Консультация для родителей"Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров."

Опубликовано: 14:45:18 23-01-2017

Автор: Попова Наталья Александровна

Консультация для родителей

Особенности   восприятия и понимания детьми

литературных  произведений  разных  жанров.

В современной психологии и социологии  чтения термин« читатель»   распространяется  и  на  ребёнка   ─  дошкольника,  не  умеющего    читать;   он отражает общие  особенности восприятия  и  понимания,  книги, свойст- венные  слушанию в той  же мере,  что  и чтению.  Ученые (А.В.Запорожец , Д.Б.Эльконин, Л.С.Славина,  Д.М.Ароновская,  Н.С.Карпинская и др.) отмечают,   что  дошкольный  возраст  ─ период   активного   становления художественного восприятия  ребенка.  В это  время совершается переход от первоначального  восприятия,  когда  специфическое   эстетическое  отноше-  ние  к  действительности  еще слито  с  жизненным,  к  ступеням  собственно  эстетической  деятельности. Последняя реализуется  в  активном  мысленном  сопереживании ребенка героям, в перенесении им на  себя  действий,  чувств,      мыслей   персонажей.  Ряд  педагогов  и  психологов  высказывают  мысль  о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия  худо жественной   литературы,  характеризующегося  способностью   ребенка   к  отчуждению  от  позиции  героя,  умением  не  только мысленно  действовать вместе с героем,  но  и  становиться  как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.        

        В эстетическом развитии дошкольников выделяют два периода , имею- щих  резкие качественные различия  и тесно связанных с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно опредилил  К.И.Чу- ковский  Первый длится от «двух до пяти» ─ когда малыш еще недостаточ-   но  отчетливо  отделяет жизнь  от  искусства.  После пяти  лет начинается   второй период ─ когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности,  прежде всего от игры, становиться  самоцен-     ным.

        Художественное восприятие ребенка на протяжении  дошкольного воз-раста  развивается и совершенствуется.  Л.М.Гурович  на основе обобщения научных   данных и  собственного  исследования рассматривает  возрастные  особенности восприятия дошкольниками литературного произведения.        

        Младший дошкольный возраст.     Характерной  чертой  восприятия     литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понима-  ния художественного произведения от непосредственного личного опыта ре-   бенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными   представле-   ниями детей, осознаются ими легко и  правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно.    Иногда дети нео-   жиданно   по-своему осмысливают  самые, казалось бы,   простые вещи .  На-   пример,   строчки из стихотворения А.Барто  « Девочка ─ ревушка»  ─  «Не-   куда я не пойду!  Мне не нравиться  в саду»  и  «Ой, пойду  обратно, дома      неприятно»   ─ некоторые   трехлетние   малыши пересказывают по-своему, в  соответствии  со  своими  первыми  «  детсадовскими  »  впечатлениями:        «Она топнула ногой, не хотела в детский садик идти……Она потом не хоте- ла из детского садика уходить».

        Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют  в книге роль первоначального импульса для осмысленного воссоздания геро- ев  и  событий ; без рисунков  художника  воображение  малыша  может   не включиться в работу и текст не будет понят.

        В этом возрасте появляется первый литературный опыт, помогающий  малышу осознавать содержание произведений.

        Слушая литературные произведения,  дети прежде всего устанавливают  наиболее  легко  осознаваемые  связи,  когда события  четко  следуют  друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.  Такое построе-  ние сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказы- вают  младшим  дошкольникам(« Теремок », « Волк и козлята », « Колобок »,       « Репка »  и др.   Если  прямая  связь событий  прерывается  по ходу  сюжета появляется скрытый замысел, то существенно усложняет восприятие, а порой приводит  к  непониманию  произведения.  Например,   дети  не  всегда   отчетливо осознают содержание сказки братьев Гримм« Заяц и ёж »  или даже совсем простой сюжет сказки  « Маша и медведь ». Многие малыши  не улавливают  скрытого  замысла  девочки  Машеньки  и  в  связи с этим непра- вильно понимали  некоторые  события  и поступки героев сказки. Пересказы- ваяя ее, дети  «спрямляют» сюжет, опуская эпизоды, где Маша прибегает  к хитрости. Схема пересказа нередко бывает такова: Маша попадает к медведю   ─  печет  пирожки  ─  медведь  доставляет  ее  к  бабушке  с  дедушкой.  В своих пересказах дети исключают основной конфликт и вся история  приоб-  ретает  не  вполне  соответствующий  оригиналу  благополучный характер.           Определенную трудность восприятия вызывают у малышей сказки с двух-      частной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй(«Лиса и волк», « Кот, петух и лиса » и др.  Обычно ребенок улавливает и  воспро-   изводит одну из историй (частей ) сказки.                                                                  

        При восприятии литературного произведения в центре внимания ребен- ка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки.     Самостоятельно мысленно представить  героя, воссоздать его образ в своем  воображении  дети чаще  всего не  могут  и нуждаются   в наглядной опоре ─     иллюстрациях. К числу особенностей  детского восприятия  относится и   то ,  что   прежде  всего   ребенок   видит   действия   и поступки персонажа ,но не понимает его переживаний мотивов поведения. Например, нередко дети  по-  ложительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь»  ─  «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой  принес », ─ игнорируя  то  обстоятельство, что девочка с хитростью побудила его к этому.

        Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено.Ребе-  нок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному ис-  ходу событий, торжеству добра над злом.

        Вместе с тем  в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям  часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Так, мишку  из сказки теремок ребенок называет хорошим только потому , что у него дома есть любимая игрушка ─  мишка.

        Cвоеобразие восприятия литературных произведений у детей 2─4 лет  заключается в том, что  при  осмыслении  текста малыш  опирается  главным образом на имеющейся у него непосредственный   опыт   ещё очень ограни-  ченный . Личный опыт превалирует над осознанием текста ,мешая ребенку понять  те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной

Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность кото- рую отмечают исследователи детства, ─ это необычайная тяга к ритмически  организованному  складу речи,  звучным  рифмам,  выразительной интона- ции.  Дети любят слушать и  читать стихи,  явно предпочитая  их  прозе. При   этом они тяготеют  прежде всего  к ритмам динамичным, мелодике радост- ной,   плясовой. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора , повторяя слова ,   восклицания , интонации ребенок  усваивает национальный колорит русской  поэзии,  ее  дух , отчего литература становится  для  него  поистине родной.

        Средний дошкольный возраст.  После четырех лет у ребенка наблю-   даются   некоторые изменения в понимании  литературного  произведения.   Это связано с расширением круга его конкретных представлений обогаще-      нием  его  жизненного  опыта,  знаний. Усложняется  и  читательский  опыт детей. Как   свидетельствуют исследования (  А.В.Запорожец, Т.И.Титаренко, О.О.Хоменко и др),   дети начинают   четче    ощущать границы     между реалистическими   и   сказочными  жанрами , чувствуют  законы  сказочной фантастики , возможность  или  невозможность  переноса  в  сказке функции одного предмета на другой.

        На этом рано появляющемся у ребенка умении разграничивать в лите-  ратурных произведениях реальное от фантастического  возникает возможно-  сть постепенно формироватьь первые представления о некоторых особеннос- тях жанра ( сказка, рассказ ,небылица и др.).  На данном возрастном этапе ин-   тенсивно   развивается  воссоздающее  воображение,  оно   становится   более самостоятельным. Оно помогает проникновению в авторский замысел    фор-  мирует   правильное видение  героев и событий,  эмоциональное отношение к ним,    воспитывает эстетические чувства.     Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с  тем  совершенствующее   воображение ни  в   коей  мере не  отменяет , не отрицает положительную функцию иллюстрации.

        На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное  произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, спо- собны    при необходимости  вычленить из цепи событий отдельные  факты.    Характеризуя героев ,дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения   и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных   произведений  ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное      значение.  Ребенок 4─5  лет прежде всего активный соучастник изображае- мых событий; он переживает их вместе с героями.

        Многие исследователи ( А.В.Запорожец,  А.М.Леушина, Н.Х.Швачкин, С.Я.Маршак, К.И.Чуковский и др.) отмечают в среднем дошкольном возрас- те новое, особое отношение детей к языковым явлениям ─ ярко выраженную      реакцию на  СЛОВО,  интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести, его обыграть ,осмыслить.

        Старший дошкольный возраст. С 5 ─ летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка.    В этот период в какой-то   мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает  пристальный интерес, к содержанию произведения к установлению много- образных связей, к постижению его внутреннего смысла.

        Самыми любимыми у детей  становятся волшебные сказки с их чу-  десным вымыслом ,фантастичностью, развитым сюжетным действием, пол- ным конфликтов, препятствий ,драматических ситуаций, разнообразных  мо-  тивов  (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), c яркими характерами героев. Русские народные сказки (« Морозко » ,«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Царевна лягушка », «Сивка –бурка» и многие другие) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непременной  борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной  неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их .

        Очень популярны у детей  “толстые» книжки полные, хитросплетений,   интриг и приключений ( «Золотой ключик или Приключение Буратино » А.Толстого, «Приключение Чиполлино »Дж. Родари, « Приключение Незнайки и его друзей » Н.Носова, « Дядя Федор пес и кот»  Э. Уcпенского и др.).   Они  удовлетворяют  потребности детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.

        Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения.   Ребенок способен понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает  выполнять  собственно  иллюстративную,    вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.

        Накапливаемый довольно обширный жизненный опыт, помогает ему   осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события,  каких  подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду  с накопленным ранее жизненным      опытом обогащается  опыт опосредованный, и в частности литературный ,   проявляющийся прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ,   относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное , яркое слово но и осознавать его роль в тексте.

        Усложняется и понимание литературного героя, он начинает  прони-кать и в чувства мысли. В связи с этим становиться доступным восприятию не только герой с однозначным характером  плохой или хороший, но и более сложный чье поведение иногда характеризуется  противоречивыми поступ- ками,  нравственными переживаниями, сложными  мотивациями.  Возмож- ность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей,  которые связаны    не только с их действиями, но и  с чувствам.

        Формирование у ребенка способности улавливать  эмоциональный подтекст  произведения,  но далеко не всякий подтекст доступен детям.  Вместе с тем огромное удовольствие , получаемое детьми от  слушания басен и сказок  Андерсена, яркий эмоциональный отклик, искрений интерес к событиям и героям дают основание рассматривать  данный уровень понимания как определенный  этап будущего полноценного восприятия произведений подобного рода.

        Таким образом, видно, что в течение всего дошкольного периода проиcходят  активное   развитие  и  совершенствование  способностей  к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви  к книге, т.е. ребенок  успешно  формируется  как  читатель.

        Это  обстоятельство заставляет нас,  педагогов тщательно продумывать вопросы  связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и  прежде всего отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

 

Документы для скачивания:

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений
Формат: .docx

Содержимое файтов:

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений

Подготовила воспитатель Попова Н. А. Консультация для родителей Особенности   восприятия и понимания детьми литературных  произведений  разных  жанров. В современной психологии и социологии  чтения термин« читатель»   распространяется  и  на  ребёнка   ─  дошкольника,  не  умеющего    читать;   он отражает общие  особенности восприятия  и  понимания,  книги, свойс т- венные  слушанию в той  же мере,  что  и чтению.  Ученые( А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина,   Д. М. Ароновская,   Н. С. Карпинская и др. ) отмечают,   что  дошкольный  возраст  ─ период   активного   становления художественного восприятия  ребенка.  В это  время совершается переход от первоначального  восприятия,  когда  специфическое   эстетическое   отнош е-   ние  к  действительности  еще слито  с  жизненным,  к  ступеням  собственно  эстетической  деятельности. Последняя реализуется  в  активном  мысленном  сопереживании ребенка героям, в перенесении им на  себя  действий,  чувств,      мыслей   персонажей.  Ряд  педагогов  и  психологов  высказывают  мысль  о зарождении в дошкольном возрасте и более высо кого вида восприятия   худо   жественной   литературы,  характеризующегося  способностью   ребенка   к  отчуждению  от  позиции  героя,  умением  не  только мысленно  действовать вместе с героем,  но  и  становиться  как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.                 В эстетическом развитии дошкольников выделяют два периода, имею- щих  резкие качественные различия  и тесно связанных с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно опредилил   К. И. Ч у- ковский  Первый длится от «двух до пяти» ─ когда малыш еще недостаточ-   но  отчетливо  отделяет жизнь  от  искусства.  После пяти  лет начинается   второй период ─ когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности,  прежде всего от игры, становиться   самоце н-     ным.         Художественное восприятие ребенка на протяжении  дошкольного воз- раста  развивается и совершенствуется.   Л. М. Гурович  на основе обобщения научных   данных и  собственного  исследования рассматривает  возрастные  особенности восприятия дошкольниками литературного произведения.                  Младший дошкольный возраст.     Характерной  чертой  восприятия     литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость поним а-   ния художественного произведения от непосредственного личного опыта ре-   бенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными   представл е-   ниями детей, осознаются ими легко и  правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно.    Иногда дети не о-   жиданно   по- своему осмысливают  самые, казалось бы,   простые вещи.  На-   пример,   строчки из стихотворения А. Барто  « Девочка ─ ревушка »  ─  «Не-   куда я не пойду!  Мне не нравиться  в саду»  и  «Ой, пойду  обратно, дома      неприятно»   ─ некоторые   трехлетние   малыши пересказывают по- своему, в  соответствии  со  своими  первыми  «  детсадовскими  »  впечатлениями:        «Она топнула ногой, не хотела в детский садик идти……Она потом не хот е- ла из детского садика уходить».         Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют  в книге роль первоначального импульса для осмысленного воссоздания гер о- ев  и  событий; без рисунков  художника  воображение  малыша  может   не включиться в работу и текст не будет понят.         В этом возрасте появляется первый литературный опыт, помогающий  малышу осознавать содержание произведений.         Слушая литературные произведения,   дети прежде всего устанавливают  наиболее  легко  осознаваемые  связи,  когда события  четко  следуют  друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.  Такое постро е-   ние сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказы- вают  младшим  дошкольникам( « Теремок », « Волк и козлята », « Колобок »,       « Репка »  и др.   Если  прямая  связь событий  прерывается  по ходу  сюжета появляется скрытый замысел, то существенно усложняет восприятие, а порой приводит  к  непониманию  произведения.  Например,   дети  не  всегда   отчетливо осознают содержание сказки братьев Гримм« Заяц и ёж »  или даже совсем простой сюжет сказки  « Маша и медведь ». Многие малыши  не улавливают  скрытого  замысла  девочки  Машеньки  и  в  связи с этим непр а- вильно понимали  некоторые  события  и поступки героев сказки. Пересказ ы- ваяя ее, дети  «спрямляют» сюжет, опуская эпизоды, где Маша прибегает  к хитрости. Схема пересказа нередко бывает такова: Маша попадает к медведю   ─  печет   пирожки  ─  медведь  доставляет  ее  к  бабушке  с  дедушкой.  В своих пересказах дети исключают основной конфликт и вся история   прио б-   ретает  не  вполне  соответствующий  оригиналу  благополучный характер.           Определенную трудность восприятия вызывают у малышей сказки с дву х-      частной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй( «Лиса и волк», « Кот, петух и лиса » и др.  Обычно ребенок улавливает и   воспро-   изводит одну из историй( частей) сказки.                                                                           При восприятии литературного произведения в центре внимания ребе н- ка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки.     Самостоятельно мысленно представить  героя, воссоздать его образ в своем  воображении  дети чаще  всего не  могут  и нуждаются   в наглядной опоре ─     иллюстрациях. К числу особенностей  детского восприятия  относится и   то,  что   прежде  всего   ребенок   видит   действия   и поступки персонажа, но не понимает его переживаний мотивов поведения. Например, нередко дети  п о-   ложительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь»  ─  «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой  принес », ─ игнорируя  то  обстоятельство, что девочка с хитростью побудила его к этому.         Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено. Р ебе-  нок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному ис-  ходу событий, торжеству добра над злом.         Вместе с тем  в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям  часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Так, мишку  из сказки теремок ребенок называет хорошим только потому, что у него дома есть любимая игрушка ─  мишка.          Cвоеобразие восприятия литературных произведений у детей 2─4 лет  заключается в том, что  при  осмыслении  текста малыш  опирается  главным образом на имеющейся у него непосредственный   опыт   ещё очень ограни-   ченный. Личный опыт превалирует над осознанием текста, мешая ребенку понять  те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность кот о- рую отмечают исследователи детства, ─ это необычайная тяга к ритмически  организованному  складу речи,  звучным  рифмам,  выразительной интона- ции.  Дети любят слушать и  читать стихи,  явно предпочитая  их  прозе. При   этом они тяготеют  прежде всего  к ритмам динамичным, мелодике радос т- ной,   плясовой. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова,   восклицания, интонации ребенок  усваивает национальный колорит русской  поэзии,  ее  дух, отчего литература становится  для  него  поистине родной.         Средний дошкольный возраст.  После четырех лет у ребенка набл ю-   даются   некоторые изменения в понимании  литературного  произведения.   Это связано с расширением круга его конкретных представлений обогащ е-       нием  его  жизненного  опыта,  знаний. Усложняется  и  читательский  опыт детей. Как   свидетельствуют исследования(   А. В. Запорожец, Т. И. Титаренко, О. О. Хоменко и др) ,   дети начинают   четче    ощущать границы     между реалистическими   и   сказочными  жанрами, чувствуют  законы  сказочной фантастики, возможность  или  невозможность  переноса  в  сказке функции одного предмета на другой.         На этом рано появляющемся у ребенка умении разграничивать в лит е-   ратурных произведениях реальное от фантастического  возникает возможно-   сть постепенно формироватьь первые представления о некоторых особеннос- тях жанра( сказка, рассказ, небылица и др. ) .  На данном возрастном этапе и н-   тенсивно   развивается  воссоздающее  воображение,  оно   становится   более самостоятельным. Оно помогает проникновению в авторский замысел    фо р-   мирует   правильное видение  героев и событий,  эмоциональное отношение к ним,    воспитывает эстетические чувства.     Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с  тем  совершенствующее   воображение ни  в   коей  мере не  отменяет, не отрицает положительную функцию иллюстрации.         На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное  произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, сп о- собны    при необходимости  вычленить из цепи событий отдельные  факты.    Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения   и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных   произведений  ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное      значение.  Ребенок 4─5  лет прежде всего активный соучастник изобража е- мых событий; он переживает их вместе с героями.         Многие исследователи( А. В. Запорожец,   А. М. Леушина, Н. Х. Швачкин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский и др. ) отмечают в среднем дошкольном возра с- те новое, особое отношение детей к языковым явлениям ─ ярко выраженную      реакцию на  СЛОВО,  интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести, его обыграть, осмыслить.         Старший дошкольный возраст. С 5 ─ летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка.    В этот период в какой- то   мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает  пристальный интерес, к содержанию произведения к установлению мног о- образных связей, к постижению его внутреннего смысла.         Самыми любимыми у детей  становятся волшебные сказки с их ч у-   десным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, пол- ным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных   мо-   тивов  ( коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др. ) , c яркими характерами героев. Русские народные сказки( « Морозко », «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Царевна лягушка », «Сивка –бурка» и многие другие) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непременной  борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной  неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.         Очень популярны у детей  “толстые» книжки полные, хитросплетений,   интриг и приключений( «Золотой ключик или Приключение Буратино » А. Толстого, «Приключение Чиполлино »Дж. Родари, « Приключение Незнайки и его друзей » Н. Носова, « Дядя Федор пес и кот»  Э. Уcпенского и др. ) .   Они  удовлетворяют  потребности детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.         Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения.   Ребенок способен понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает  выполнять  собственно  иллюстративную,    вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.         Накапливаемый довольно обширный жизненный опыт, помогает ему   осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события,  каких  подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду  с накопленным ранее жизненным      опытом обогащается  опыт опосредованный, и в частности литературный,   проявляющийся прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ,   относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово но и осознавать его роль в тексте.         Усложняется и понимание литературного героя, он начинает   прони- кать и в чувства мысли. В связи с этим становиться доступным восприятию не только герой с однозначным характером  плохой или хороший, но и более сложный чье поведение иногда характеризуется  противоречивыми посту п- ками,  нравственными переживаниями, сложными  мотивациями.   Возмо ж- ность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей,  которые связаны    не только с их действиями, но и   с чувствам.         Формирование у ребенка способности улавливать  эмоциональный подте кст  пр оизведения,  но далеко не всякий подтекст доступен детям.  Вместе с тем огромное удовольствие, получаемое детьми от  слушания басен и сказок  Андерсена, яркий эмоциональный отклик, искрений интерес к событиям и героям дают основание рассматривать  данный уровень понимания как определенный  этап будущего полноценного восприятия произведений подобного рода.         Таким образом, видно, что в течение всего дошкольного периода прои c ходят  активное   развитие  и  совершенствование  способностей  к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви  к книге, т. е. ребенок  успешно  формируется  как  читатель.          Это  обстоятельство заставляет нас,  педагогов тщательно продумывать вопросы  связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и  прежде всего отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Оставить комментарий: