку рисунков, делают рождественские подарки. Одной из интересных форм кружковой работы является экскурсия. Экскурсия в Воскресенский храм посёлка Слобода помогла усвоению детьми правил культуры поведения, вызвала эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно- нравственного воспитания дошкольников. Для воспитания у детей чувства уважения и благодарности к старшему поколению, организована работа по проведению праздничных мероприятий с педагогами – ветеранами, бабушками и дедушками воспитанников: День пожилого человека, День победы, День матери, 8 марта. По результатам проведенной в течение учебного года работы в мае 2016 года проведена итоговая диагностика результатов усвоения воспитанниками кружковой работы. Результаты итоговой диагностики: • Воспитанники проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми. • У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора они все- таки отдают предпочтение знакомым праздникам. • Дошкольники, знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа. • У большинства детей отмечен активный интерес к культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам. • Воспитанники имеют представление о разнообразных праздничных традициях, народном фольклоре. • Могут выделить сходство и различия народных праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник. • Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи. Проанализировав работу по реализации проведения кружковой работы в дошкольном учреждении, определены следующие направления в дальнейшей педагогической деятельности: • Продолжить реализацию в детском саду кружковой работы «Д уховное начало ». • Для педагогов дошкольных учреждений района разработать методические пособия, рекомендации для организации работы по духовно- нравственному воспитанию. • Для родителей воспитанников организовать в учреждении семейную гостиную с целью их просвещения в организации духовно- нравственного воспитания детей. • Провести мастер- классы с педагогами и родителями воспитанников по изготовлению атрибутов и сувениров для проведения православных и народных праздников. План проводимых мероприятий на 2016- 2017 учебный год. СЕНТЯБРЬ 1. » Бог- творец мира, нашего общего дома. Беседа: «Бог – творец мира, нашего общего дома». 2. Викторина «Родной свой край люби и знай» «Гражданская принадлежность. «Наш город, район –п редприятия, культурные центры, памятники». Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий. Фотовыставка «Как мы отдыхаем». Беседа «Что есть в нашем городе Кяхта для детей». Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха». ОКТЯБРЬ «У истоков русской народной культуры» « Троицкосавс к- Кяхта е ». Рассказ воспитателя об истории города Кяхта. Рассматривание открыток мой город стоит на границе. «Октябрь- грязник – ни колеса, ни полоза не любит». «Злое истребление» Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. «Этические представления» «Доброта и забота» Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке». Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям» «Духовно- нравственные чувства» «Храм в посёлке Слобода » Рассказ старосты Воскресенской церкви о внутреннем устройстве храма: иконостас, алтарь и светильники в храме. Ноябрь «У истоков русской народной культуры «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». «Синичкин день». Экскурсия по историческим местам города Кяхта. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. «Этические представления» «Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания». Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи. «Духовно- нравственные чувства» «Храм Божий» Рассматривание иллюстраций «Храм Божий». Декабрь «У истоков русской народной культуры» «Зима – не лето, - в шубу одето». «Светит, да не греет». «Пришёл мороз – береги ухо да нос». «Снегурочка – внучка Деда Мороза». Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р усской. н ародной. песни «Как на тоненький ледок». Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. Чтение сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Чтение сказки « Снегурочка». П рослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка». «Положительные моральные качества» «Формирование чувств заботы и любви к близким людям». Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких». Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья». Рассказ воспитателя «Что такое традиция». Беседа: «Традиции вашей семьи» Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник» «Семейная принадлежность» «Семейные традиции». «Духовно- нравственные чувства» «Новогодний карнавал». Январь « У истоков русской народной культуры «П ришла Коляда накануне Рождества». «Зимние Узоры». «Гжель прекрасная». Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле. «Положительные моральные качества» «Скромность». Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным». Чтение р усской. н ародной. с казки. «Заяц – хваста ». Просмотр мультфильма «Какой чудесный день». «Духовно- нравственные чувства» «Рождественские праздники». «Крещение» Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Театрализованная постановка «Рождественская ёлка». Февраль «К ультура поведения» «Формирование культуры разговора, спора». Беседа «Вежливость в разговоре». Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. «У истоков русской народной культуры» «Дело мастера боится». «Живёт в народе песня». «На героя и слава бежит». «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! » Дидактическая игра « Кому что нужно для работы». Беседа о русской народной песне. Рассказ воспитателя о русских богатырях. Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. «Гражданская принадлежность» «Государственные символы России: флаг, герб, гимн». «День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность» Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Российский флаг». Целевые прогулки к памятникам героям войны. Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм». Сюжетно- ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения». «Духовно- нравственные чувства» «Защитники отечества». Встречи с воинами Российской армии. Март «У истоков русской народной культуры» «Сердце матери лучше солнца греет». «Русская матрёшка». «Поэзия народного костюма». «Грач на гор е- весна на дворе» Этическая беседа о маме с включением народных пословиц. Р ассказ о матрёшке. Рассказ о народном костюме. Беседа о русских обычаях встречи весны. «Гражданская принадлежность» Международный женский ден ь Беседы о маме. Утренник, посвящённый женскому празднику. Продуктивная деятельность: подарки мамам и бабушкам. «Духовно- нравственные чувства» «Прощёное воскресение». Рассказ воспитателя. Беседа «Что означают наши христианские времена». Апрель. «У истоков русской народной культуры» «Шутку шутить – людей насмешить». «Путешествие на златогривой чудо –т ройке». «Красная горка». Беседа о народном юморе. С ловесная игра «Путаница». Рассказ воспитателя о мастерах Палеха. Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» «Духовно- нравственные чувства «Православные праздники» Рассказ старосты Воскресенской церкви о Вербном воскресенье, о Пасхе. Май. «У истоков русской народной культуры «Человек без Родины, что соловей без песни». «Край родной, навек любимый». Прощание с «избой». Беседа о прошлом родного края и героях- земляках. Просмотр диафильмов. Экскурсия в музей «Русская изба» Беседа о русской избе и национальной кухне. «Семейная принадлежность» «15 мая – Международный день семьи». Беседа о семье. Рассматривание семейных фотоальбомов. «Духовно- нравственные чувства «Правила христианской жизни» Рассказ старосты Воскресенского храма.