a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Самообразование "Мелкая моторика"

Опубликовано: 2017-01-23 10:31:20

Родительское собрание « Пальчики помогают говорить» Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей; научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики. План проведения: 1. Вступительное слово- загадка. Обобщающие проблемы. 2. Практическая часть: игры и упражнения. 3. Принятие решения собрания. Участники: родители, воспитатель, воспитанники группы. Место проведения: музыкальный зал. Оборудование: столы, пальчиковые краски, белые и тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные, массажные коврики и мячики, пуговицы, корзинки, снежинки на липучках, музыкальный центр, нагрудный знак «поезд», мультимедийное оборудование. Форма проведения: семинар – практикум Ход мероприятия: Пять да пять — родные братцы, Так вс е вместе и родятся. Если вскапываешь грядку, Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют В месте все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою Дружно прячутс я в теплушки. Вот такие «пять» да «пять», Угадайте, как их звать? Ответ родителей и детей: Пальцы. - Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Вернее об одном из средств развития речи детей. Не секрет, что в последние 5- 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что- то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс. А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по- разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2- 3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются! Почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры? Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием реч и и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Поэтому можно сделать вывод: Давайте вместе учить и развивать д етей в игровой форме. Но прежде чем начать работу практикума, давайте поприветствуем друг друга. Взрослые бросают мяч друг другу и говорят комплимент. Игра- приветствие. - На примере игры можно увидеть, как связаны процессы: вы ловите мяч — работают пальцы, это сопровождается речью — комплиментами. А прежде чем сказать комплимент необходимо оформить фразу- задействовалось мышление. Ученые на основе обследова ния детей выявили: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать кисть, развитие речи ускоряется. Разрешит е задать вам вопросы: 1. Занимались ли ваши родители с вами для развития кисти и пальцев? Ответ родителей 2. Как? Ответ родителей. . . . 3. Как вы занимаетесь пальчиками ваших детей? Ответ родителей. . . . 4. Для чего вы это делаете? Ответ родителей. . . . . 5. Что дает занятие с пальчиками детям? Ответ родителей. . . . . Ведущий: Развивая мелкую моторику, вы развиваете речь, работоспособность головного мозга, мышление, внимание, память, воображение. Мелкая моторика лучше развивается в игровой форме, дети лучше запоминают стихотворные тексты, их речь делается более точной и выразительной. Хочу заметить, что пальчиковые игры – это, прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям. Далее мы хотим осветить небольшую часть нашей работы по развитию мелкой моторики в детском саду. Наш экскурс называется «Страна Пальчиковых Игр». Ну а теперь мы пригласим ваших детей, чтобы провести вместе с вами небольшое игровое занятие, которое посвящено развитию мелкой моторике рук. Ход деятельности: Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала надо к нему подготовиться. 1. Самомассаж( Выполняют взрослые и дети) Вы готовы, глазки? ( Поглаживание век) Да! Вы готовы ушки? ( Поглаживание ушей) Да! Вы готовы, ручки? ( Поглаживание кистей рук) Да! Вы готовы, ножки? ( Поглаживание ног) Да! Вы готовы? ( Развести руки в стороны) Да! 2. Воспитатель: Молодцы, вы готовы! А теперь давайте вспомним тех, кого можем взять с собой в путешествие. ( Ро дители загибают детям пальчики) . Этот пальчик – де душка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! 3. Воспитатель: Теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. Игра «Поезд». ( Дети и взрослые становятся друг за другом и начинают движение по кругу) . 4. Воспитатель: Внимание! П ервая станция «Снежная полянка». Рисование пальчиковыми красками под музыку. Дети рисуют, взрослые помогают. Оборудование: столы, белые пальчиковые краск и, листы бумаги голубого цвета, вода, салфетки влажные. 5. Воспитатель: Едем дальше. Следующая станция – «Театральная» Цель: научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «Петушок». Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой. ( Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растоп ырить и поднять) . «Кошка». А у кошки Ушки на макушке( средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты) , Чтобы лучше слышать Мышь в её норушке. Динамические упражнения для пальцев «Домик» Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого. Раз, два, три, четыре, пять! ( Разгибать пальцы) . Вышли пальчики гулять( Сжимать и разжимать пальцы) . Раз, два, три, четыре, пять! В домик спрятались опять. 6. Воспитатель: Отправляемся дальше! Станция «Игровая шкатулка». Чтобы попасть на эту станцию, вам надо закрыть глаза. ( Пока дети с закрытыми глазами, воспитатель рассыпает пуговицы) Ой- ой! Я случайно рассыпала пуговицы, помогите, пожалуйста, их собрать. ( Дети и взрослые собирают пуговицы в корзинки) . 7. Воспитатель: Спасибо за помощь! Отправляемся дальше. Следующая станция – «Массажная». Самомассаж. Цель: научить элементам самомассажа пальцев. Оборудование: таз с горохом, зубная щетка, мяч су- джок, карандаши. Воспитатель: Очень полезно предоставлять ребенку возмо жность проводить самомассаж в « сухом бассейне». Ребята опустите кисти рук в «бассейн» и помешайте гречку( фасоль, горох) . Одновременно сжимайте и разжимайте пальц ы рук и говорите вместе со мной: « В миску на сыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили» Воспитатель: Массировать пальчики можно зубной щеткой. Уважаемые родители помассируйте пальцы рук ребенка, начиная с большого и до мизинца. Растирайте сначала подушечку пальца, затем медленно опускайтесь к его основанию. « Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорее, Пальчики- удальчики. » Воспитатель: Массировать поверхности ладоней можно мячиками- ежиками. Помассируйте ладони детям. « Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад- вперед его качу. Вправо- влево- как хочу. Сверху- левой, снизу — правой Я его катаю, браво». Воспитатель: А сейчас дети сами будут массировать себе ладошки карандашами. Катайте карандаш между ладонями. Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу. 8. Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие! Надеюсь, всем понравилось! Вы можете дома повторить это путешествие или придумать свое, но помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете счастливым! Рефлексия. Воспитатель: Если вам понравилось наше собрание, прошу на выходе оставить снежинку, которая прикреплена сзади вашего стульчика. А если вас интересуют еще вопросы по воспитанию детей, можете оставить свои вопросы на снежинках. Подведение итогов. Решение родительского собрания: 1. Развивать мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях, используя рекомендации, материал собрания. 2. Заботиться, чтобы деятельность детей была успешной- это будет подкреплять их интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики. Конспект родительского собрания по теме: «Развитие мелк ой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста» Цель собрания:  показать важность работы по развитию мелк ой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Раскрыть понятие мелкой моторики; Рассказать о различных средствах развития мелкой моторики; Познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики. Ход мероприятия: Уважаемые родители!  Тема нашего собрания «Развитие мелк ой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста» Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей. Работая с анкетами, которые я просила вас заполнить, я поняла, что все согласны с тем, что мелкую моторику рук у детей необходимо развивать.   Вопрос к родителям:  А  как вы понимаете, что это такое мелкая моторика? Почему её надо развивать? ( Обмен мнениями) . Комментарий педагога.  Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику( движение ладоней и пальцев) и крупную моторику( перемещение тела, ходьба) . Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плохо работают ножницами. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях.  Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма. Кроме того, доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.     Вопрос к родителям:  Как вы думаете, с какого возраста нужно начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук? ( Обмен мнениями) . Комментарий педагога.  Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.  Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся. 1.  Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Вопрос к родителям:  Знаете ли вы какие- нибудь пальчиковые игры?   Предложить показать игры. ( Обмен мнениями) . Комментарий педагога: Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка.   Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность. Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем». «Замок». «Капуста». Мы с вами познакомились с двумя играми, а их великое множество. Их можно найти в специальной литературе, интернете. Для тех, кто желает, я могу скинуть нашу картотеку пальчиковых игр на флешку. 2.  Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по- настоящему интересным семейным увлечением. Вопрос к родителям:  Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? ( Обмен мнениями) . Комментарий педагога: Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества.  Развиваются творческие задатки, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями( угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д. ) , происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций. Возможно, вам несколько раз придется показать тот или иной прием, прежде чем ребёнок поймёт и сделает правильно. Вот несколько самых простых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми. «Ёлка». Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера( 10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см) . Этапы выполнения работы: - согните квадраты по диагонали- склейте треугольники между собой Вот и елка. Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево. «Гриб». Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой – желтого или белого цвета, размером       6 х 6см. Этапы выполнения работы: - согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба. - с огните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба. - склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте  у полученного прямоугольника внутренние стороны. - п риклейте ножку к шляпке Грибок готов. 3. Аппликация – ещё один эффективный способ развития мелкой моторики рук.                                                                                                                               Вопрос родителям:  Из каких материалов можно сделать аппликацию? ( Обмен мнениями) .                                                                                                              Комментарий педагога:  Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, нитки, крупа, вата, бисер, ткань и т. д. Но, особенно положительно влияет на процесс развития мелкой моторики рук салфеточная аппликация. При работе с бумажными салфетками дети сминают их кончиками пальцев в комочки. И заполняют ими контуры рисунка.   Со временем пальчики становятся более ловкими, а выполненные аппликации более сложными. Так же полезна для пальчиков обрывная аппликация. Разрывание бумаги на мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Примером обрывной аппликации была коллективная работа «Аллея в парке», которая висела у нас в раздевалке. 4.  Игры с крупами, бусинками, пуговицами, прищепками и другими материалами  -     это тоже способ развития мелкой моторики рук. Опираясь на ответы ваших анкет, я поняла, что не все родители позволяют своим детям играть с такими предметами. Вопрос родителям:  Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? ( Обмен мнениями) .                                       Комментарий:   Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им.   Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится. Далеко  не каждая мама готова проводить в доме уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл. В нашем детском саду есть пособия для развития мелкой моторики рук детей, которые я сделала своими руками это «Фантазии с прищепками», «Собери по образцу», «Найди игрушку», «Чудесный сундучок». Это игры из уголка старшей группы. Я иногда приношу их, и детям очень нравится играть в эти игры.  В анкетах я увидела, что почти все родители готовы принять участие в выставке пособий для развития мелкой моторики рук у детей. Я предлагаю вам изготовить пособия для наших детей. Сделаем выставку, вы все посмотрите, какие игры получились и, таким образом, и в нашей группе появятся свои игры для развития мелкой моторики рук. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать: · игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции – раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д. · рисование  карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. ·  м озаика, пазлы, конструктор, шнуровки – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут  задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.  

Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» 1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка? - Да- Затрудняюсь ответить – Нет 2. В каком возрасте нужно начинать ее развивать? - В младенчестве- 3- 4 лет- 7 лет 3. Какие игры используете для развития моторики рук дома? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4. Какой нетрадиционный материал используете в работе? - Крупа, природный материал- Пуговицы, бусины- Иголки, нитки- Конструктор, мозаика- Кубики, пирамидки, матрешки 5. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики? - В детском саду- ТВ- В интернете- Подсказывает своя интуиция 6. Как ребенок выполняет задания игры? - Пассивно – Активно 7. Как ребенок воспринимает установку к игре? - С первого раза- Требуется многократное объяснение- Требуется объяснение и показ действий 8. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна? - Родительское собрание- Мастер – класс- Индивидуальная беседа- Консультации в родительском уголке- Никакая, информации хватает вполне. 9. Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей? - Да- Не знаю- Нет

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию мелкой моторик е в средней группе детского сада В ыполнила воспитатель: Пигулева Татьяна Анатольевна 201 6 Сентябрь 1. «Собери фасоль» 2. «Игры с кубиками» 3. «Собери горох» 4. «Поролоновые шарики» Октябрь 1. «Покатай жёлудь» 2. « Вылепи что хочешь из глины» 3. «Застегни пуговицы» 4. Игры с мозаикой Ноябрь 1. «Помоги Золушке перебрать крупу»( чечевица) 2. «Перекати орех»( выполняется по возможности расслабленной кистью) 3. « Вылепи что хочешь из пластелина » 4. «Собери бусы» Декабрь 1. «Выложи узор из риса» 2. «Непослушные пуговицы» 3. «Раздави орех» 4. «Игры с мозаикой» Январь 1. «Палочки- выручалочки» 2. «Обведи и заштрихуй предмет», ( работа с трафаретами) 3. «Палочки- выручалочки»( выкладывание рисунка по готовым схемам) 4. «Завяжи Маше бантик» Февраль 1. «Выложи цифру арбузными семечками» 2. «Застегни замочки» 3. «Создай узор из гречки и риса» 4. «Шнуровки» Март 1. Игры с мозаикой 2. «Застегни замочки» 3. «Палочки- выручалочки» 4. «Помоги распутать нитки» Апрель   1. Выложи фигуру верёвочкой 2. Завяжи узлы на толстой верёвке 3. «Перекаты с шиповаными мячами» 4. Игры с контруктором Май 1. «Нарисуй рисунок по точкам» 2. Упражнения на вырезание 3. «Помоги Золушке»( сортировка фасоли( белой и красной) и гороха) 4. «Нарви бумаги для открытки» Перспективное планирование игр и упражнений по развитию мелкой моторике в средней группе детского сада В ыполнила воспитатель: Пигулева Татьяна Анатольевна 2016 Сентябрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3. Обучение детей игре «Шнуровка». 4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5. Настольная игра «Мозаика». Октябрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты». 2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3. Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5. Настольная игра «Найди фигуре место». Ноябрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки»( с пластилином) . 2. Учить детей одевать и раздевать кукол. 3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4. Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик». 5. Настольная игра «Собери картинку»( крупные пазлы) . Декабрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок». 2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки( по карточкам образцам) . 3. Пальчиковая игра «Художник»( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5. Настольная игра «Мозаика»( мелкая и крупная) . Январь 1. Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин». 2. Научить детей пользоваться ножницами( резать по прямой линии) . 3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка». 4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5. Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика». Февраль 1. Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки». 2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото». 4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества»( Парусник в море – аппликация) , «Международный женский день 8 марта»( Веточка мимозы- к омбинированная аппликация из бумаги и гороха) . Март 1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта( Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги( продолжение работы) ) . 5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д. Апрель 1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь? », повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна! ». 2. Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». 3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4. Конструировать из палочек «Ракета»( по образцу и по желанию) . 5. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша». Май 1. Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу». 2. Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок». 3. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям( Полоски, треугольники, квадраты) . 4. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию. 5. Настольные игры «Мозаика», « Пазл ». Перспективное планирование игр и упражнений по развитию мелкой моторике в средней группе детского сада В ыполнила воспитатель: Пигулева Татьяна Анатольевна 2016 Октябрь 1- я неделя «Ранняя осень» 2- я неделя «Овощи» 3- я неделя «Профессии» 4- я неделя «Мебель» Пальчиковая гимнастика «Осень», «Капельки», Осень наступает» Штриховка листочков снизу вверх  Обведение птиц по трафарету Упражнение «Дождик»( рисование  косых линий) Пальчиковая игра  с прищепками «Ёжик»   Пальчиковая гимнастика «»Капуста», «Овощи», «Базар», «У Лариски две редиски», «Хозяйка однажды с базара пришла» Работа с вкладышами упражнение «Нарисуй овощи в корзине» Пальчиковая гимнастика «Повар», «Напёрсток», «Забор», «Дом и ворота» Работа с магнитным лабиринтом  Закрепление формы предметов «На что похоже» Ноябрь 1- я неделя Тема «Игрушки» 2- я неделя Тема «Посуда» 3- я неделя «Поздняя осень, перелетные птицы»» 4- я неделя «Наземный транспорт» Пальчиковая гимнастика «Угощение гномов», «Шарик», «Здравствуй», «Молотки», «Сорока» Собирание матрёшки Пальчиковая гимнастика «Посуда», «Помощники», «Машина каша» Игры с напольной мозаикой Штриховка чашки, тарелки   Пальчиковая гимнастика «Кукушка», «Грачи» Игры со шнуровкой Обведение листьев и птиц по трафарету Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Игры с пазлами Штриховка машины Конструирование машины из спичечных коробков Декабрь 1- я неделя Тема «Воздушный и водный транспорт» 2- я неделя Тема «Правила дорожного движения» 3- я неделя Тема «Одежда. Обувь. Головные уборы» 4- я неделя Тема «Праздник «Новый год» Пальчиковая игра «Капитан», «Путешествие», «Лодочка» Обведение самолёта по точкам Аппликация катера Собирание 3 D пазла «Кораблик» Пальчиковая гимнастика «На заправке», «Посчитаем» Обведение цифр по точкам, штриховка светофора в разных направлениях Пальчиковая гимнастика «Магазин одежды», «Обновки», «Стирка» игры с прищепками Обведение одежды по контуру Рисование варежки с обведением руки Пальчиковая гимнастика «Зима», «Новый год», «Дед Мороз», «Снежинки» Выкладывание ёлочки из счётных палочек  Шнуровка «Ёлочка» Упражнение «Новогодние фонарики» Изготовление фонариков для новогоднего утренника                                  Январь 1- я неделя Тема «Зима. Зимние узоры» 2- я неделя Тема «Зимние забавы» 3- я неделя Тема «Зимующие птицы» 4- я неделя Тема «Книги»    Игры на повторение Игры на повторение Пальчиковая гимнастика «Тили- тели », «Зима», «Птицы», «Снегири» Мелкая мозаика Штриховка снегирей Аппликация «Сова» Пальчиковая гимнастика «Рукавица», «Кот, петух и лиса», «Репка», «В гостях у сказки» Пальчиковый театр «Теремок» Перелистывание страниц толстой книги Февраль 1- я неделя Тема «Дикие животные» 2- я неделя Тема «Домашние животные» 3- я неделя Тема «Семья» 4- я неделя Тема «День Защитника Отечества» Пальчиковая гимнастика «Белочка», «Кто спит зимой? »,   «Зимовье зверей», «Найди животных», «Внимательный мишка», «Сидит белка на тележке», «Дикие животные», «Зайчики» Шнуровка «Белочка» Обведение по трафарету диких животных Пальчиковая гимнастика «Найди животных», «Это звери», «Козлик» Штриховка домашних животных Лабиринт «Корова»   Пальчиковая гимнастика «Новый дом», «Сколько в доме этажей? », «Домик», «Моя семья», «Маланья», «Замок», «Прогулка», «На работу», «Кто приехал? », «Дружба»  Развивающее панно «Дом» Составление из счётных палочек забора, дома Пальчиковая гимнастика «Капитан»,   «Наша армия», «Защитник Отечества» Конструирование из бумаги «Пилотка», «Самолёт»   Март 1- я неделя Тема «Весна» 2- я неделя Тема «Забота о маме» 3- я неделя Тема «Цветы» 4- я неделя Тема «Домашние питомцы» Пальчиковая гимнастика «Лучики», «Весна», «Весна идёт», «Гроза»  Игра с прищепками «Природа» Изготовление «Солнышка» из обведённых и вырезанных  по контуру ладоней Изготовление подарков «Мама»( из пластиковых ложек) Пальчиковая гимнастика «Наши мамы», «Помощник», «Тесто мы месили», «Муку в тесто замесили», «Колобок» Упражнение «Письмо в воздухе» Обведение по точкам и контурному изображению  человека Шнуровка «Бусы» Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Хризантемы», «Наши цветки», «Мак» Дорисуй изображение  Штриховка цветка Дидактическая игра «Цветик- семицветик », «Выложи цветок» Объёмная аппликация «Цветок для мамы» Пальчиковая гимнастика «В гости к кошке», «Кошка и мышка», «Домашние птицы», «Весёлая встреча», «Петушки», «Курица», «Гуси», «Индюк», «Утята», «Пруд» Работа с рельефными трафаретами «Домашние питомцы»   Апрель 1- я неделя Тема «Комнатные растения» 2- я неделя Тема «Моя страна» 3- я неделя Тема «Ящерица, черепаха» 4- я неделя Тема «Насекомые» Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения», «Бутон» Выкладывание из семечек цветка Лепка комнатного цветка в горшке из пластилина Пальчиковая гимнастика «Город», «Я – художник», «Наш малыш», «Здравствуйте», «Детки» Рисование города Конструктор « Лего » Прокатывание каучукового мячика по контурному изображению черепахи и ящерицы Коррегирующая гимнастика после сна Пальчиковая гимнастика  «Жук», «Гусеница», «Улитка», «Пчела», «Улей», «Паучок», «Божья коровка» Рисование божьей коровки Дидактическое пособие «Гусеница» Магнитный лабиринт «Божья коровка» Май 1- я неделя Тема «Мой посёлок» 2- я неделя Тема «День Победы» 3- я неделя Тема «Ягоды» 4- я неделя Тема «Грибы» Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Дружные ребята» Шнуровка «Домик» Рисование детского сада   Пальчиковая гимнастика « Чики- чи » Продолжить по образцу Конструирование барабана и палочек Пальчиковая гимнастика «Ягоды», «Грибы да ягоды», «Полянка», «За ягодами» Рисование песком Обведение и штриховка  ягод по трафарету Пальчиковая гимнастика «Грибы», «Соберу грибы», «Гномы в лес пошли», «Грибок» Упражнение «Мы в лес идём – там грибочки найдём! » Шнуровка «Белочка с грибами» Аппликация и лепка грибов в корзине  

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение, с помощью того или иного языка. Она представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции( язык, губы, мягкое нёбо) и статическое( твёрдое нёбо) , а также органы голосообразования дыхания. Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей. Конечно, развитие мелкой моторики- не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук- это разнообразные движения пальчиками и ладонями.   Развивать мелкую моторику легко могут и родители, в домашних условиях. Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия. На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики.   Крупная моторика- движения всей рукой и всем телом. Мелкую моторику рук развивают: - Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения- и гры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку( только под присмотром взрослых) . - Игры, где требуется что- то брать или вытаскивать, сжимать- разжимать, выливать- наливать, насыпать- высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. - Рисование карандашом( фломастером, кистью) . - Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц. - Одевание и раздевание игрушек. - Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания( на спортивном комплексе, по лесенке и т. д. ) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. - Составление контуров предметов( например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек. - Составление цепочки из 5- 10 канцелярских скрепок разного цвета. - Вырезание из бумаги какой- либо фигуры( например, ёлки) правой и левой рукой. - Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой. - Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы( пшена, гречки, риса) . - Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков. - Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек. - Доставание бусинок ложкой из стакана. - Складывание мелких предметов( например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр. - Продевание нитки в иголку. - Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов. - Стирание ластиком нарисованных предметов. - Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки. - Надевание и снимание колечка( массаж пальцев) . - Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок. - Комканье платка( носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки) . - Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке. - Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно. - Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью( в пластиковых ведрах или тазиках) . - Сжимание и разжимание эспандера. - Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами( " ёжиков" ) . - Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами. Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто!   Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария. На основе проведения опытов и исследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Таким образом, роль родителей в развитии мелкой моторики трудно переоценить. Консультация для родителей по мелкой моторике У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2- 3 раза в день, пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.   Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально- приятным, не утомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики- музыканты», «пальчики- фокусники», «пальчики- путешественники» и т. п. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, верёвочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радует детей. Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн». Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или под музыку. Горох О пустили кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.   В миску насыпали горох И  пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.   Фасоль   Н а дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер- сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки. В миске не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне — игрушки для детей, Мы их достанем без затей.   Самомассаж кистей и пальцев рук Э тот массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками( «приговорками») , стихами. 1. Массаж зубной щёткой Массаж пальцев, начинается с  большого и до мизинца. Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию. Я возьму зубную щётку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики — удальчики. 2. Массаж шестигранными карандашами Грани карандаша легко «укладывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя- тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.   3. Массаж грецкими орехами К атать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами. Научился два ореха, Между пальцами катать Э то в школе мне поможет Буквы ровные писать.   4. Массаж «четками» Перебирание «четок», ( бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус»( в прямом и обратном порядке) . Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю. Развитие мелкой моторики в быту( советы для родителей) Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым: 1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить  мандарины. 2. Разбирать расколотые грецкие орехи( ядра от скорлупок) . Очищать фисташки.   3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы( пуговицы, фасоль, бусинки) . 4. Лепить из теста печенье.   5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать   ботинки. 6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.    7. Вешать белье, используя прищепки( нужно натянуть веревку для ребенка) . 8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки- у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п. 9. Помогать перебирать крупу. 10. Закрывать задвижку на двери под раковиной. 11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь. 12. Собирать на даче или в лесу ягоды. 13. Доставать что- то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.  14. Включать и выключать свет. 15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. 16. Перелистывать страницы книги.

Оставить комментарий: