a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей"Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров."

Автор: Попова Наталья Александровна Опубликовано: 2017-01-23 14:45:18

Документы для скачивания

Консультация для родителей

Особенности   восприятия и понимания детьми

литературных  произведений  разных  жанров.

В современной психологии и социологии  чтения термин« читатель»   распространяется  и  на  ребёнка   ─  дошкольника,  не  умеющего    читать;   он отражает общие  особенности восприятия  и  понимания,  книги, свойст- венные  слушанию в той  же мере,  что  и чтению.  Ученые (А.В.Запорожец , Д.Б.Эльконин, Л.С.Славина,  Д.М.Ароновская,  Н.С.Карпинская и др.) отмечают,   что  дошкольный  возраст  ─ период   активного   становления художественного восприятия  ребенка.  В это  время совершается переход от первоначального  восприятия,  когда  специфическое   эстетическое  отноше-  ние  к  действительности  еще слито  с  жизненным,  к  ступеням  собственно  эстетической  деятельности. Последняя реализуется  в  активном  мысленном  сопереживании ребенка героям, в перенесении им на  себя  действий,  чувств,      мыслей   персонажей.  Ряд  педагогов  и  психологов  высказывают  мысль  о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия  худо жественной   литературы,  характеризующегося  способностью   ребенка   к  отчуждению  от  позиции  героя,  умением  не  только мысленно  действовать вместе с героем,  но  и  становиться  как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.        

        В эстетическом развитии дошкольников выделяют два периода , имею- щих  резкие качественные различия  и тесно связанных с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно опредилил  К.И.Чу- ковский  Первый длится от «двух до пяти» ─ когда малыш еще недостаточ-   но  отчетливо  отделяет жизнь  от  искусства.  После пяти  лет начинается   второй период ─ когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности,  прежде всего от игры, становиться  самоцен-     ным.

        Художественное восприятие ребенка на протяжении  дошкольного воз-раста  развивается и совершенствуется.  Л.М.Гурович  на основе обобщения научных   данных и  собственного  исследования рассматривает  возрастные  особенности восприятия дошкольниками литературного произведения.        

        Младший дошкольный возраст.     Характерной  чертой  восприятия     литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понима-  ния художественного произведения от непосредственного личного опыта ре-   бенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными   представле-   ниями детей, осознаются ими легко и  правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно.    Иногда дети нео-   жиданно   по-своему осмысливают  самые, казалось бы,   простые вещи .  На-   пример,   строчки из стихотворения А.Барто  « Девочка ─ ревушка»  ─  «Не-   куда я не пойду!  Мне не нравиться  в саду»  и  «Ой, пойду  обратно, дома      неприятно»   ─ некоторые   трехлетние   малыши пересказывают по-своему, в  соответствии  со  своими  первыми  «  детсадовскими  »  впечатлениями:        «Она топнула ногой, не хотела в детский садик идти……Она потом не хоте- ла из детского садика уходить».

        Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют  в книге роль первоначального импульса для осмысленного воссоздания геро- ев  и  событий ; без рисунков  художника  воображение  малыша  может   не включиться в работу и текст не будет понят.

        В этом возрасте появляется первый литературный опыт, помогающий  малышу осознавать содержание произведений.

        Слушая литературные произведения,  дети прежде всего устанавливают  наиболее  легко  осознаваемые  связи,  когда события  четко  следуют  друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.  Такое построе-  ние сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказы- вают  младшим  дошкольникам(« Теремок », « Волк и козлята », « Колобок »,       « Репка »  и др.   Если  прямая  связь событий  прерывается  по ходу  сюжета появляется скрытый замысел, то существенно усложняет восприятие, а порой приводит  к  непониманию  произведения.  Например,   дети  не  всегда   отчетливо осознают содержание сказки братьев Гримм« Заяц и ёж »  или даже совсем простой сюжет сказки  « Маша и медведь ». Многие малыши  не улавливают  скрытого  замысла  девочки  Машеньки  и  в  связи с этим непра- вильно понимали  некоторые  события  и поступки героев сказки. Пересказы- ваяя ее, дети  «спрямляют» сюжет, опуская эпизоды, где Маша прибегает  к хитрости. Схема пересказа нередко бывает такова: Маша попадает к медведю   ─  печет  пирожки  ─  медведь  доставляет  ее  к  бабушке  с  дедушкой.  В своих пересказах дети исключают основной конфликт и вся история  приоб-  ретает  не  вполне  соответствующий  оригиналу  благополучный характер.           Определенную трудность восприятия вызывают у малышей сказки с двух-      частной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй(«Лиса и волк», « Кот, петух и лиса » и др.  Обычно ребенок улавливает и  воспро-   изводит одну из историй (частей ) сказки.                                                                  

        При восприятии литературного произведения в центре внимания ребен- ка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки.     Самостоятельно мысленно представить  героя, воссоздать его образ в своем  воображении  дети чаще  всего не  могут  и нуждаются   в наглядной опоре ─     иллюстрациях. К числу особенностей  детского восприятия  относится и   то ,  что   прежде  всего   ребенок   видит   действия   и поступки персонажа ,но не понимает его переживаний мотивов поведения. Например, нередко дети  по-  ложительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь»  ─  «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой  принес », ─ игнорируя  то  обстоятельство, что девочка с хитростью побудила его к этому.

        Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено.Ребе-  нок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному ис-  ходу событий, торжеству добра над злом.

        Вместе с тем  в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям  часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Так, мишку  из сказки теремок ребенок называет хорошим только потому , что у него дома есть любимая игрушка ─  мишка.

        Cвоеобразие восприятия литературных произведений у детей 2─4 лет  заключается в том, что  при  осмыслении  текста малыш  опирается  главным образом на имеющейся у него непосредственный   опыт   ещё очень ограни-  ченный . Личный опыт превалирует над осознанием текста ,мешая ребенку понять  те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной

Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность кото- рую отмечают исследователи детства, ─ это необычайная тяга к ритмически  организованному  складу речи,  звучным  рифмам,  выразительной интона- ции.  Дети любят слушать и  читать стихи,  явно предпочитая  их  прозе. При   этом они тяготеют  прежде всего  к ритмам динамичным, мелодике радост- ной,   плясовой. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора , повторяя слова ,   восклицания , интонации ребенок  усваивает национальный колорит русской  поэзии,  ее  дух , отчего литература становится  для  него  поистине родной.

        Средний дошкольный возраст.  После четырех лет у ребенка наблю-   даются   некоторые изменения в понимании  литературного  произведения.   Это связано с расширением круга его конкретных представлений обогаще-      нием  его  жизненного  опыта,  знаний. Усложняется  и  читательский  опыт детей. Как   свидетельствуют исследования (  А.В.Запорожец, Т.И.Титаренко, О.О.Хоменко и др),   дети начинают   четче    ощущать границы     между реалистическими   и   сказочными  жанрами , чувствуют  законы  сказочной фантастики , возможность  или  невозможность  переноса  в  сказке функции одного предмета на другой.

        На этом рано появляющемся у ребенка умении разграничивать в лите-  ратурных произведениях реальное от фантастического  возникает возможно-  сть постепенно формироватьь первые представления о некоторых особеннос- тях жанра ( сказка, рассказ ,небылица и др.).  На данном возрастном этапе ин-   тенсивно   развивается  воссоздающее  воображение,  оно   становится   более самостоятельным. Оно помогает проникновению в авторский замысел    фор-  мирует   правильное видение  героев и событий,  эмоциональное отношение к ним,    воспитывает эстетические чувства.     Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с  тем  совершенствующее   воображение ни  в   коей  мере не  отменяет , не отрицает положительную функцию иллюстрации.

        На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное  произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, спо- собны    при необходимости  вычленить из цепи событий отдельные  факты.    Характеризуя героев ,дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения   и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных   произведений  ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное      значение.  Ребенок 4─5  лет прежде всего активный соучастник изображае- мых событий; он переживает их вместе с героями.

        Многие исследователи ( А.В.Запорожец,  А.М.Леушина, Н.Х.Швачкин, С.Я.Маршак, К.И.Чуковский и др.) отмечают в среднем дошкольном возрас- те новое, особое отношение детей к языковым явлениям ─ ярко выраженную      реакцию на  СЛОВО,  интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести, его обыграть ,осмыслить.

        Старший дошкольный возраст. С 5 ─ летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка.    В этот период в какой-то   мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает  пристальный интерес, к содержанию произведения к установлению много- образных связей, к постижению его внутреннего смысла.

        Самыми любимыми у детей  становятся волшебные сказки с их чу-  десным вымыслом ,фантастичностью, развитым сюжетным действием, пол- ным конфликтов, препятствий ,драматических ситуаций, разнообразных  мо-  тивов  (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), c яркими характерами героев. Русские народные сказки (« Морозко » ,«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Царевна лягушка », «Сивка –бурка» и многие другие) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непременной  борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной  неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их .

        Очень популярны у детей  “толстые» книжки полные, хитросплетений,   интриг и приключений ( «Золотой ключик или Приключение Буратино » А.Толстого, «Приключение Чиполлино »Дж. Родари, « Приключение Незнайки и его друзей » Н.Носова, « Дядя Федор пес и кот»  Э. Уcпенского и др.).   Они  удовлетворяют  потребности детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.

        Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения.   Ребенок способен понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает  выполнять  собственно  иллюстративную,    вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.

        Накапливаемый довольно обширный жизненный опыт, помогает ему   осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события,  каких  подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду  с накопленным ранее жизненным      опытом обогащается  опыт опосредованный, и в частности литературный ,   проявляющийся прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ,   относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное , яркое слово но и осознавать его роль в тексте.

        Усложняется и понимание литературного героя, он начинает  прони-кать и в чувства мысли. В связи с этим становиться доступным восприятию не только герой с однозначным характером  плохой или хороший, но и более сложный чье поведение иногда характеризуется  противоречивыми поступ- ками,  нравственными переживаниями, сложными  мотивациями.  Возмож- ность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей,  которые связаны    не только с их действиями, но и  с чувствам.

        Формирование у ребенка способности улавливать  эмоциональный подтекст  произведения,  но далеко не всякий подтекст доступен детям.  Вместе с тем огромное удовольствие , получаемое детьми от  слушания басен и сказок  Андерсена, яркий эмоциональный отклик, искрений интерес к событиям и героям дают основание рассматривать  данный уровень понимания как определенный  этап будущего полноценного восприятия произведений подобного рода.

        Таким образом, видно, что в течение всего дошкольного периода проиcходят  активное   развитие  и  совершенствование  способностей  к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви  к книге, т.е. ребенок  успешно  формируется  как  читатель.

        Это  обстоятельство заставляет нас,  педагогов тщательно продумывать вопросы  связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и  прежде всего отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

 

Оставить комментарий: